Новое ОСАГО станет безубыточным?..
Вслед за крупными финансовыми структурами и участниками реального сектора экономики мировой кризис коснулся и такого сектора, как страховой рынок. Как заявила начальник управления по ценным бумагам и страховому рынку областной администрации Нелли Малютина, по итогам 2009 года здесь ожидается снижение. Правда, совсем небольшое - всего на 0,2 процента.
С другой стороны, если прогноз по снижению страхового рынка окажется верным, то это можно считать большой удачей. Как-никак, а последние лет пять страхование росло как на дрожжах. По официальным данным, объемы сборов страховых компаний выросли 3,1 раза. В то же время объем добровольного страхования увеличился еще больше - в 3,5 раза. Соответственно, напрашивается вывод: кузбассовцы стали ответственнее подходить к страхованию своего имущества, здоровья и рисков.
В результате прошлый год вывел наш регион в Сибирском федеральном округе на третье место по так называемым реальным видам страхования - Кузбасс уступил лидерство только Красноярскому краю и Новосибирской области. Если же оценивать ситуацию на страховом рынке, то Кемеровской области досталось вполне почетное 4-е место.
По данным на начало этого года, в Кузбассе работало 18 местных и 83 иногородних страховых компании. В 2008 году общий объем страховых сборов увеличился на 17,1 процента, достигнув 12,4 миллиарда рублей. При этом реальные виды страхования увеличились на 12,2 процента и составили 5,7 миллиарда рублей, заняв в общей страховой структуре 46 процентов. Больше чем на процент (13,6%) проявили себя в прошлом году добровольные виды страхования, составив 4,5 миллиарда рублей.
В этих видах страхования доля местных компаний немного увеличилась - с 68 до 70 процентов. Однако кузбасские страховщики до сих пор уступают пальму первенства иногородним (чаще всего - федеральным) компаниям. Так, общая сумма страховых сборов у "пришлых" в 1,8 раза больше, чем у "аборигенов". Причиной тому, по словам Нелли Анатольевны, такой финансовоемкий вид, как обязательное медицинское страхование, где основными игроками традиционно являются иногородние страховщики.
В последнее время наметились серьезные проблемы у тех страховых компаний, которые активно продвигают обязательную "автогражданку". Количество выплат по ней растет с пугающей скоростью. Машин все больше, а значит, и дорожно-транспортных происшествий - тоже.
Так, если в 2007 году страховщикам пришлось расстаться с деньгами в виде страховых выплат в размере 77 процентов от собранных премий, что, кстати, считается точкой безубыточности для страховых компаний, то в 2008 году этот рубеж уже был преодолен. Выплаты достигли 80,3 процента. В абсолютных показателях они составили 955 миллионов при сборе в 1,2 миллиарда рублей.
Как утверждают сами страховщики, изменение тарифов по ОСАГО, которые вступили в силу с 1 марта 2009 года - вещь совершенно оправданная. Это нововведение позволит страховым компаниям выйти на уровень безубыточности.
Как сообщил "МК в Кузбассе" генеральный директор "Губернской страховой компании Кузбасса" Александр Рыбалко, после введения новых тарифов он ожидает увеличения сборов от ОСАГО в среднем на 25 процентов. Несмотря на неоднозначную ситуацию с ОСАГО, та же ГСКК не собирается отказываться от этого вида страхования. Александр Николаевич уверен, что именно "автогражданка" как обязательный вид страхования - это хороший способ "зайти", например, на крупное предприятие, стать ближе к потенциальному клиенту. А значит, в перспективе, заинтересовать его и в других страховых продуктах, в том числе добровольных. Среди крупных клиентов, которые застраховались в ГСКК по ОСАГО, можно отметить, например, областное ГУВД. Право стать страховщиком милицейского автопарка ГСКК получила на конкурсе, победив других претендентов.
