Конкуренция на обочине
Комфортность поездки в междугороднем автобусе в общем и целом сегодня оставляет желать лучшего. Ситуацию могла бы улучшить развитая конкуренция среди перевозчиков, при которой те бы боролись за пассажира повышением качества услуг. Кто или что мешает новым перевозчикам заходить на рынок и возить нас с комфортом, узнавал корреспондент «МК».
Уехать автобусом из городов Кузбасса в другие регионы сегодня можно по полусотне с лишним маршрутов (с учетом совпадающих участков, всего межрегиональных маршрутов выделено 83). Это прилегающие к области территории - Новосибирская, Томская области, Красноярский и Алтайский края, Республика Алтай и Республика Хакасия. Существует автобусное сообщение с Казахстаном и Киргизией. Кроме этого, через территорию нашей области осуществляются транзитные рейсы из Красноярска в Бишкек, Барнаул, Усть-Каменогорск.
«Услуги по организации и осуществлению перевозок по межобластным маршрутам, отправление которых происходит с территории Кемеровской области, оказывают 43 перевозчика, - рассказывает Людмила Ланцман, начальник отдела ЖКХ, транспорта и связи Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области. - При этом примерно треть маршрутов обслуживается только одной компанией-перевозчиком на каждом направлении. А это значит, что на каждом отдельно взятом маршруте из этого числа такая компания является монополистом в предоставлении услуги. (Некоторые перевозчики доминируют сразу на 2-5 маршрутах). Число маршрутов, обслуживаемых более чем двумя перевозчиками-конкурентами, также совсем невелико».
Рынок междугородних автобусных пассажироперевозок представляется в виде пирога, крупнейший кусок которого достается кому-то одному, а остальные небольшие «лучики» уходят по одному в одни руки. Если, образно выражаясь, перевозчик съедает свой кусок в одиночку, не опасаясь, что отберут, то можно не особо заботиться о повышении качества услуг...
Пристегните ремни
Наверняка каждому автобусному путешественнику доставалось кресло в ностальгической обивке, которое отказывается откидываться. А лампочки над сиденьем? Кто-нибудь видел их работающими? С наступлением темноты можно забыть о чтении или разгадывании кроссворда – этих почти единственных, способах развлечения в дальней дороге. Вентиляторы в потолке – такая же бутафория, как и лампочки. Но зато у каждого пассажирского кресла теперь есть ремни безопасности (с недавних пор они обязательны в междугородних автобусах)! На фоне общей «комфортабельности» это нововведение выглядит несколько нелепо. Антимонопольная служба склонна считать одной из причин низкого качества услуг межрегиональных перевозок на автобусе именно плохо развитую конкуренцию между перевозчиками.
Как показывают результаты анализа, проведенного Кемеровским УФАС, конкуренция не развита на большинстве межрегиональных маршрутов, отправление которых осуществляется с территории области. Это, к примеру, Таштагол – Новосибирск, Юрга – Новосибирск, Ленинск-Кузнецкий – Томск, Тяжин – Шарыпово.
Низкое качество пассажироперевозок характерно и для внутриобластных маршрутов. По словам пассажиров, проблемы есть на рейсе Кемерово - Яшкино. «В пятницу и субботу невозможно уехать из Кемерова: нет билетов, - говорит студентка КемГУ Елена Петрова. – В воскресенье же в Яшкино – с трудом можно достать билет в обратном направлении. Связано это, конечно, с «миграцией» студентов-яшкинцев, которые учатся в Кемерово. Есть дополнительный рейс, но его не хватает. Часто водители берут пассажиров в переполненный автобус, и те едут стоя. Причем подсаживают народ не на официальных остановках. Многие люди едут этим рейсом не до Яшкино, а до других населенных пунктов, расположенных по ходу следования автобуса. У яшкинцев же выбора нет – или ты добираешься до дома полтора часа стоя, или не добираешься совсем».
Вероятно, похожая ситуация имеет место и на других направлениях, связывающих малые города Кузбасса с областным центром и Новокузнецком.
