Рублём по раку
Пока не найдено лекарство от рака, врачи не устают напоминать о необходимости ранней диагностики заболевания. Причем важно распознать его уже на приеме у терапевта. С июля прошлого года интерес врачей - не онкологов к раку в Кузбассе стал денежным - за каждый случай выявления болезни на ранней стадии можно получить 1 000 рублей. Наш корреспондент попытался узнать, насколько эффективной оказалась эта мера, а также измерить очередь в онкологический диспансер.
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно число больных раком возрастает на 3%. До сих пор диагноз "рак" воспринимается как приговор. Врачи одного из самой психологически тяжелой области медицины говорят, что без оптимизма по отношению к проблеме жить, а тем более сделать что-то хорошее невозможно. Кузбасским врачам отчасти оптимизм внушает статистика. По предварительным подсчетам, в 2011 году количество раковых больных в Кузбассе составляет 357 человек на 100 тысяч населения. В соседнем Новосибирске и на Алтае – больше, но и у нас этот показатель растет. «Это связано и с тем, что мы научились выявлять болезнь, - говорит главный областной специалист-онколог, заместитель главного врача ГУЗ «Кемеровский областной онкологический диспансер» Юрий Магарилл. - Было время, когда больные уносили тайну своей болезни в могилу. Поэтому цифры еще некоторое время будут увеличиваться».
Рак помолодел
По статистике, 37% из больных злокачественными формами рака кузбассовцев – трудоспособное население (люди от 16 до 60 лет). Обычно злокачественные опухоли – участь пожилых, но сегодня врачи констатируют – рак помолодел. Во-первых, сократилась продолжительность жизни. Так, если раньше рак молочной железы выявляли у женщин за 70, то сегодня возраст риска начинается с 45. Проблемная локализация у мужичин – рак предстательной железы – по данным кузбасских онкологов, прирастает огромными темпами. Однако в абсолютных цифрах заболеваемость невысока – большинство мужчин просто не доживает до рака.
Другие причины омоложения рака отдельных органов - вредные внешние факторы. Например, курение. «Женщины сегодня курят больше мужчин, - говорит Юрий Абрамович. - В США повальное женское курение началось гораздо раньше, и сегодня от рака легкого американки умирают чаще, чем от рака молочной железы. Нас эта беда в виде всплеска ожидает через 20-30 лет. И это будут женщины в достаточно молодом возрасте, потому что курить начинают рано».
Структура заболеваемости раком разных локализаций в Кемеровской области выглядит следующим образом. На 1 месте рак легкого, на 2 – молочной железы, на 3 – кожи, на 4 – желудка. Огромными темпами прирастает рак толстой кишки. Кстати, телевизионные страшилки про пищевые канцерогены, такие как продукты сгорания (все копчености) и нитрит натрия (практически все колбасные изделия) с точки зрения медицины, утрированная, но все же правда. «Сегодня в еде содержится огромное количество веществ, в том числе и канцерогенов, которое пагубно влияют на функцию кишки, - комментирует Юрий Магарилл. - Но если снести с прилавков все, что не насыщенно отнюдь не целебными добавками, останется мизер». Так есть или не есть? Истина, как всегда, посередине, говорит главный областной онколог: не злоупотреблять вредным, но и не быть премудрым пескарем, которого в итоге все равно съели.
Очередь на срочность
Рак 1-2 стадии лечится более-менее успешно. На последней 4-й бороться с болезнью практически невозможно. По итогам 2011 года в Кузбассе на ранних стадиях выявляют 44,5% раковых больных – этот показатель улучшился. А вот запущенные случаи сократились – с 17 до 16%. Это практически самый низкий уровень в Сибири.
11,4% больных раком выявлены на профилактических осмотрах (российский показатель -13%). В этом отношении ориентиром для всех является Томск – там в первичном больничном звене диагностируют 45% случаев заболевания.
Раннее выявление выигрывает время для больного в самом простом, бытийном смысле. Если рак, к примеру, заподозрил врач из поликлиники, пациента быстрее примут в специализированном учреждении. «Если пациент направляется с диагнозом "рак", то в течение 10 дней он будет принят и будет определена тактика лечения, - говорит заместитель главного врача по амбулаторно-поликлинической сети ГУЗ «Кемеровский городской онкологический диспансер» Ольга Жаркова. - Если это пациенты с доброкачественным новообразованием, которое в принципе не является опухолевой патологией (чаще всего у женщин это диффузная мастопатия), то у него всегда есть выбор: либо он наблюдается у себя на территории у специалиста, либо приходит к нам в диспансер». В последнем случае ждать приема придется многим больше 10 дней.
