Маломерные капитаны
Лето – пора каникул и отпусков. Одни едут в жаркие страны в поисках новых впечатлений, другие же предпочитают остаться и провести время, например, катаясь на гидроцикле, рассекая водную гладь, нагоняя волну на берег. Как получить право управлять собственным плавсредством и не стать жертвой несчастного случая, рассказал «МК в Кузбассе» государственный инспектор по маломерным судам Роман Кижаев.
- Роман Сергеевич, давайте для начала определимся, какие суда считаются маломерными?
- К ним относятся моторные лодки с подвесными лодочными моторами, водные мотоциклы или гидроциклы, гребные лодки, грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарки, грузоподъемностью 150 и более килограммов, надувные безмоторные суда, грузоподъемностью 225 и более килограммов, катера с двигателями, мощностью до 75 лошадиных сил, несамоходные суда, вместимостью менее 80 тонн.
- Человек может зарегистрировать на себя одно судно или столько, сколько захочет?
- Никаких ограничений в этом смысле нет. Но надо помнить, что иметь большое количество плавсредств – дело достаточно затратное. Во-первых, на каждое судно начисляется ежегодный транспортный налог. Ну и его содержание предполагает необходимость наличия места на лодочной станции, технического обслуживания лодки, необходимость расхода горюче-смазочных материалов и т.д.
- Что нужно чтобы зарегистрировать плавсредство?
- Необходимо предоставить определенный перечень документов. Во-первых, документ, подтверждающий законность приобретения судна. Это могут быть счета-фактуры, договоры купли-продажи, товарные накладные. Во-вторых, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Также необходимы технические документы на судно и документ, удостоверяющий личность владельца. В принципе этого достаточно для того, чтобы провести регистрацию.
В 2009 году уже зарегистрировано 438 маломерных судов. Если сравнивать с предыдущими периодами, то этот показатель несколько снизился. Это связано с тем, что пик оформления документов пришелся на 2005-2007 годы, большая часть владельцев узаконивали свои суда. Сейчас регистрация проходит в основном в отношении новых плавсредств, которые приобретаются в настоящее время.
- Насколько сложно получить «права» на управление таким водным транспортом?
- Во-первых, существуют ограничения по возрасту: право управления маломерным судном человек получает только по достижению 18 лет. Он может обучаться ранее, но к сдаче экзамена допускается с указанного возраста. По общему правилу все граждане должны пройти обучение в центрах, которые занимаются подготовкой водителей. Курс включает в себя теоретическую часть и практическую.
Также судовладелец предоставляет медицинскую справку о том, что он по состоянию здоровья годен управлять маломерным судом, уплачивает государственную пошлину и только тогда допускается до сдачи экзамена. В районе острова Кемеровский на реке Томь есть полигон, где воссоздано подобие судоходной обстановки, есть специальные плавучие и береговые знаки. Будущего «судоводителя» наши специалисты проверяют на умение читать знаки и выполнять их требования. В случае успешной сдачи теоретической и практической частей экзамена человек получает право на управление маломерным судном сроком на 10 лет.
- Расскажите о наиболее важных правилах безопасного поведения на плавсредствах.
- Правило, которое касается не только маломерных судов, а вообще поведения человека – это четко отдавать себе отчет в своих действиях. Он должен быть трезвый - в прямом и переносном смысле слова. Также необходимо соблюдать нормы пользования судном, его технической эксплуатации, которые предписываются при регистрации плавсредства. И, разумеется, не стоит забывать про спасательный жилет.
- На каких водных объектах можно использовать маломерные суда?
- Пользоваться маломерными судами можно без ограничений. Водный кодекс предусматривает такое понятие как общее водопользование в целях рекреации, иначе говоря, отдыха. Это значит, граждане имеют свободный доступ ко всем водным объектам, за исключением закрытых, которые, например, находятся в частной собственности. Там уже могут действовать ограничения.