С другой стороны, как ясно из анализа УФАС, часть межсубъектных направлений обслуживается достаточно большим количеством перевозчиков. Например, Кемерово – Новосибирск, Ленинск-Кузнецкий – Новосибирск, Кемерово – Томск. Здесь конкуренция перевозчиков развита хорошо. Умеренно развита она и на таких направлениях, как Новокузнецк – Белокуриха, Новокузнецк – Новосибирск, Ленинск-Кузнецкий – Новосибирск, Гурьевск – Барнаул.
Возможно, именно из-за разнообразия перевозчиков на перечисленных маршрутах встречаются неплохие современные автобусы – просторные и удобные (правда, в них зачастую тоже кое-что из включенного в комплектацию производителем, не работает или отсутствует). Конечно, такие машины выделяются на фоне всего междугороднего автопарка, и ехать на них для нашего пассажира за счастье.
К барьеру
Пассажироперевозки на дальние расстояния – услуга востребованная. Так почему же на этот перспективный рынок не зайдут новые игроки и не создадут тем самым конкуренцию монополистам, а нам, пассажирам, - комфорт? Опрос участников рынка межсубъектных перевозок позволил выявить некоторые тому препятствия, сообщают в Кемеровском УФАС. «Главную проблему мы видим в отсутствии прозрачности процедуры выбора перевозчика на конкретный маршрут, - говорит Людмила Ланцман. - Для организации городских, пригородных перевозок органы местного самоуправления принимают правовые акты. (Некоторые из них оспариваются в суде как не соответствующие закону «О защите конкуренции»). В федеральном законодательстве особенности организации рынка перевозок не отражены».
Специалист УФАС по Кемеровской области отмечает, что проблему позволил бы решить Федеральный закон «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации», направленный на установление правовых основ федеральной политики в области организации транспортного обслуживания населения, а также на развитие единого рынка услуг пассажирского транспорта. Проект этого закона был принят в первом чтении в 2007 году. «Этот законопроект как раз был призван организовать деятельность таким образом, чтобы перевозчики отбирались на маршруты на конкурсной основе», - говорит Людмила Игоревна. - Конкурсная процедура отдает предпочтение тем перевозчикам, которые обеспечивают приемлемое качество перевозок по приемлемым ценам, то есть отбор был бы более объективный. Если один маршрут обслуживает один перевозчик, то о качестве говорить сложно. А если бы на него по крайней мере претендовали несколько игроков… Перевозчикам бы не оставалось ничего другого, как повышать уровень качества предлагаемых услуг».
Помимо административных барьеров входа на рынок межсубъектных пассажироперевозок есть и другие препятствия. Специалисты говорят, что начать этот бизнес с нуля для индивидуального предпринимателя достаточно затратно. Во-первых, необходимо обеспечить базу технического обслуживания, водители должны проходить медицинское освидетельствование перед выходом на маршрут. Зачастую ИП не располагают достаточными средствами, чтобы иметь в собственной структуре медсанчасть. В основном им приходится заключать договоры на этот вид услуг с другими организациями, а это дополнительные затраты. Во-вторых, парк автотранспортных средств большинства предпринимателей пополняется либо за счет аренды (лизинга), либо за счет подержанных машин, что уже не есть хорошо. «Как правило, новичку рынка выполнить все предъявляемые к нему требования объективно сложно», - комментирует Людмила Ланцман.
Обычно перевозчики объединяются в некоммерческие партнерства, кооперируются в каких-то моментах, потому что в одиночку в этом бизнесе выжить тяжело. Из 43 перевозчиков, работающих на межсубъектных маршрутах, пролегающих по Кемеровской области, примерно четверть составляют ИП, остальное - бывшие ПАТП, которые остались на территориях, есть общества с ограниченной ответственностью, предприятия других регионов представлены даже акционерными обществами. Причем, как показал анализ ситуации за 2009 год и первую половину 2010-го, существующий раздел рынка стабилен.
