Вещи века. Русский плёночный фотоаппарат
В 90-е, когда у каждого россиянина появились дешевые пленочные мыльницы, «Зоркие», «Зениты», «Смены» и другие советские фотоаппараты отправились пылиться в комиссионные магазины, а затем – на свалку. Потом установилось господство цифровой фотографии, абсолютизм которого сейчас никто не станет оспаривать. Однако нездешние пленочные снимки в определенный момент стали шиком фотографии, что заставило вернуть к жизни аналоговые фотоаппараты.
Фотодело для умелых
Конечно, ренессанс пленочной фотографии никогда больше не будет носить характера массового явления, как было в СССР. Спросите любого мужчину, чье детство и молодость захватили советский период, чем он увлекался. Наверняка каждый первый опрошенный был фотолюбителем. Фотографы, как правило, были мужчинами и, как правило, нравились девушкам.
У школьников были простые неавтоматические и недорогие «Смены» и «Чайки». Люди посостоятельнее могли позволить себе завести ФЭД, а затем и зеркальный «Зенит».
Гендерный окрас увлечения понятен - фотографирование было примерно в тех же сферах, где авиамоделирование. Это сейчас многие владельцы даже полупрофессиональных цифровиков не подозревают о длине выдержки и ширине диафрагмы – основополагающих вещах в фотографии. Зачем? Все уже настроено за нас – остается только нажать кнопку. С пленочными фотоаппаратами, особенно неавтоматическими, все по-другому. Грубо говоря, ты не видишь, что снимаешь. Нужно исхитриться, настроить нужную выдержку (время воздействия света на пленку), расширить или сузить зрачок объектива, изменяя диафрагму. Чуть ошибешься – получишь пересвет или недосвет. В общем, нужно было глубоко вникать в сущность фотографии, а главное, понимать, как рождается изображение. Цифровой фотоаппарат дает нам фору и ставит в равные условия всех, кто взял его в руки. Цифра может сделать классным фотографом многих - пленка выбирала единицы. «Качество рядового цифрового снимка выше, даже в любительских фотоаппаратах, которые стоят 3 000 руб. – говорит профессиональный фотограф, фотолюбитель с 80-х прошлого столетия Дмитрий Ярощук. – Это качество изображения: резкость, цвет и все остальное. Для того чтобы такой кадр снять на «Зенит», тебе понадобятся знания. Допустим, любителя с цифровиком и профессионала с пленкой отправляют на одно и то же событие. Первый, не особо выбирая, отщелкает 1000 кадров. Второй экономит в пределах 36 кадров, выискивает моменты. У кого будет лучше выход фотографий?»
В темноте, под двойным одеялом
Фотолюбитель 70-х годов Дмитрий Сагара на вопрос, хотели бы вновь снимать на пленку, отвечает: «Слишком колготно». Ведь мало же было удачно отснять, нужно было самому проявить пленку и напечатать фотокарточки, а перед этим неплохо бы достать пленку из камеры, не засветив ее. Темная комната с красной лампочкой была не у всех. «Заберешься с фотоаппаратом под два одеяла, - вспоминает Дмитрий Степанович. - Ничего не видно, ничего не получается, вымокнешь, как мышь. Пальцы липкие – пленку заляпать нельзя».
Хорошо, пленка извлечена, цела и не засвечена. Дальше пошла химия. Проявитель, закрепитель, печать самым что ни на есть первородным способом – направлением света на фотобумагу. И тут тоже нужно почувствовать меру всему, иначе испортишь. Да уж, колготно, то есть суетно, беспокойно. «Как-то я немного опоздал на занятие по фотоделу в университете, – рассказывает фотолюбитель 90-х Роман Янченко. – Вижу, стоят закрытые бочонки для проявки пленки – их всегда не хватало. Я беру себе один, открываю крышку, мой товарищ делает большие глаза. В бочонке была его пленка – к тому моменту, как я его открыл, уже безнадежно засвеченная». «Главное в фотоделе было беречься от идиотов», - смеется Дмитрий Степанович.
