Развлекательный апокалипсис
После унылой попытки уничтожить древнюю цивилизацию с помощью мамонтов в “10000 лет до нашей эры”, Роланд Эммерих понял, что внятные истории все же не его конёк и, если у тебя нет под рукой Уилла Смита, который всё сделает сам, то пытаться выбивать из актёров сверхигру не стоит. Поразмыслив над этим с чашкой чего погорячее в руках, режиссер решил уничтожить мир и вернулся к тому, что умеет делать лучше всего – показывать катастрофы глобального масштаба.
Оставь логику и разумные доводы всяк сюда входящий. Тебе, зритель, будь ты хоть трижды профессор в области естественных наук, не стоит задумываться над тем, что будет на самом деле, когда Йелоустоунский парк превратится в самый большой вулкан в мире, а материки сдвинуться на много градусов в неизвестном направлении. Даже если ты станешь реальным очевидцем подобных событий, тебе будет совсем не до законов природы, и ты вряд ли будешь стоять на месте и заворожено любоваться красотой и величием происходящего. А тут на тебе, пожалуйста, сидишь в безопасном кресле и видишь шикарную картинку. Это все-таки выглядит великолепно, когда мегаполисы уходят под землю и гигантское цунами накрывает горы вокруг Эвереста.
Но это кино, художественное, в котором, как это ни прискорбно для многих, должен быть сюжет, персонажи, драма, в конце концов. Конечно, можно было бы за один час показать гибель земли, чтобы рты не закрывались, но слишком уж жирно вышло бы для фильма в стиле “Дискавери” делать такие спецэффекты. Поэтому и получаем несколько пересекаемых друг друга сюжетных линий. Семья, вырывающаяся несколько раз кряду из пасти стихии. Поступки благородного президента США и переживания его дочки-красавицы. История русского олигарха и его окружения, приобретшего заветный билет на спасительный ковчег. А еще честные ученые, бессовестные зарвавшиеся политики, тибетские монахи. Какие-то линии удачные, какие-то натужно-показные, но были моменты, когда людские эмоции впечатляли ничуть не меньше, чем грандиозные катастрофы. Не обошлось, конечно, без пафосных речей и объединения народов перед лицом масштабной опасности. Американцы предлагают, китайцы быстро строят, Россия решает.
Многие доморощенные критики, выражающие свое мнение в одном предложении или нескольких матерных словах, орут: “Что ж так весело-то?! Мир гибнет, а они находят место для шуток. Мрачнее надо было делать фильму!” Так это же прежде всего развлекательное кино, как говорят эксперты-интеллектуалы “попкорн-муви”. Не надо нас пугать, и так страхов в реальной жизни хватает. Эммерих знал, что он делает аттракцион, чтобы было красиво, чтобы был “уау!-эффект”. Отсюда и спасения в последнюю секунду, невозможные с точки зрения физики, и непосредственность персонажа Джона Кьюсака, и совершенно изумительно безумный радиоведущий, поедающий соленые огурчики, в исполнении Вуди Харельсона. Вот уж, чертяка, прекрасный комедийный актер! И к бесам работающие мобильники, законы физики, удачные совпадения. Режиссер, уничтожь нас еще раз. Пусть, например, в следующем проекте Землю засосет черная дыра. А что, идея, продаю.
При выходе из кинотеатра общается парочка. Девушка: “Ничего себе, оказывается, два с половиной часа фильм шел! Столько времени на эту фигню потратили!” Э, а вы ведь и не заметили, как эти два с половиной часа пролетели. Тоже, впрочем, показатель. Вот-вот.