В сегодняшних условиях мелкие частники, предлагающие свои услуги перед кассами вокзалов, вряд ли станут полноправными участниками рынка. Да и нужно ли им это? Единственные, пожалуй, конкуренты официальных перевозчиков на многих маршрутах имеют свои преимущества. Кому-то ведь бывает нужно срочно уехать, минуя расписание. Или того же билета не досталось. И пусть даже переплатить придется втридорога, и ехать на «Газели» без ремней безопасности, и что с того, что водитель никакого медицинского освидетельствования не проходил в помине…
Уехать автобусом из городов Кузбасса в другие регионы сегодня можно по полусотне с лишним маршрутов (с учетом совпадающих участков, всего межрегиональных маршрутов выделено 83). Это прилегающие к области территории - Новосибирская, Томская области, Красноярский и Алтайский края, Республика Алтай и Республика Хакасия. Существует автобусное сообщение с Казахстаном и Киргизией. Кроме этого, через территорию нашей области осуществляются транзитные рейсы из Красноярска в Бишкек, Барнаул, Усть-Каменогорск.
«Услуги по организации и осуществлению перевозок по межобластным маршрутам, отправление которых происходит с территории Кемеровской области, оказывают 43 перевозчика, - рассказывает Людмила Ланцман, начальник отдела ЖКХ, транспорта и связи Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области. - При этом примерно треть маршрутов обслуживается только одной компанией-перевозчиком на каждом направлении. А это значит, что на каждом отдельно взятом маршруте из этого числа такая компания является монополистом в предоставлении услуги. (Некоторые перевозчики доминируют сразу на 2-5 маршрутах). Число маршрутов, обслуживаемых более чем двумя перевозчиками-конкурентами, также совсем невелико».
Рынок междугородних автобусных пассажироперевозок представляется в виде пирога, крупнейший кусок которого достается кому-то одному, а остальные небольшие «лучики» уходят по одному в одни руки. Если, образно выражаясь, перевозчик съедает свой кусок в одиночку, не опасаясь, что отберут, то можно не особо заботиться о повышении качества услуг...
Пристегните ремни
Наверняка каждому автобусному путешественнику доставалось кресло в ностальгической обивке, которое отказывается откидываться. А лампочки над сиденьем? Кто-нибудь видел их работающими? С наступлением темноты можно забыть о чтении или разгадывании кроссворда – этих почти единственных, способах развлечения в дальней дороге. Вентиляторы в потолке – такая же бутафория, как и лампочки. Но зато у каждого пассажирского кресла теперь есть ремни безопасности (с недавних пор они обязательны в междугородних автобусах)! На фоне общей «комфортабельности» это нововведение выглядит несколько нелепо. Антимонопольная служба склонна считать одной из причин низкого качества услуг межрегиональных перевозок на автобусе именно плохо развитую конкуренцию между перевозчиками.
Как показывают результаты анализа, проведенного Кемеровским УФАС, конкуренция не развита на большинстве межрегиональных маршрутов, отправление которых осуществляется с территории области. Это, к примеру, Таштагол – Новосибирск, Юрга – Новосибирск, Ленинск-Кузнецкий – Томск, Тяжин – Шарыпово.
Низкое качество пассажироперевозок характерно и для внутриобластных маршрутов. По словам пассажиров, проблемы есть на рейсе Кемерово - Яшкино. «В пятницу и субботу невозможно уехать из Кемерова: нет билетов, - говорит студентка КемГУ Елена Петрова. – В воскресенье же в Яшкино – с трудом можно достать билет в обратном направлении. Связано это, конечно, с «миграцией» студентов-яшкинцев, которые учатся в Кемерово. Есть дополнительный рейс, но его не хватает. Часто водители берут пассажиров в переполненный автобус, и те едут стоя. Причем подсаживают народ не на официальных остановках. Многие люди едут этим рейсом не до Яшкино, а до других населенных пунктов, расположенных по ходу следования автобуса. У яшкинцев же выбора нет – или ты добираешься до дома полтора часа стоя, или не добираешься совсем».
Вероятно, похожая ситуация имеет место и на других направлениях, связывающих малые города Кузбасса с областным центром и Новокузнецком.
С другой стороны, как ясно из анализа УФАС, часть межсубъектных направлений обслуживается достаточно большим количеством перевозчиков. Например, Кемерово – Новосибирск, Ленинск-Кузнецкий – Новосибирск, Кемерово – Томск. Здесь конкуренция перевозчиков развита хорошо. Умеренно развита она и на таких направлениях, как Новокузнецк – Белокуриха, Новокузнецк – Новосибирск, Ленинск-Кузнецкий – Новосибирск, Гурьевск – Барнаул.
