Мегабайты сменяют минуты…

'МегабайтыВ пятницу состоялось событие, которое определит ближайшее будущее развития телекоммуникационной отрасли в России и для Кемеровской области в частности: в Самаре открылся крупнейший дата-центр оператора сотовой связи «МегаФон».


Как заявил корреспонденту «МК в Кузбассе» на открытии дата-центра первый заместитель генерального директора компании «МегаФон» Валерий Ермаков, в ближайшем будущем должны произойти настолько серьезные перемены в телекоммуникационной отрасли страны, что они в значительной мере изменят лицо самой мобильной связи.

Опережая прогнозы…


Однако сначала немного истории. В 2000 году, когда современный «телеком» только зарождался, аналитиками рынка была написана концепция развития отрасли в России на ближайшее десятилетие – то есть по 2010 год. Так вот, согласно прогнозам, к настоящему моменту в нашей стране должно было насчитываться около 15 миллионов абонентов мобильной связи. При этом со стороны оппонентов звучали голоса о том, что авторы концепции заведомо слишком оптимистичны: настолько нереальной казалась армия пользователей сотовой связи в 15 миллионов человек.Какова же реальная картина? Теперь, спустя 10 лет, мы уже можем оперировать не предположениями или догадками, а исключительно фактами. «Сегодня в России зарегистрировано более двухсот миллионов активных сим-карт, - говорит Валерий Ермаков. – А это говорит только об одном: даже смелые прогнозы относительно судьбы телекома в стране оказались многократно заниженными в сравнении с реальностью».

'МегабайтыСамарский ЦОД (Центр обработки данных), открытие которого состоялось 9 октября, по сути является огромным машинным мозгом, пропускающим через себя такие объемы информации, что неподготовленному человеку даже трудно представить. Именно через него теперь осуществляется сложнейший процесс мониторинга и управления многими процессами, отвечающими за надежную мобильную связь и обмен данными между странами, регионами, городами.Например, благодаря дата-центру «МегаФона», несмотря на постоянный лавинообразный рост трафика, россияне и кузбассовцы в частности могут пользоваться Интернетом на высоких скоростях и с надлежащим качеством связи и сегодня, и в будущем. Но это направление работы ЦОД - только маленькая часть того огромного айсберга современного активно развивающегося телекома, который заложили представители компании «МегаФон».
«Я уверен, что скоро изменится сам принцип тарификации связи, - продолжает Валерий Ермаков. – Изначально основой любой связи была минута. И это было актуально не только в прошлом веке или когда телефон только появился. Минута как основа тарификации была актуальна еще совсем недавно. Но все большее значение в плане тарификации, единицы современной связи приобретает… мегабайт».

По совам топ-менеджера сотового оператора, минута как единица измерения неразрывно связана с так называемым «голосом». То есть голосовыми услугами связи. И начиная с 2000 года в «голосе» произошла настоящая революция. В том числе и кратный рост «голоса». Так, сегодня в среднем в России абонент выговаривает 300 минут в месяц. Подчеркну: в среднем. А значит, кто-то меньше, а кто-то – гораздо больше.
Как уверены в «МегаФоне», к настоящему моменту «голос» достиг предельных значений роста. Теперь основным драйвером роста сотовые операторы рассматривают передачу данных. А значит, утверждение Валерия Ермакова о том, что минута должна уступить место мегабайту, вполне логично. Но для того чтобы очередная революция случилась, необходимо ее технологическое обеспечение. Каковым и являются дата-центры: супермощные, суперсовременные, супернадежные…

5 тонн на метр

«Наш центр является уникальным объектом телекоммуникационной сферы мирового уровня, - заявил директор Поволжского филиала ОАО «МегаФон» Андрей Курданов. – Более того, в России другого дата-центра такого уровня просто нет. Ни у одного оператора сотовой связи либо любого другого игрока телекоммуникационного рынка. И создание такого уникального центра первоначально было задачей нашей компании».

Как пояснили специалисты ЦОД, даже само здание обладает настолько специфическими (заложенными в него авторами проекта) свойствами, что не рассказать о них отдельно просто нельзя. Во-первых, чтобы соответствовать определенным критериям, в том числе по безопасности, как физической, так и аппаратной, ЦОД разместился в отдельно стоящем здании. Оно состоит из 5 этажей над поверхностью и одного цокольного. При этом (во-вторых) здание построено с учетом высокой несущей способности. По проекту строение может выдерживать нагрузку на один квадратный метр в… 5 (!) тонн. Для возведения здания даже использовалась особая сверхпрочная арматура сечением 42 миллиметра. Таким образом, и это в-третьих, если учесть, что общая площадь здания составляет почти 7 тысяч квадратных метров, то путем несложных математических действий можно вычислить, сколько тысяч тонн современнейшего оборудования сможет разместиться в ЦОД.

