Дорогие ПДД…
Если водители будут строго следовать букве закона, то начиная с 20 ноября 2010 года проехать через площадь Советов в Кемерове будет не то чтобы трудно, но и практически невозможно. И все потому, что главную площадь области пересекает от тротуара до тротуара пешеходный переход длиной метров 50.
«МК» продолжает тему нововведений в Правила дорожного движения. Напомним, что они коснулись достаточно многих моментов, в том числе даже терминологии, которой теперь будут оперировать автовладельцы и госавтоинспекторы. В предыдущем №35 речь подробно шла об изменениях, коснувшихся правил использования ремней безопасности, организации движения на круговых перекрестках, использования ближнего света фар, изменения смысла термина «обгон» и многого другого. Прокомментировать нововведения редакция попросила профессионалов – руководителей кемеровских автошкол. Их мнения приведены ниже.
А корреспондент «МК», в свою очередь, решил попробовать спрогнозировать ситуацию, которая возможна в условиях обновленных ПДД.
В ожидании пешехода…
Итак, возвращаюсь к площади Советов. В этой связи напомню, что согласно изменениям в ПДД водители обязаны уступить дорогу пешеходам, ступившим на «зебру». Причем независимо от того, создают они ему помеху или нет. Увидел пешехода на пешеходном переходе – будь добр, остановись. Даже если человек, переходя дорогу, находится еще на полосе встречного движения. Исключение составляет только случай, когда дорога оборудована разделительной полосой, конструктивно выделенной над поверхностью проезжей части.
А теперь вернемся на площадь Советов. Никакой разделительной полосы там и в помине нет. Зато есть неусыпный экипаж сотрудников ДПС, которые, и это правильно, должны следить за соблюдением Правил дорожного движения, а их нарушителей – выявлять и наказывать. Представьте себе гипотетическую ситуацию. По крайней мере те, кто бывал на площади. Двигаются автомобили со стороны филармонии в центр. При выезде на перекресток проспекта Советского и улицы 50 лет Октября им преграждает путь тот самый пешеходный переход, тянущийся через всю площадь. По логике, если с правой обочины, которая находится метрах в 30-40 от проезжей части (кроме проезжей части на площади есть и пешеходная, причем она занимает большую часть площади), по переходу идет человек, то водители должны остановиться. Ждать в этой ситуации можно 1,5-2 минуты. Соответственно, пробка «длиною в жизнь» обеспечена.
А вот еще поворот сюжета. В изменениях в ПДД не сказано, в каком именно направлении двигается пешеход по «зебре». А на площади люди могут пересекать «зебру», двигаясь, например, что называется, поперек – в пешеходной зоне со стороны областной администрации к кемеровской мэрии. При этом в момент пересечения «зебры» они таки будут тоже находиться на переходе. А значит, автомобили опять же должны стоять. Хотя и двигаются пешеходы и водители далеко друг от друга и - параллельно.
Ситуация глупая, бредовая, нереальная - с точки зрения логики жизни. Но вполне возможная юридически. И если сотрудники ГИБДД будут следовать букве закона, то невообразимых пробок не избежать. Единственное, что обнадеживает, так это слова Олега Шарфа, начальника отдела ДПС областной ГИБДД. Олег Владленович, рассказывая о вступающих в силу изменениях, отметил, что необходимо оценивать каждую конкретную ситуацию, возникающую на дороге, и принимать взвешенные решения. Сотрудникам Госавтоинспекции - в смысле. Например, признать большую клумбу у памятника Ленину тем самым конструктивным элементом. Вот только незадача: на площади нет встречного движения, так что и разграничивать нечего. Или стереть «зебру». Рядом с пешеходной зоной по крайней мере…
5 тысяч за видео
Обновленные ПДД вступают в силу с ноября, а вот поправки в Кодекс об административных правонарушениях в два захода: 23 сентября и 21 ноября 2010 года. И согласно этим поправкам ответственность за некоторые нарушения ужесточатся кратно. Так, например, «Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» (читай – тонировка) повлечет за собой наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. Это предусматривает статья 12.5 КОАП РФ. До недавнего времени подобное нарушение каралось всего ста рублями. Изменения в статью 12.15 КОАП РФ вступят в силу 21 ноября, после того как поменяется смысл термина «обгон». Самый жесткий пункт этой статьи - №4. Согласно ему наказание за «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи» влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. Это в старой редакции. А вот поправка добавила в КОАП ответственность за выезд на «встречку» в нарушение ПДД ответственность и в случае любой видеофиксации такого нарушения. Правда, в этом случае автовладелец сможет отделаться только штрафом, но в размере 5 (!) тысяч рублей.
