Лучший по спецпредметам
В минувший вторник в Кузбасском региональном институте развития профессионального образования прошел первый этап финальных испытаний для претендентов на звание «Преподаватель года – 2011».
Пятерка лучших педагогов из учреждений начального профобразования и пятеро профессионалов своего дела, обучающих детей в техникумах и колледжах (учреждения среднего профобразования) состязались в мастерстве, опровергая известный стереотип: в ПТУ и техникуме качественное образование получить невозможно.
«Черный Плащ» с указкой педагога
Каким должен быть педагог профучилища или техникума? Хорошим предметником, который может научить ребят азам профессии? Грамотным воспитателем и психологом, умеющим найти подход к каждому? Наверное, и тем и другим одновременно. А еще человеком творческим, инициативным и, что очень важно, человеком современным, который идет в ногу со временем. Без этого невозможен диалог со студентами. «На одном из уроков, - рассказывает Ольга Филимонова, преподаватель спецдисциплин Профессионального лицея №70 города Новокузнецка, – мои подопечные – а это в основном мальчишки – чересчур расшалились. Чтобы призвать их к порядку, я раскинула руки в стороны и крикнула: «Я – Черный Плащ!» Дисциплина была обеспечена мгновенно. Теперь ребята ловят каждое мое слово. Мол, вдруг я еще что-нибудь подобное выкину». Кому-то это покажется смешным – да так оно и есть на самом деле. Только, видимо, в том числе и в этом заключается мастерство педагога: удивить и заставить слушать.
Зачем педагогам нужен этот конкурс? Зачем писать какие-то программы, разрабатывать новые, как модно говорить сейчас, «инновационные» способы обучения, если начальное профобразование сейчас, в проекте нового ФЗ «Об образовании», вовсе выпало из образовательного процесса, как бы оказалось вне закона наряду с образованием художественным? Ведь сейчас, по мнению разработчиков закона, нам не нужны ни токари с фрезеровщиками, ни танцовщики, ни музыканты, ни художники, да и вообще – ничего не нужно. Так чего же копья ломать? «Сам я не принимал участия в обсуждении проекта закона «Об образовании», хотя, безусловно, и видел всю полемику на сайте Министерства образования, - рассказывает еще один участник конкурса в номинации «Преподаватель НПО» Александр Зеляев, преподаватель спецдисциплин профессионального училища №41 города Прокопьевска. – Но как человек, прошедший все ступени: училище – техникум - вуз, могу сказать, что именно начальное профобразование является индивидуальным. Здесь есть закрепление полученных знаний и навыков на практике, чего нет на других ступенях образования…»
Профессия на всю жизнь
Наверное, так оно и есть. Ведь профессия токаря или фрезеровщика, полученная в профтехучилище, остается на всю жизнь, и какие бы не произошли карьерные треволнения, профессиональные «корочки» позволят человеку заработать на свой кусок хлеба. И позволяют зарабатывать выпускникам.
Сейчас, конечно, все не так, как в советские годы, когда связь ПТУ (техникум) – работодатель была прочной и неразрывной цепью. Нынче фактически брошенным в пучину самовыживания профессиональным училищам и техникумам приходится самим учиться зарабатывать деньги, равно как и налаживать разрушенные звенья этой цепи. «Раньше работодатель требовал, чтобы мы готовили высококвалифицированные кадры, при этом не объяснял, какой специалист ему нужен, - говорит Надежда Евдокимова, - преподаватель спецдисциплин профессионального училища №86 города Белово. - Мы постарались наладить такое взаимодействие. Мы готовим работников торговли, и, общаясь с потенциальными работодателями, мы совместно сформировали те критерии, обозначили те навыки, которыми должен обладать выпускник, который придет к ним на работу. Причем эти критерии меняются в зависимости от потребностей работодателя. Это позволяет решать вопросы, связанные с трудоустройством выпускников училища».
Связь с работодателями
Эти вопросы неразрывно связаны и с качеством обучения. Например, Галина Кочеткова, преподаватель спецдисциплин кемеровского профессионального лицея №1 рассказала, что их лицей уже не один десяток лет сотрудничает с КВСК (Кузбасской вагоностроительной компанией), бывшим предприятием «Кемеровохиммаш». И сейчас на базе этого предприятия создается учебно-производственный центр, где будут обучаться ребята. Отмечу, что автору этих строк доводилось слышать от специалистов КВСК, что выпускники лицея №1 приходят на предприятие более подготовленными для работы на производстве, чем выпускники некоторых других образовательных учреждений. И это обстоятельство в том числе сыграло свою роль в принятии решения относительно создания такого центра. «Сейчас уже почти подготовлены все документы для создания Центра…» - уточнила Галина Кочеткова.