Этим летом серьезных происшествий с маломерными судами в настоящее время в Кузбассе зафиксировано не было, потому что погода в течение последних месяцев стояла неподходящая для активного водного отдыха. Кроме того, практика показывает, что те, кто прошел курс обучения, редко попадают в аварийные ситуации.
- Роман Сергеевич, давайте для начала определимся, какие суда считаются маломерными?
- К ним относятся моторные лодки с подвесными лодочными моторами, водные мотоциклы или гидроциклы, гребные лодки, грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарки, грузоподъемностью 150 и более килограммов, надувные безмоторные суда, грузоподъемностью 225 и более килограммов, катера с двигателями, мощностью до 75 лошадиных сил, несамоходные суда, вместимостью менее 80 тонн.
- Человек может зарегистрировать на себя одно судно или столько, сколько захочет?
- Никаких ограничений в этом смысле нет. Но надо помнить, что иметь большое количество плавсредств – дело достаточно затратное. Во-первых, на каждое судно начисляется ежегодный транспортный налог. Ну и его содержание предполагает необходимость наличия места на лодочной станции, технического обслуживания лодки, необходимость расхода горюче-смазочных материалов и т.д.
- Что нужно чтобы зарегистрировать плавсредство?
- Необходимо предоставить определенный перечень документов. Во-первых, документ, подтверждающий законность приобретения судна. Это могут быть счета-фактуры, договоры купли-продажи, товарные накладные. Во-вторых, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Также необходимы технические документы на судно и документ, удостоверяющий личность владельца. В принципе этого достаточно для того, чтобы провести регистрацию.
В 2009 году уже зарегистрировано 438 маломерных судов. Если сравнивать с предыдущими периодами, то этот показатель несколько снизился. Это связано с тем, что пик оформления документов пришелся на 2005-2007 годы, большая часть владельцев узаконивали свои суда. Сейчас регистрация проходит в основном в отношении новых плавсредств, которые приобретаются в настоящее время.
- Насколько сложно получить «права» на управление таким водным транспортом?
- Во-первых, существуют ограничения по возрасту: право управления маломерным судном человек получает только по достижению 18 лет. Он может обучаться ранее, но к сдаче экзамена допускается с указанного возраста. По общему правилу все граждане должны пройти обучение в центрах, которые занимаются подготовкой водителей. Курс включает в себя теоретическую часть и практическую.
Также судовладелец предоставляет медицинскую справку о том, что он по состоянию здоровья годен управлять маломерным судом, уплачивает государственную пошлину и только тогда допускается до сдачи экзамена. В районе острова Кемеровский на реке Томь есть полигон, где воссоздано подобие судоходной обстановки, есть специальные плавучие и береговые знаки. Будущего «судоводителя» наши специалисты проверяют на умение читать знаки и выполнять их требования. В случае успешной сдачи теоретической и практической частей экзамена человек получает право на управление маломерным судном сроком на 10 лет.
- Расскажите о наиболее важных правилах безопасного поведения на плавсредствах.
- Правило, которое касается не только маломерных судов, а вообще поведения человека – это четко отдавать себе отчет в своих действиях. Он должен быть трезвый - в прямом и переносном смысле слова. Также необходимо соблюдать нормы пользования судном, его технической эксплуатации, которые предписываются при регистрации плавсредства. И, разумеется, не стоит забывать про спасательный жилет.
- На каких водных объектах можно использовать маломерные суда?
- Пользоваться маломерными судами можно без ограничений. Водный кодекс предусматривает такое понятие как общее водопользование в целях рекреации, иначе говоря, отдыха. Это значит, граждане имеют свободный доступ ко всем водным объектам, за исключением закрытых, которые, например, находятся в частной собственности. Там уже могут действовать ограничения.
Этим летом серьезных происшествий с маломерными судами в настоящее время в Кузбассе зафиксировано не было, потому что погода в течение последних месяцев стояла неподходящая для активного водного отдыха. Кроме того, практика показывает, что те, кто прошел курс обучения, редко попадают в аварийные ситуации.
Читайте так же