МК-рецензия: Шрек 4-ый
Шрэк четвертый, он же, если верить авторам, последний. Он же Навсегда, но это уже зрительские эмоции. Финальная точка в саге о похождениях огромного зелёного огра получилась мощной, сюжетно интересной и неизменяющей “фирменному стилю”.
Проверенный способ сделать хорошо зрителю, который, казалось бы, вдоль и поперек знает все изюминки персонажей и правила вселенной серии, - это перенести действие в альтернативную реальность, где вроде всё будет знакомо, но всё в то же время по-новому. Поклонники “Lost’а” не дадут соврать. Вот и в “Шрэке Навсегда” этот прием действует на ура. Кот в Сапогах превращается в комического персонажа, готовый поспорить за лидерство в количестве шуток и ужимок с ослом, который, хоть и остался внешне таким же, зажигает настолько филигранно в своём новом амплуа, когда Шрэк ему не друг, а просто огр, что не хохотать временами невозможно. Вроде бы тот же говорливый осёл, а другой. Вот оно что, сынок, альтернативная реальность.
Ну и конечно, трюк с жалостливыми глазами от пусть и разжиревшего Кота снова практически срывает аплодисменты. Еще у создателей появился повод познакомить зрителя с увеличившейся популяцией огров, которых хоть и достаточно и многим из них выделяется по минимуму экранного времени, но всё равно они успевают в большинстве своём выступить личностями. И если даже ограм выпадает такая честь, то что говорить о старых знакомых: Волке, Пиноккио, Пряне и баварских поросях.
Какой хороший фильм или мультфильм без хорошего злодея? И здесь Шрэку повезло. Румпельштильцхен настолько харизматичен, коварен и смешон, что Принц Чарминг со своей роскошной шевелюрой и непонятными устремлениями третей части просто рядом не валялся. “Принести мой недобрый парик” - фраза, обязанная стать крылатой для начальников. Можно и подчиненным намекнуть, что будет головомойка, и за своего парня сойти. Юмор, он, знаете ли, разряжает обстановку. И ведьмы его, словно тьма оккупантов – практически одинаковые и в расход пускать не жалко. В отличие от таинственного наемного охотника за головами. Но его личность пусть останется в секрете, уж больно неожиданный и удачный выбор для пособника зла.
Если второстепенным персонажам отведена роль развлекать, иногда довольно жестко, как Пряне, а Румпельштильцхену двигать сюжет, то Шрэку и Фионе выпадает доля доносить общие философские и житейские темы. Шрэк никогда, как в четвертой части, не был настолько человечным. А может, мог бы спокойно стать номинантом премии “самый человечный мультперсонаж последнего времени”. Если только Валли вспомнить, но тот был более космичен. В Шрэке же у любого семейного мужика есть опасность узнать себя. Начальная сцена настолько жизненна и реальна для тех, кто живет в ритме “работа-дом-семья-работа-дом-семья”, что хочется подойти к великану и сочувственно похлопать по зелёному плечу. “Понимаю, мол, старина. Мы тоже хотим вырваться из этого круга”. Но весь путь героя – это возвращение к культивируемым американцами семейным ценностям. И в “Шрэке Навсегда” (о чудо!) эти ценности преподносятся без единой фальшивой нотки. И в конце, когда герой кардинально меняется в своих, в отличие от начальных, взглядах на мир, он не выглядит менее человечным и где-то даже становится еще более родным. Так и хочется воскликнуть: “Да! Нужно засунуть свой эгоизм куда подальше и обратить внимание на тех, кто рядом”. Вот только надолго ли останется эта решимость? Когда смотришь финальные титры, во время которых вспоминаются все герои анимационного сериала, становится немножко грустно. Прощай, добрая сказка. Мы тебя будем любить и пересматривать.