А еще фотодело было накладным. Пленки, ванночки, проявитель – все это, по словам фотолюбителей, было не так-то просто достать. «Если тебе понравилась пленка определенной серии и партии (а советская фотопленка была отходом кинопроизводства), занимаешь денег, бежишь в магазин, покупаешь блоками». Проявителя обычно хватало на три пленки. «Преподаватель рассказывал такой случай, не знаю, как давно это было и правда ли, - говорит Роман. – Пошел он поснимать на берег Томи. И там сделал такое открытие – вода в реке проявляет пленку. Плохо так, конечно, но проявляет. То есть состав воды в Томи был, как у проявителя».
ЛОМОная фотография
Главная прелесть пленки в том, что ты до конца не знаешь, что у тебя получится. Постепенно на фотографии проступает изображение - из небытия. Пленочные фотографии теплые, невероятных цветов и вообще какие-то нездешние. Поэтому современные реалии, запечатленные на пленку, вызывают волшебное чувство сдвига во времени.
А еще избирательная пленка учила ценить моменты. Сейчас мы и не думаем кричать: «Остановись, мгновение, ты прекрасно!» Чудо запечатления момента девальвировано.
Где сейчас пленочные фотоаппараты? В Кемеровском антикварном магазине отыскались «Смены» по 100 руб. За «Зенит» просят 200-500 руб. Если уж совсем раритет – то все 800.
Продукции «Ленинградского оптико-механического объединения» (ЛОМО) повезло больше. В 1994 году оборонное предприятие уже собиралось прекратить выпуск никому не нужных фотоаппаратов ЛОМО компакт-автомат (ЛК-А), как на завод заявились иностранцы со странной просьбой продать всю оставшуюся партию. Это были бывшие австрийские студенты, которые в 1991 году случайно приобрели в Праге подержанный дешевенький ЛК-А и стали, не глядя в объектив, снимать все вокруг. Так появилось новое направление в художественной фотографии – ломография. Основные заповеди ломографов: снимай всегда, снимай везде, не смотри в объектив. Занятие быстро стало модным: фотоаппарат ЛОМО захотели иметь другие австрийские студенты и не только австрийские. Явление приобрело мировые масштабы. В итоге скромный ЛК-А сейчас можно купить на сайте ломографического сообщества, монополизировавшего камеру, за 6 000 руб.
Ломография задала тон всей художественной фотографии. «Сейчас стараются уйти от резкости, намеренно испортить фотографию, - говорит Дмитрий Ярощук. - Цифровые фотоаппараты дают очень качественное изображение. Если раньше верхом профессионализма считались резкие фотографии, то сейчас они будут такими в любом случае. Уже не интересно».
В Россию ломография пришла сравнительно недавно. Молодые ловцы трендов, не всегда имея возможности приобрести ЛОМО, начали искать аналоги. Тут очень впору оказались легкие «Смены», которые всегда можно носить с собой. Так эти фотоаппараты стали вновь нужны. Конечно, все относительно. Пройдет мода, творческая молодежь наиграется, и старые фотоаппараты вновь окажутся не у дел… А вот привязанность фотографов старой школы к пленке настоящая. «Один мой друг-фотограф живет в Москве, достаточно состоятельный человек, - рассказывает Дмитрий Ярощук. - Он начал учить своего сына фотографировать исключительно с пленочного фотоаппарата. Я сам снимаю на пленку – для души. Пленка – это фетиш, вариант фотографического удовольствия».