Возможно, именно из-за разнообразия перевозчиков на перечисленных маршрутах встречаются неплохие современные автобусы – просторные и удобные (правда, в них зачастую тоже кое-что из включенного в комплектацию производителем, не работает или отсутствует). Конечно, такие машины выделяются на фоне всего междугороднего автопарка, и ехать на них для нашего пассажира за счастье.
К барьеру
Пассажироперевозки на дальние расстояния – услуга востребованная. Так почему же на этот перспективный рынок не зайдут новые игроки и не создадут тем самым конкуренцию монополистам, а нам, пассажирам, - комфорт? Опрос участников рынка межсубъектных перевозок позволил выявить некоторые тому препятствия, сообщают в Кемеровском УФАС. «Главную проблему мы видим в отсутствии прозрачности процедуры выбора перевозчика на конкретный маршрут, - говорит Людмила Ланцман. - Для организации городских, пригородных перевозок органы местного самоуправления принимают правовые акты. (Некоторые из них оспариваются в суде как не соответствующие закону «О защите конкуренции»). В федеральном законодательстве особенности организации рынка перевозок не отражены».
Специалист УФАС по Кемеровской области отмечает, что проблему позволил бы решить Федеральный закон «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации», направленный на установление правовых основ федеральной политики в области организации транспортного обслуживания населения, а также на развитие единого рынка услуг пассажирского транспорта. Проект этого закона был принят в первом чтении в 2007 году. «Этот законопроект как раз был призван организовать деятельность таким образом, чтобы перевозчики отбирались на маршруты на конкурсной основе», - говорит Людмила Игоревна. - Конкурсная процедура отдает предпочтение тем перевозчикам, которые обеспечивают приемлемое качество перевозок по приемлемым ценам, то есть отбор был бы более объективный. Если один маршрут обслуживает один перевозчик, то о качестве говорить сложно. А если бы на него по крайней мере претендовали несколько игроков… Перевозчикам бы не оставалось ничего другого, как повышать уровень качества предлагаемых услуг».
Помимо административных барьеров входа на рынок межсубъектных пассажироперевозок есть и другие препятствия. Специалисты говорят, что начать этот бизнес с нуля для индивидуального предпринимателя достаточно затратно. Во-первых, необходимо обеспечить базу технического обслуживания, водители должны проходить медицинское освидетельствование перед выходом на маршрут. Зачастую ИП не располагают достаточными средствами, чтобы иметь в собственной структуре медсанчасть. В основном им приходится заключать договоры на этот вид услуг с другими организациями, а это дополнительные затраты. Во-вторых, парк автотранспортных средств большинства предпринимателей пополняется либо за счет аренды (лизинга), либо за счет подержанных машин, что уже не есть хорошо. «Как правило, новичку рынка выполнить все предъявляемые к нему требования объективно сложно», - комментирует Людмила Ланцман.
Обычно перевозчики объединяются в некоммерческие партнерства, кооперируются в каких-то моментах, потому что в одиночку в этом бизнесе выжить тяжело. Из 43 перевозчиков, работающих на межсубъектных маршрутах, пролегающих по Кемеровской области, примерно четверть составляют ИП, остальное - бывшие ПАТП, которые остались на территориях, есть общества с ограниченной ответственностью, предприятия других регионов представлены даже акционерными обществами. Причем, как показал анализ ситуации за 2009 год и первую половину 2010-го, существующий раздел рынка стабилен.
В сегодняшних условиях мелкие частники, предлагающие свои услуги перед кассами вокзалов, вряд ли станут полноправными участниками рынка. Да и нужно ли им это? Единственные, пожалуй, конкуренты официальных перевозчиков на многих маршрутах имеют свои преимущества. Кому-то ведь бывает нужно срочно уехать, минуя расписание. Или того же билета не досталось. И пусть даже переплатить придется втридорога, и ехать на «Газели» без ремней безопасности, и что с того, что водитель никакого медицинского освидетельствования не проходил в помине…
Читайте так же