Комментарий эксперта
Сергей Максимов, заместитель начальника Кемеровской объединенной технической школы по учебно-воспитательной работе:
- Считаю, что нововведение относительно ремней безопасности – это правильное решение. Пристегиваться должны все. Безопасность – это не просто слово. Это то, о чем в современных условиях дорожного движения нельзя забывать. Еще несколько лет назад автомобилей было гораздо меньше. Сегодня на улицах нашего города едва ли можно проехать, не попав в пробку. Машин много, количество ДТП, соответственно, растет. А значит, пристегиваться должны все – без исключений.
Еще одним положительным моментом изменений в ПДД считаю обязанность водителей включать ближний свет или дневные ходовые огни. Уверен, что свет фар поможет избежать многих аварий. Соответственно, я сам всегда езжу с включенным фарами. Это действительно привлекает к автомобилю дополнительное внимание всех участников движения, позволяет его раньше заметить.
Относительно движения на круговых перекрестках, считаю, что сделать «кольцо» главным – это тоже правильно. Нововведение поможет избежать ненужных пробок.
Это, как говорится, о положительном. Теперь о проблемных моментах, которые вводят или не решают изменения в ПДД.
По поводу обязанности водителя уступить дорогу пешеходу. Бесспорно, на «зебре» надо пешехода пропускать, но ведь нелогично, оказавшись на одной стороне, например, улицы Терешковой, остановиться и ждать пешехода, идущего неспешно с другой стороны проезжей части. Напомню, что здесь 6 полос движения.
Кроме того, в изменениях не учтена необходимость, на мой взгляд, вводить серьезную ответственность при ДТП не только для водителей, но и для пешеходов. Люди должны быть не только сознательными, но и банально бояться нарушать ПДД, чтобы избежать больших штрафов или более сурового наказания.
Речь идет, например, о пешеходах, которые стали причиной аварии с участием нескольких автомобилей. Во-первых, на них должно распространяться наказание за оставление места ДТП. Во-вторых, такие пешеходы должны отвечать по всей строгости перед законом.
Комментарий эксперта
Владимир Ермоленко, директор автошколы Всекузбасского общества автомобилистов:
- Говоря об изменениях в ПДД, отмечу сразу: различные поправки вносятся в Правила часто. Сейчас есть определенные положительные моменты, которые позволят устранить разногласия, возникавшие между водителями и ГИБДД.
В качестве такого примера можно привести ситуацию с «обгоном». Хорошо, что теперь это понятие четко прописано и связано именно с выездом на полосу встречного движения. Раньше инспекторы ДПС могли обвинить в нарушении требований знака «Обгон запрещен», когда водитель двигался по своей полосе, опережая транспортное средство, едущее по соседней полосе в попутном направлении.
По ремням безопасности. Теперь пристегиваться должны все. Даже сотрудники оперативных служб, наши инструкторы, пассажиры, находящиеся на втором ряду сидений. В том случае, разумеется, если эти места оборудованы ремнями безопасности.
Из спорных изменений я бы отметил, например, ситуацию с проездом пешеходных переходов. Конечно, пешеходов, которые идут по «зебре» на разрешающий сигнал светофора, надо пропускать. Но если это будет происходить так, как предписывают новые Правила, то пропускная способность упадет в разы. Только подумайте: ступил человек ногой на проезжую часть со стороны полосы встречного движения – автомобиль должен остановиться и терпеливо ждать, пока пешеход закончит переходить дорогу. А то, что ему до «встречки» идти еще секунд 20-30, и за это время через перекресток смогли бы проехать 3-4 автомобиля – это как!?
Но, уверен, что, несмотря на любые изменения в ПДД, главное для водителя – это отлично ориентироваться в Правилах. А для этого необходима хорошая подготовка – как теоретическая, так и практическая. Обеспечить ее – задача специалистов. Таких, как в нашей автошколе. Мы работаем в Кемеровской области уже больше 10 лет, так что опытные преподаватели, работающие в автошколе Всекузбасского общества автомобилистов, и хорошая материально-техническая база – это залог успешного овладения навыками вождения в реальных условиях современной дороги нашими курсантами.
Читайте так же