А вот еще одно новшество - так называемое "прямое урегулирование убытков", когда застрахованный человек получает выплату по ОСАГО в собственной страховой компании, - специалисты страхового рынка оценивают куда менее оптимистично. На взгляд страховщиков, в настоящее время ни сами страховые компании, ни тем более люди, попавшие в ДТП, не готовы к работе в таких условиях. Во-первых, далеко не всегда человек способен оценить размер ущерба "на глазок", тем более если он находится в почти шоковом состоянии сразу после ДТП. Ударив же по рукам с другим участником ДТП и разъехавшись в разные стороны, гражданин подписывается под тем, что страховая выплата будет не более чем 25 тысяч рублей. Во-вторых, для того чтобы страховщики тоже научились работать в новых условиях, необходимо время. По разным оценкам, на это потребуется минимум полгода.
Кстати, можно отметить, что "автомобильное" страхование в том же ГСКК вообще является достаточно успешным направлением деятельности. Так, в общем портфеле компании ОСАГО занимает почти половину. А вот, например, КАСКО (добровольное страхование автотранспорта от ущерба и противоправных действий третьих лиц) в прошлом году показало впечатляющий рост - 59 процентов, достигнув 88 миллионов рублей.
Рост автострахования в страховом портфеле вполне объясним тем, что в последнее время с каждым годом на улицах кузбасских городов становилось все больше автомобилей, в том числе и так называемых "кредитных". А значит, то же КАСКО росло неизбежно. Как, впрочем, и ОСАГО. А вот увеличение такого вида, как страхование от несчастного случая, больше говорит о становлении страховой культуры жителей нашего региона. Люди стали чаще задумываться о том, чтобы обезопасить себя на всякий непредвиденный случай - это нормально и естественно для любого предусмотрительного человека. В результате этот вид страхования в прошлом году в ГСКК вырос на 50 процентов и составил 22 миллиона рублей. В то же время общий уровень выплат по результатам года достиг 11 миллионов рублей.
Еще один вид - страхование имущества юридических лиц - на фоне экономического кризиса переживает определенную стагнацию. Что вполне логично. У большинства предприятий заметно сократились доходы. Однако Александр Рыбалко считает, что и здесь его компании удалось добиться определенных успехов. Например, около 80 процентов всех договоров по имуществу юрлиц заключено с представителями малого бизнеса.
С другой стороны, если прогноз по снижению страхового рынка окажется верным, то это можно считать большой удачей. Как-никак, а последние лет пять страхование росло как на дрожжах. По официальным данным, объемы сборов страховых компаний выросли 3,1 раза. В то же время объем добровольного страхования увеличился еще больше - в 3,5 раза. Соответственно, напрашивается вывод: кузбассовцы стали ответственнее подходить к страхованию своего имущества, здоровья и рисков.
В результате прошлый год вывел наш регион в Сибирском федеральном округе на третье место по так называемым реальным видам страхования - Кузбасс уступил лидерство только Красноярскому краю и Новосибирской области. Если же оценивать ситуацию на страховом рынке, то Кемеровской области досталось вполне почетное 4-е место.
По данным на начало этого года, в Кузбассе работало 18 местных и 83 иногородних страховых компании. В 2008 году общий объем страховых сборов увеличился на 17,1 процента, достигнув 12,4 миллиарда рублей. При этом реальные виды страхования увеличились на 12,2 процента и составили 5,7 миллиарда рублей, заняв в общей страховой структуре 46 процентов. Больше чем на процент (13,6%) проявили себя в прошлом году добровольные виды страхования, составив 4,5 миллиарда рублей.
В этих видах страхования доля местных компаний немного увеличилась - с 68 до 70 процентов. Однако кузбасские страховщики до сих пор уступают пальму первенства иногородним (чаще всего - федеральным) компаниям. Так, общая сумма страховых сборов у "пришлых" в 1,8 раза больше, чем у "аборигенов". Причиной тому, по словам Нелли Анатольевны, такой финансовоемкий вид, как обязательное медицинское страхование, где основными игроками традиционно являются иногородние страховщики.