Меня давно манит магия пленочной фотографии. Ну и мода как-никак. Решила попробовать. Мне достался «Зенит-122». Не сильно старый, уже made in Russia в 90-х. Здорово держать его в руках, ощущать приятную тяжесть на шее, легкую отдачу в палец при спуске кнопки. Автоматическая зеркалка – самый легкий вариант получения волшебных фотокарточек. Но не тут-то было. У моего «Зенита» не достает одной важной детали – экспонометра, который бы подсказал, насколько расширить/сузить диафрагму, какую поставить выдержку. Приходится запоминать экспопары, вникать и прикидывать, думать. Первая пленка отстреляна. Я еще не знаю, что у меня получится и получится вообще что-либо, и с нетерпением жду проявку…
Фотодело для умелых
Конечно, ренессанс пленочной фотографии никогда больше не будет носить характера массового явления, как было в СССР. Спросите любого мужчину, чье детство и молодость захватили советский период, чем он увлекался. Наверняка каждый первый опрошенный был фотолюбителем. Фотографы, как правило, были мужчинами и, как правило, нравились девушкам.
У школьников были простые неавтоматические и недорогие «Смены» и «Чайки». Люди посостоятельнее могли позволить себе завести ФЭД, а затем и зеркальный «Зенит».
Гендерный окрас увлечения понятен - фотографирование было примерно в тех же сферах, где авиамоделирование. Это сейчас многие владельцы даже полупрофессиональных цифровиков не подозревают о длине выдержки и ширине диафрагмы – основополагающих вещах в фотографии. Зачем? Все уже настроено за нас – остается только нажать кнопку. С пленочными фотоаппаратами, особенно неавтоматическими, все по-другому. Грубо говоря, ты не видишь, что снимаешь. Нужно исхитриться, настроить нужную выдержку (время воздействия света на пленку), расширить или сузить зрачок объектива, изменяя диафрагму. Чуть ошибешься – получишь пересвет или недосвет. В общем, нужно было глубоко вникать в сущность фотографии, а главное, понимать, как рождается изображение. Цифровой фотоаппарат дает нам фору и ставит в равные условия всех, кто взял его в руки. Цифра может сделать классным фотографом многих - пленка выбирала единицы. «Качество рядового цифрового снимка выше, даже в любительских фотоаппаратах, которые стоят 3 000 руб. – говорит профессиональный фотограф, фотолюбитель с 80-х прошлого столетия Дмитрий Ярощук. – Это качество изображения: резкость, цвет и все остальное. Для того чтобы такой кадр снять на «Зенит», тебе понадобятся знания. Допустим, любителя с цифровиком и профессионала с пленкой отправляют на одно и то же событие. Первый, не особо выбирая, отщелкает 1000 кадров. Второй экономит в пределах 36 кадров, выискивает моменты. У кого будет лучше выход фотографий?»
В темноте, под двойным одеялом
Фотолюбитель 70-х годов Дмитрий Сагара на вопрос, хотели бы вновь снимать на пленку, отвечает: «Слишком колготно». Ведь мало же было удачно отснять, нужно было самому проявить пленку и напечатать фотокарточки, а перед этим неплохо бы достать пленку из камеры, не засветив ее. Темная комната с красной лампочкой была не у всех. «Заберешься с фотоаппаратом под два одеяла, - вспоминает Дмитрий Степанович. - Ничего не видно, ничего не получается, вымокнешь, как мышь. Пальцы липкие – пленку заляпать нельзя».
Хорошо, пленка извлечена, цела и не засвечена. Дальше пошла химия. Проявитель, закрепитель, печать самым что ни на есть первородным способом – направлением света на фотобумагу. И тут тоже нужно почувствовать меру всему, иначе испортишь. Да уж, колготно, то есть суетно, беспокойно. «Как-то я немного опоздал на занятие по фотоделу в университете, – рассказывает фотолюбитель 90-х Роман Янченко. – Вижу, стоят закрытые бочонки для проявки пленки – их всегда не хватало. Я беру себе один, открываю крышку, мой товарищ делает большие глаза. В бочонке была его пленка – к тому моменту, как я его открыл, уже безнадежно засвеченная». «Главное в фотоделе было беречься от идиотов», - смеется Дмитрий Степанович.
