Дорога, которой нет
Когда автомобиль капотом нырнул в реку Сосновку - стало не по себе. «Не волнуйся, - успокоил меня местный предприниматель Ильяс Муксунов. – Просто дожди последние дни шли, а так, когда сухо, то и на «девятке» можно речку вброд переехать». Так началась наша дорога от деревни Усть-Сосновка Яшкинского района в сторону границы с Томской областью. Однако скоро здесь многое может измениться…
Недавно два предпринимателя – Петр Вымятнин и Ильяс Муксунов – решили построить дорогу до речки Шумиха, которая разделяет Томскую и Кемеровскую области. За собственный счет. Не асфальт, конечно, но гравий – это тоже большое дело для тех, кто хоть раз накрепко засаживал свой автомобиль в извечную грязь на коротком – всего около четырех километров – отрезке пути в сторону границы с Томской областью.
«Направление» движения
Тут достаточно много небольших населенных пунктов. И поселок Ленинский, и Пашково, и Юрты-Константиновы (в просторечье Татары. – Прим. автора), и упоминавшаяся уже Усть-Сосновка и другие. Правда, людей здесь, как утверждают местные жители, с каждым годом все меньше и меньше. Причем большинство, особенно это касается молодежи, уезжают учиться не в Кемерово, а в традиционно студенческий Томск. До которого, кстати, напрямик (то есть по той самой дороге, что корреспондент «МК» преодолел чуть ли не вплавь) меньше ста километров.
Собственно, об этой дороге и пойдет речь. Конечно, «дорога» - это не совсем то слово, которое стоит употреблять к месту, где едва пробрался наш внедорожник. Скорее, как в известной шутке, «направление». И это направление как для жителей района, так и для яшкинцев весьма востребовано. У кого-то родственники в Томской области живут, у кого-то – дети учатся. Даже за покупками жители района часто отправляются именно в соседний регион. Так уж сложилось, что Томск для местных ближе, чем Кемерово.
Сегодня из Яшкинского района добраться до Томска можно тремя путями. Самый длинный и нелогичный – через Кемерово. Протяженность около 300 километров. Есть сезонный (зима-лето) – паром Поломошное – Юрга. Его длина (до Томска) около 150 километров. А есть дорога Усть-Сосновка – Ярское. Последнее – это село в Томской области, где начинается асфальтовое покрытие. Как я упоминал выше, от кузбасского «края географии» до столицы соседнего региона всего километров восемьдесят. Но главное в том, что почти 10 из них – это непролазная грязь вплоть до Ярского. Если дождя не было давно, то все хорошо. И речка Сосновка, которую в такое время можно преодолеть вброд даже на легковом автомобиле, и сама дорога – вполне пригодны для передвижения. Но если прошел хороший дождь, проехать можно либо на очень большом внедорожнике, либо на тракторе.
Недостаточная интенсивность
«Я родился и вырос здесь, - рассказывает Петр Вымятнин. – Сколько себя помню – всегда народ ездил через Усть-Сосновку. Потом совхоз стал загибаться. Дорогу и в добрые-то времена никто особо не содержал. Так… где машины разъездят, там и дорога. А потом и вовсе всем стало наплевать. Дорога начала зарастать. А народ-то все равно ездил. Куда деваться-то? И вот, насмотревшись, как в один непогожий день здесь машины застревали одна за другой буквально через несколько метров, я подумал: а может попытаться восстановить дорогу, расчистить ее, подсыпать гравием. Все полегче будет».
Петр Михайлович сейчас живет в Томске, но в родные места по-прежнему наезжает часто. Оставил тут себе домик в качестве дачи. Да и по делам в районе появляется. Решив стать дорожником поневоле, Петр Вымятнин подошел к делу основательно. Даже на собственные деньги приобрел бульдозер. «Без него нельзя, - говорит Петр Михайлович. – И расширить дорогу, и срезать колею, которую за многие годы наездили здесь, да и гравий потом растаскивать по всей ширине – короче, бульдозер нужен».
«А колея здесь была! – вступает в беседу Ильяс Муксунов. – Мало не покажется! Даже мой L-200 застревал, просто садился на мосты. И это притом, что я езжу здесь не первый десяток лет. Еще вместе с отцом начинал – на тракторе. Знаю каждую яму, каждое топкое место, где можно сесть намертво. То, что мы сейчас показали, – это уже много сделано. Нет той же колеи. Что очень важно. По сути, осталось только отсыпать гравием. На своем транспорте я буду его привозить, а потом бульдозером разровняем».