Кузбасс – регион угольный. И специалисты угольной отрасли, причем специалисты высокого уровня у нас востребованы работодателями как нигде. Но как повысить конкурентоспособность молодых шахтеров и горняков? «В нашем техникуме самое серьезное внимание уделяется этому вопросу, - рассказала преподаватель спецдисциплин Кемеровского горнотехнического техникума Екатерина Герлингер. - Мы постоянно сотрудничаем с работодателями и потенциальными партнерами, у нас существует программа, позволяющая «работать на работодателя», готовить специалистов в соответствии с его потребностями».
С позиции успеха
«Я считаю, что нужно подходить и к конкурсу, и в преподавательской деятельности с позиции успеха. Ведь не зря же существует изречение: только победитель может вырастить победителя», - говорит преподаватель психологии Профессионального колледжа города Новокузнецка Анастасия Куторкина. И все финалисты уже лучшие, они уже стали победителями, сумев обойти коллег на предварительных этапах, смогли показать себя и научиться у других.
Вот если бы еще законодатель обратил внимание на сферу начального и профессионального образования, если бы понял, насколько непросто учить профессии ребятишек, в том числе из неблагополучных семей, воспитанников детских домов и интернатов – ведь общеизвестно, что такие дети в вуз поступить не могут в 90%, а то и в 99% случаев. И все бремя воспитания таких ребят кладется на плечи педагогов из сферы начального профобразования.
Думается, что если бы на федеральном уровне всем чиновникам от образования можно было вменить в обязанность обучать собственных детей сначала в профессиональных училищах и техникумах, а лишь потом – в вузах российских и заграничных, тогда бы в сфере начального профобразования улучшилась бы и материальная база, и довольствие педагогов, и было бы больше времени у педагогов для творчества, для «инновационной и научной» деятельности.
Но пока, к сожалению, этого нет. И той десятке лучших, которые хотят чего-то улучшить и добиться в профессии, надо бы говорить большое спасибо. Просто за то, что они есть.
Справка «МК»
Конкурс «Преподаватель года» проводится в Кемеровской области с 2006 года. Тогда в конкурсе приняли участие 30 педагогов из 18 образовательных учреждений в номинации «Преподаватель СПО». С 2007 года появилась еще одна номинация – «Преподаватель НПО». За 6 лет существования конкурса в нем приняли участие 354 педагога из 54% всех учреждений начального и профобразования Кузбасса.
Пятерка лучших педагогов из учреждений начального профобразования и пятеро профессионалов своего дела, обучающих детей в техникумах и колледжах (учреждения среднего профобразования) состязались в мастерстве, опровергая известный стереотип: в ПТУ и техникуме качественное образование получить невозможно.
«Черный Плащ» с указкой педагога
Каким должен быть педагог профучилища или техникума? Хорошим предметником, который может научить ребят азам профессии? Грамотным воспитателем и психологом, умеющим найти подход к каждому? Наверное, и тем и другим одновременно. А еще человеком творческим, инициативным и, что очень важно, человеком современным, который идет в ногу со временем. Без этого невозможен диалог со студентами. «На одном из уроков, - рассказывает Ольга Филимонова, преподаватель спецдисциплин Профессионального лицея №70 города Новокузнецка, – мои подопечные – а это в основном мальчишки – чересчур расшалились. Чтобы призвать их к порядку, я раскинула руки в стороны и крикнула: «Я – Черный Плащ!» Дисциплина была обеспечена мгновенно. Теперь ребята ловят каждое мое слово. Мол, вдруг я еще что-нибудь подобное выкину». Кому-то это покажется смешным – да так оно и есть на самом деле. Только, видимо, в том числе и в этом заключается мастерство педагога: удивить и заставить слушать.
Зачем педагогам нужен этот конкурс? Зачем писать какие-то программы, разрабатывать новые, как модно говорить сейчас, «инновационные» способы обучения, если начальное профобразование сейчас, в проекте нового ФЗ «Об образовании», вовсе выпало из образовательного процесса, как бы оказалось вне закона наряду с образованием художественным? Ведь сейчас, по мнению разработчиков закона, нам не нужны ни токари с фрезеровщиками, ни танцовщики, ни музыканты, ни художники, да и вообще – ничего не нужно. Так чего же копья ломать? «Сам я не принимал участия в обсуждении проекта закона «Об образовании», хотя, безусловно, и видел всю полемику на сайте Министерства образования, - рассказывает еще один участник конкурса в номинации «Преподаватель НПО» Александр Зеляев, преподаватель спецдисциплин профессионального училища №41 города Прокопьевска. – Но как человек, прошедший все ступени: училище – техникум - вуз, могу сказать, что именно начальное профобразование является индивидуальным. Здесь есть закрепление полученных знаний и навыков на практике, чего нет на других ступенях образования…»
Профессия на всю жизнь
Наверное, так оно и есть. Ведь профессия токаря или фрезеровщика, полученная в профтехучилище, остается на всю жизнь, и какие бы не произошли карьерные треволнения, профессиональные «корочки» позволят человеку заработать на свой кусок хлеба. И позволяют зарабатывать выпускникам.