А еще фотодело было накладным. Пленки, ванночки, проявитель – все это, по словам фотолюбителей, было не так-то просто достать. «Если тебе понравилась пленка определенной серии и партии (а советская фотопленка была отходом кинопроизводства), занимаешь денег, бежишь в магазин, покупаешь блоками». Проявителя обычно хватало на три пленки. «Преподаватель рассказывал такой случай, не знаю, как давно это было и правда ли, - говорит Роман. – Пошел он поснимать на берег Томи. И там сделал такое открытие – вода в реке проявляет пленку. Плохо так, конечно, но проявляет. То есть состав воды в Томи был, как у проявителя».
ЛОМОная фотография
Главная прелесть пленки в том, что ты до конца не знаешь, что у тебя получится. Постепенно на фотографии проступает изображение - из небытия. Пленочные фотографии теплые, невероятных цветов и вообще какие-то нездешние. Поэтому современные реалии, запечатленные на пленку, вызывают волшебное чувство сдвига во времени.
А еще избирательная пленка учила ценить моменты. Сейчас мы и не думаем кричать: «Остановись, мгновение, ты прекрасно!» Чудо запечатления момента девальвировано.
Где сейчас пленочные фотоаппараты? В Кемеровском антикварном магазине отыскались «Смены» по 100 руб. За «Зенит» просят 200-500 руб. Если уж совсем раритет – то все 800.
Продукции «Ленинградского оптико-механического объединения» (ЛОМО) повезло больше. В 1994 году оборонное предприятие уже собиралось прекратить выпуск никому не нужных фотоаппаратов ЛОМО компакт-автомат (ЛК-А), как на завод заявились иностранцы со странной просьбой продать всю оставшуюся партию. Это были бывшие австрийские студенты, которые в 1991 году случайно приобрели в Праге подержанный дешевенький ЛК-А и стали, не глядя в объектив, снимать все вокруг. Так появилось новое направление в художественной фотографии – ломография. Основные заповеди ломографов: снимай всегда, снимай везде, не смотри в объектив. Занятие быстро стало модным: фотоаппарат ЛОМО захотели иметь другие австрийские студенты и не только австрийские. Явление приобрело мировые масштабы. В итоге скромный ЛК-А сейчас можно купить на сайте ломографического сообщества, монополизировавшего камеру, за 6 000 руб.
Ломография задала тон всей художественной фотографии. «Сейчас стараются уйти от резкости, намеренно испортить фотографию, - говорит Дмитрий Ярощук. - Цифровые фотоаппараты дают очень качественное изображение. Если раньше верхом профессионализма считались резкие фотографии, то сейчас они будут такими в любом случае. Уже не интересно».
В Россию ломография пришла сравнительно недавно. Молодые ловцы трендов, не всегда имея возможности приобрести ЛОМО, начали искать аналоги. Тут очень впору оказались легкие «Смены», которые всегда можно носить с собой. Так эти фотоаппараты стали вновь нужны. Конечно, все относительно. Пройдет мода, творческая молодежь наиграется, и старые фотоаппараты вновь окажутся не у дел… А вот привязанность фотографов старой школы к пленке настоящая. «Один мой друг-фотограф живет в Москве, достаточно состоятельный человек, - рассказывает Дмитрий Ярощук. - Он начал учить своего сына фотографировать исключительно с пленочного фотоаппарата. Я сам снимаю на пленку – для души. Пленка – это фетиш, вариант фотографического удовольствия».
Меня давно манит магия пленочной фотографии. Ну и мода как-никак. Решила попробовать. Мне достался «Зенит-122». Не сильно старый, уже made in Russia в 90-х. Здорово держать его в руках, ощущать приятную тяжесть на шее, легкую отдачу в палец при спуске кнопки. Автоматическая зеркалка – самый легкий вариант получения волшебных фотокарточек. Но не тут-то было. У моего «Зенита» не достает одной важной детали – экспонометра, который бы подсказал, насколько расширить/сузить диафрагму, какую поставить выдержку. Приходится запоминать экспопары, вникать и прикидывать, думать. Первая пленка отстреляна. Я еще не знаю, что у меня получится и получится вообще что-либо, и с нетерпением жду проявку…
Читайте так же