Доброе советское кино
Почему комедии советского периода, ну, к примеру, фильмы Гайдая или Данелии, можно пересматривать бесконечное количество раз? “Черт побери!” из “Бриллиантовой руки” или “Ку!” из “Кин-дза-дза” рождают искренний смех или как минимум здоровую улыбку снова и снова. То ли ностальгия по светлому прошлому, когда деревья были большие, то ли просто фильмы были честные, чем брали за душу.
В любом случае современные отечественные комедии по большей части не вызывают такого чувства родства и теплоты. Деланность, кичевость, модный стиль съемок, потуги создателей комедий показать зрителю, как смешно в любой диалог можно вставить слово “…опа”. Эффект от таких приемов есть, но недолгий. Вышел из кинотеатра и забыл. Но только не в случае с “Каникулами строгого режима”, в которых деланности и других атрибутов современности даже при ближайшем рассмотрении не сыскать.
Дело, конечно, не в советском антураже, который используется авторами сознательно и умело. Часть зрителей умилится оттого, что мало чего поменялось в летнем досуге детей. Индивиды помладше могут воспринять все эти красные галстуки, вожатых, линейки и “соцсоревнования” как отлично располагающую к себе атмосферу. Вот уж точно “лучше пионеры, чем наркоманы”. Чего только стоят начальные титры, то прибитые к воротам, то намалеванные на стенах без грамма компьютерного вмешательства. Ручная работа, эксклюзив.
Безруков с Дюжевым показывают себя с самых лучших сторон своего высокого лицедейского таланта. Вот что значит хорошая работа с актерами и правильное создание образа. И не надо говорить, что до боли знакомые лица (особенно Безрукова) уже надоели, и их втыкают куда ни попадя, надо просто уметь их снимать. Но это претензия уже к режиссерам (как можно было снять и выпустить фильм “Поцелуй бабочки”?) Главные персонажи “Каникул” получились настолько трогательными и по-хорошему милыми и смешными, что не проникнуться сочувствием невозможно. Да и второстепенные, что самое важное, не отстают. И начальница лагеря, и повариха из столовой с ее парой крайне запоминающихся сцен, и человечный начальник зоны, изумительно сыгранный Владимиром Меньшовым, и многие другие. Еще и дети не подкачали. Гораздо интереснее смотрятся, чем в той же “Юленьке”, но там сказка злее. А Алену Бабенко хоть сейчас записывай в новые комсомолки, спортсменки и просто красавицы.
Сюжет мерно движется по своим начищенным рельсам, начиная от причин побега, заканчивая развязкой, логичной до боли, но очень правильной. И ничего лишнего. Хорошие добрые шутки, запоминающиеся фразы, забавные ситуации, мелочи, играющие роль ружья, которое обязательно должно выстрелить, и даже, казалось бы, ни с того ни с сего вплетенная культура японского театра – всё создает цельную и настолько добрую картину, что, выйдя из кинотеатра, ощущаешь лёгкость. А ещё желание порекомендовать посмотреть фильм всем: от знакомых школьников до любимой бабушки.