Сейчас, конечно, все не так, как в советские годы, когда связь ПТУ (техникум) – работодатель была прочной и неразрывной цепью. Нынче фактически брошенным в пучину самовыживания профессиональным училищам и техникумам приходится самим учиться зарабатывать деньги, равно как и налаживать разрушенные звенья этой цепи. «Раньше работодатель требовал, чтобы мы готовили высококвалифицированные кадры, при этом не объяснял, какой специалист ему нужен, - говорит Надежда Евдокимова, - преподаватель спецдисциплин профессионального училища №86 города Белово. - Мы постарались наладить такое взаимодействие. Мы готовим работников торговли, и, общаясь с потенциальными работодателями, мы совместно сформировали те критерии, обозначили те навыки, которыми должен обладать выпускник, который придет к ним на работу. Причем эти критерии меняются в зависимости от потребностей работодателя. Это позволяет решать вопросы, связанные с трудоустройством выпускников училища».
Связь с работодателями
Эти вопросы неразрывно связаны и с качеством обучения. Например, Галина Кочеткова, преподаватель спецдисциплин кемеровского профессионального лицея №1 рассказала, что их лицей уже не один десяток лет сотрудничает с КВСК (Кузбасской вагоностроительной компанией), бывшим предприятием «Кемеровохиммаш». И сейчас на базе этого предприятия создается учебно-производственный центр, где будут обучаться ребята. Отмечу, что автору этих строк доводилось слышать от специалистов КВСК, что выпускники лицея №1 приходят на предприятие более подготовленными для работы на производстве, чем выпускники некоторых других образовательных учреждений. И это обстоятельство в том числе сыграло свою роль в принятии решения относительно создания такого центра. «Сейчас уже почти подготовлены все документы для создания Центра…» - уточнила Галина Кочеткова.
Кузбасс – регион угольный. И специалисты угольной отрасли, причем специалисты высокого уровня у нас востребованы работодателями как нигде. Но как повысить конкурентоспособность молодых шахтеров и горняков? «В нашем техникуме самое серьезное внимание уделяется этому вопросу, - рассказала преподаватель спецдисциплин Кемеровского горнотехнического техникума Екатерина Герлингер. - Мы постоянно сотрудничаем с работодателями и потенциальными партнерами, у нас существует программа, позволяющая «работать на работодателя», готовить специалистов в соответствии с его потребностями».
С позиции успеха
«Я считаю, что нужно подходить и к конкурсу, и в преподавательской деятельности с позиции успеха. Ведь не зря же существует изречение: только победитель может вырастить победителя», - говорит преподаватель психологии Профессионального колледжа города Новокузнецка Анастасия Куторкина. И все финалисты уже лучшие, они уже стали победителями, сумев обойти коллег на предварительных этапах, смогли показать себя и научиться у других.
Вот если бы еще законодатель обратил внимание на сферу начального и профессионального образования, если бы понял, насколько непросто учить профессии ребятишек, в том числе из неблагополучных семей, воспитанников детских домов и интернатов – ведь общеизвестно, что такие дети в вуз поступить не могут в 90%, а то и в 99% случаев. И все бремя воспитания таких ребят кладется на плечи педагогов из сферы начального профобразования.
Думается, что если бы на федеральном уровне всем чиновникам от образования можно было вменить в обязанность обучать собственных детей сначала в профессиональных училищах и техникумах, а лишь потом – в вузах российских и заграничных, тогда бы в сфере начального профобразования улучшилась бы и материальная база, и довольствие педагогов, и было бы больше времени у педагогов для творчества, для «инновационной и научной» деятельности.
Но пока, к сожалению, этого нет. И той десятке лучших, которые хотят чего-то улучшить и добиться в профессии, надо бы говорить большое спасибо. Просто за то, что они есть.
Справка «МК»
Конкурс «Преподаватель года» проводится в Кемеровской области с 2006 года. Тогда в конкурсе приняли участие 30 педагогов из 18 образовательных учреждений в номинации «Преподаватель СПО». С 2007 года появилась еще одна номинация – «Преподаватель НПО». За 6 лет существования конкурса в нем приняли участие 354 педагога из 54% всех учреждений начального и профобразования Кузбасса.
Читайте так же