В последнее время наметились серьезные проблемы у тех страховых компаний, которые активно продвигают обязательную "автогражданку". Количество выплат по ней растет с пугающей скоростью. Машин все больше, а значит, и дорожно-транспортных происшествий - тоже.
Так, если в 2007 году страховщикам пришлось расстаться с деньгами в виде страховых выплат в размере 77 процентов от собранных премий, что, кстати, считается точкой безубыточности для страховых компаний, то в 2008 году этот рубеж уже был преодолен. Выплаты достигли 80,3 процента. В абсолютных показателях они составили 955 миллионов при сборе в 1,2 миллиарда рублей.
Как утверждают сами страховщики, изменение тарифов по ОСАГО, которые вступили в силу с 1 марта 2009 года - вещь совершенно оправданная. Это нововведение позволит страховым компаниям выйти на уровень безубыточности.
Как сообщил "МК в Кузбассе" генеральный директор "Губернской страховой компании Кузбасса" Александр Рыбалко, после введения новых тарифов он ожидает увеличения сборов от ОСАГО в среднем на 25 процентов. Несмотря на неоднозначную ситуацию с ОСАГО, та же ГСКК не собирается отказываться от этого вида страхования. Александр Николаевич уверен, что именно "автогражданка" как обязательный вид страхования - это хороший способ "зайти", например, на крупное предприятие, стать ближе к потенциальному клиенту. А значит, в перспективе, заинтересовать его и в других страховых продуктах, в том числе добровольных. Среди крупных клиентов, которые застраховались в ГСКК по ОСАГО, можно отметить, например, областное ГУВД. Право стать страховщиком милицейского автопарка ГСКК получила на конкурсе, победив других претендентов.
А вот еще одно новшество - так называемое "прямое урегулирование убытков", когда застрахованный человек получает выплату по ОСАГО в собственной страховой компании, - специалисты страхового рынка оценивают куда менее оптимистично. На взгляд страховщиков, в настоящее время ни сами страховые компании, ни тем более люди, попавшие в ДТП, не готовы к работе в таких условиях. Во-первых, далеко не всегда человек способен оценить размер ущерба "на глазок", тем более если он находится в почти шоковом состоянии сразу после ДТП. Ударив же по рукам с другим участником ДТП и разъехавшись в разные стороны, гражданин подписывается под тем, что страховая выплата будет не более чем 25 тысяч рублей. Во-вторых, для того чтобы страховщики тоже научились работать в новых условиях, необходимо время. По разным оценкам, на это потребуется минимум полгода.
Кстати, можно отметить, что "автомобильное" страхование в том же ГСКК вообще является достаточно успешным направлением деятельности. Так, в общем портфеле компании ОСАГО занимает почти половину. А вот, например, КАСКО (добровольное страхование автотранспорта от ущерба и противоправных действий третьих лиц) в прошлом году показало впечатляющий рост - 59 процентов, достигнув 88 миллионов рублей.
Рост автострахования в страховом портфеле вполне объясним тем, что в последнее время с каждым годом на улицах кузбасских городов становилось все больше автомобилей, в том числе и так называемых "кредитных". А значит, то же КАСКО росло неизбежно. Как, впрочем, и ОСАГО. А вот увеличение такого вида, как страхование от несчастного случая, больше говорит о становлении страховой культуры жителей нашего региона. Люди стали чаще задумываться о том, чтобы обезопасить себя на всякий непредвиденный случай - это нормально и естественно для любого предусмотрительного человека. В результате этот вид страхования в прошлом году в ГСКК вырос на 50 процентов и составил 22 миллиона рублей. В то же время общий уровень выплат по результатам года достиг 11 миллионов рублей.
Еще один вид - страхование имущества юридических лиц - на фоне экономического кризиса переживает определенную стагнацию. Что вполне логично. У большинства предприятий заметно сократились доходы. Однако Александр Рыбалко считает, что и здесь его компании удалось добиться определенных успехов. Например, около 80 процентов всех договоров по имуществу юрлиц заключено с представителями малого бизнеса.
Читайте так же