Однако история с яшкинским бездорожьем началась несколько раньше – прежде чем Петр Вымятнин купил бульдозер. Для начала кузбассовец-томич решил обратиться в областную администрацию с просьбой построить злополучную дорогу. Под письмом подписались многие жители района. А вскоре из дирекции областного дорожного фонда пришел ответ за подписью ее руководителя Олега Шурыгина, из которого стало понятно, что новой дороги жителям Яшкинского района не видать. Причин тому в письме от главного кузбасского дорожника называлось несколько. Разумеется, отсутствие денег и… недостаточно интенсивное движение в данном направлении. И это притом, что любого, отправившегося через речку Сосновку в сторону Томской области, лично я назвал бы отчаянным смельчаком. Какая уж тут интенсивность.
В ожидании солнца…
Как сообщил корреспонденту «МК в Кузбассе» заместитель руководителя дирекции областного дорожного фонда Александр Протопопов, речь о дороге «на Томск» действительно заходила, но - только речь. Никаких конкретных проектов не существует даже на бумаге. Более того, и решения о строительстве в каком-то обозримом будущем тоже нет. Плюс к этому чисто теоретически существует альтернативный вариант «дорожной карты»: связать два региона может не только направление Усть-Сосновка – Ярское, но и Пашково – Косогорово. «Ничего более подробно в настоящее время сказать не могу», - подытожил Александр Протопопов. «Конечно! - обижается Петр Вымятнин. – Сейчас на юг области вон какую трассу строят. Разумеется, она нужна. Но ведь и здесь, в Яшкинском районе, тоже люди живут. И нам тоже надо ехать».
Вот и получилось, что власти строить дорогу пока не планируют, а проблема (острая или не очень – у дорожного фонда и жителей района разное мнение по этому поводу) существует. Конечно, можно сказать, что в этом смысле паром Поломошное – Юрга – это соломоново решение. Но, во-первых, он работает только зимой, когда лед хорошенько окрепнет, и летом, когда вода в Томи окончательно очистится от весеннего половодья. А во-вторых, на том же L-200 проезд на пароме обойдется в 300 рублей. Это плюс к расходам на топливо. Поэтому вполне логично, что большинство автомобилистов норовит проскочить через реку Сосновку, сэкономив бензинокилометры и время в пути.
«О том, чтобы построить полноценную современную дорогу за собственный счет, разумеется, речь не идет, - продолжает Петр Михайлович. – Но выровнять, расширить и отсыпать гравием - нам с Ильясом, надеюсь, это по силам. Да и людей много здесь не нужно: бульдозерист и водители самосвалов».
Принять непростое решение о восстановлении дороги за счет собственных средств двух предпринимателей подтолкнул тот факт, что томские дорожники якобы в этом году собираются отсыпать свою часть межрегионального пути: от села Ярское до речки Шумиха. «Получается, что нам остается только своя, кузбасская часть», - говорит Вымятнин. Если все пойдет по задуманному, то вскоре Яшкинский район станет немного ближе к Томской области.
Кстати, управлять дорожным бульдозером взялся еще один выходец из района, бывший житель Усть-Сосновки Геннадий Быков, который не так давно переехал жить в Ярское. «Там получше как-то, - говорит Геннадий Михайлович. – И в плане обустроенности, и в плане работы. Короче, лучше. Но тут, в Усть-Сосновке, у меня осталось два хороших дома. Продавать я их не стал. Смысл отдавать за бесценок?! 30 тысяч предложили. Да я лучше буду сюда ездить отдыхать. Так что дорога и мне нужна. И многим еще. Вот и решил поучаствовать».
Однако пока Генадий Быков, а точнее, его бульдозер стоит без дела в ожидании хорошей погоды. Дожди размыли землю так, что КамАЗам, груженым гравием, просто не проехать. А Петр Вымятнин и Ильяс Муксунов с надеждой ждут жаркого летнего солнца, чтобы оно подсушило землю, и та пропустила тяжелую технику.
…Если задуманное удастся, то «яшкинский проект» по праву можно будет назвать народной стройкой. В том смысле, что дорогу построят представители народа – два предпринимателя, которые смогли объединиться для достижения действительно благой для многих жителей района цели.
Читайте так же