По данным Ольги Жарковой, за год в поликлинику онкодиспансера обращаются порядка 80 тысяч человек. Из них 22-25 тысяч приходят, минуя первичное звено - терапевта. «Только у 4,5-5 тысяч из числа впервые обратившихся выявляется онкологическое заболевание. Соответственно, остальные невольно создают очередь. Остальные должны приниматься в первичном звене».
Чтобы измерить длину очереди в поликлинике онкодиспансера, мы провели небольшой эксперимент. По легенде, у пациента есть направление от терапевта с диагнозом "фиброма кожи" (образование, практически не склонное к переходу в злокачественное). После разговора с регистратором выяснилось, что очередь подойдет через 2 недели. Согласитесь, вполне терпимо. Но опять же, перед этим гипотетическому пациенту пришлось отстоять очередь к участковому терапевту. А тот перед тем как выписать направление к онкологу, может отправить посоветоваться к хирургу. Из личного опыта: хождение по разным специалистам может занять месяц.
Такая действительност не очень стыкуется с желаемой ранней диагностикой. «На селе, например, есть районный онколог, - говорит заместитель начальника областного департамента здравоохранения населения (ДОЗН) Александр Брежнев. - Хуже дело обстоит в больших городах, где есть диспансеры, но нет кабинетов в отдаленных районах города. Увеличить доступ пациентов к врачам-специалистам может сеть первичных онкологических кабинетов – нужно стараться сделать их при каждой поликлинике. Не во всех будут работать сертифицированные онкологи. Достаточно будет врачу терапевту или хирургу пройти усовершенствование по онкологии, чтобы работать в этом первичном кабинете».
На врача надейся…
Совершенствовать сеть первичной диагностики в Кемеровской области намерены уже с этого года. Дело в том, что Кузбасс попал в федеральную программу, в рамках которой в регион поступят 438 млн 846 тыс. рублей. Еще порядка 260 млн на борьбу с раком будет выделено из областного бюджета.
По программе в кемеровский онкодиспансер, в частности, приобретут линейный ускоритель, который позволяет прицельно облучать злокачественные образования, уменьшая воздействие радиации на здоровые ткани. «Со стороны области нужно будет предоставить помещение для этого оборудования, - говорит Александр Брежнев. - Ускоритель требует специального помещения со специальной защитой – из монолитного бетона с очень толстыми стенами в виде улитки, которые препятствуют проникновению излучения во внешнюю среду. Проект уже проходит экспертизу, и в ближайшее время будет подготовлено техническое задание для размещения на аукционе на строительство».
По данным Министерства здравоохранения РФ, в регионах-участниках программы в 2010 году смертность онкобольных снизилась на 0,9%, а в 2011 - на 1,6%.
До того как Кузбасс заручился федеральной поддержкой, в регионе были свои попытки ударить по раку рублем. Так, с 1 июля прошлого года врачи начали получать доплату в 1 000 рублей за каждый случай выявления болезни на ранней стадии. По информации ДОЗН, к настоящему моменту врачам доплачено 65 тыс. рублей – соответственно, поставлено 65 ранних диагнозов. «Это значительно меньше, чем мы ожидали, - комментирует замначальника департамента. - Но кроме выявления опухолей на ранней стадии врачами первичного звена есть развитая сеть онкологических учреждений, куда идет основная масса. Соответственно, количество выявленных значительно больше, просто итоги года еще не подсчитаны».
Даже с учетом денежной стимуляции медики не предотвратят рак у пациента, если он не будет следить за своим здоровьем - регулярно проходить медосмотры, обследоваться. «Граждане пытаются увильнуть от посещения врача, даже если это касается профосмотров – от посещения гинеколога, от выполнения эндоскопических процедур, - говорит Ольга Жаркова. - Если мы возьмем Японию, где люди активно идут на эти процедуры, то там выявление рака желудка на 1-2 стадии происходит в 60% случаев».
В то же время нельзя не отметить, что в Кемерове ожидание очереди, например, на бесплатную маммограмму может занять месяцы. При этом о приобретении дополнительных маммографов речи не идет. Еще поэтому не стоит откладывать запись к специалисту и уж конечно надо пользоваться возможностью пройти обследование в рамках акций, которые проводятся время от времени.