А потому, в-четвертых, проектная мощность энергоснабжения только одного здания дата-центра равна той, что потребляет небольшой жилой район современного города с населением в 10 тысяч человек. Итак, подключенная мощность составляет 8 миллионов ватт. В-пятых, системы работы в ЦОД организована таким образом, что безопасность работы оборудования во всех шести автозалах контролируется в автоматическом режиме, в который при необходимости могут вмешиваться операторы. Которые, кстати, находятся здесь же, в дата-центре на верхнем этаже. Смена из 15 человек в централизованном порядке контролирует работу огромной телекоммуникационной системы федерального оператора связи. Любые сбои, информация о любых нештатных ситуациях в любом из подконтрольных региональных филиалов в режиме реального времени поступает в ЦОД. Здесь же принимается решение и определяется способ устранения проблемы.

Катастрофоустойчивость

«Даже с учетом того, что нашей компании, являющейся признанным лидером, например, в продвижении на российском рынке телекома связи 3G, мощностей нового дата-центра слишком много, - отмечает первый заместитель директора Поволжского филиала ОАО «МегаФон» Александр Григорьев. – Да и Центр изначально проектировался таким образом, чтобы помимо потребностей компании он мог удовлетворять и потребности других игроков рынка. Всех, кому необходима современная надежная и качественная связь».
В этой связи стоит отметить, что ЦОД в ближайшее время пройдет процедуру сертификации по международному стандарту TIER-III, который предусматривает в том числе и соответствующий уровень безопасности и даже катастрофоустойчивости.

'МегабайтыСогласно планам специалистов «МегаФона», под собственное оборудование потребуется всего один автозал. Остальные пять будут предоставлены на аутсорсинг. То есть ими смогут воспользоваться другие компании.
«В первую очередь это крупные банковские организации, - говорит Андрей Курданов. – Например, для осуществления надежной работы удаленных банковских сервисов, интернет-банкинга, «пластика». Для всего этого необходимы надежные, скоростные и защищенные каналы связи. Именно такие, какие предоставляет наш ЦОД. И многие крупные банки уже поняли, что проще разместить свои серверы, например, в дата-центре «МегаФона», чем содержать их у себя – часто в неприспособленных помещениях, не гарантирующих безопасность оборудования. Кроме того, содержание подобной техники стоит очень дорого. А, например, даже небольшой переезд, связанный с отключением оборудования, может обернуться таким количеством проблем и для банка, и для его клиентов, что репутационные риски перекрывают все возможные прямые финансовые потери».

Кроме банков услугами ЦОД могут заинтересоваться любые федеральные компании, которые так или иначе сталкиваются с потоками данных по всей стране или между отдельными регионами. Уже до конца 2010 года в ЦОД должны зайти два крупных партнера «МегаФона». Однако их названия, сославшись на закрытый характер информации, руководство дата-центра называть пока не стало.

…Известная мысль о том, что «кто владеет информацией, тот владеет миром», сегодня как нельзя более актуальна. Тем паче что современный мир – это по большей части и есть информация. А потому стоит отметить, что с запуском самарского дата-центра компания «МегаФон» не только подтверждает имидж продвинутого оператора мобильной связи, способного предоставить своим абонентам услуги премиального уровня на доступных условиях, востребованных сегодня. Подобный центр обработки данных – это задел на будущее, гарантия доступа к информации.
Владимир Соловьев
 
0

Комментарии:


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Сколько будет 2+3
Ответ:*
Введите два слова, показанных на изображении: *
Новое в блогах
Наш опрос
Часто ли вы смотрите телевизор?
Постоянно включен
Более 6 часов в день
3-4 часа в день
1-2 часа
Изредка включаю
Затрудняюсь ответить

Стопкадр
TV программы
Мы в социальных сетях
Свежий номер

Московские полосы еженедельника "МК в Кузбассе" читайте в печатном варианте или на сайте

Календарь
«    Октябрь 2010    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Архив публикаций