Сашка-счастливчик
Когда Сашке грузовым поездом отрезало обе ноги, он даже не сразу осознал случившееся и несколько секунд вместе со своим другом весело смеялся над тем, как неуклюже зацепился за проволоку, торчавшую на вагоне. По-настоящему Саша испугался только когда заметил, что его ноги чуть выше ступней перерублены и болтаются на коже. Тогда, три года назад, врачам удалось сделать невозможное: Саше пришили ноги, и сейчас он может ходить и даже бегать. А недавно сотрудники транспортной милиции вновь застукали мальчишку возле железнодорожных путей...
Утро того трагического дня 27 февраля 2004 года очень хорошо запомнил инспектор по делам несовершеннолетних линейного отдела милиции (ЛПМ) Ленинска-Кузнецкого Олег Беляев. В тот день тринадцатилетний Саша Устюжанин пришел в ЛПМ за своим свидетельством о рождении. Накануне его задержали вместе с друзьями на железной дороге. Как уверены милиционеры, пацаны пытались стащить цветмет. А мальчишки утверждают, что просто хотели покататься.
"Я в то утро сказал Сашке, - вспоминает Олег Беляев, - смотри, мол, железная дорога - дело опасное. В результате или калекой станешь, или под поезд попадешь и погибнешь. А днем, спустя всего несколько часов после нашего разговора, узнал, что Саше отрезало вагоном ноги".
Несмотря на трагедию, сейчас, спустя три года, можно уверенно сказать: Саше Устюжанину в тот день повезло несколько раз (если вообще уместно говорить о везении в такой ситуации). Во-первых, после того, как он попал под поезд, друзья его не бросили, а сообщили взрослым - железнодорожники и милиционеры прибыли на место уже через несколько минут. Во-вторых, взрослые догадались не трогать Сашу, не оттаскивать его с железнодорожных путей, чтобы не повредить и без того уже отрезанные ноги. В-третьих, оперативно доставленный на автомобиле скорой помощи в Центр охраны здоровья шахтеров города Ленинск-Кузнецкий подросток попал в руки настоящих профессионалов. Но обо всем по порядку...
Мальчишка 3,5 раза остался без крови
"Мы с пацанами решили просто покататься на поезде, - рассказывает Саша. - Пришли на станцию Байкаим. Когда пацаны забрались на один из проезжавших вагонов, я тоже запрыгнул. Но зацепился за какую-то проволоку. И получилось так, что ни туда, ни сюда. Ни на вагон залезть не могу, ни спрыгнуть. Несколько метров пробежал вслед за поездом. Потом споткнулся и вижу, как мои ноги попадают на рельсы и как большие железные колеса вагона проезжают по ним. Боли совсем не было. Я даже как-то не понял, что случилось. В следующую секунду я сумел отцепиться от проволоки и упал на землю рядом с путями. Друзья тоже спрыгнули вслед за мной. Я очень хорошо запомнил, как мы с ними хохотали над тем, что я неуклюже зацепился. А потом пацаны увидели, что ноги у меня болтаются на коже..."
Приехавшие врачи скорой помощи зафиксировали мальчику ноги с помощью специального приспособления, погрузили его в автомобиль и отвезли в Центр охраны здоровья шахтеров. Милиционер Олег Беляев вспоминает, как отрезанные ноги, завернутые в штаны, в которых был Саша, он помогал нести до машины.
В Центре охраны здоровья шахтеров подросток попал в руки опытного хирурга, заведующего отделением пластической реконструктивной и эстетической микрохирургии Леонида Афанасьева. Леонид Михайлович потом честно признался корреспонденту "МК в Кузбассе", что перед врачами встала дилемма: ампутировать ноги или попытаться сохранить их. С одной стороны, наиболее безопасным для жизни решением для пациента была ампутация. Но, с другой, - мальчишка, жизнь которого только начинается, останется безногим инвалидом на всю жизнь. Как можно было с этим смириться? И врачи решили пойти на риск.
"Во время операций по реимплантации конечностей велика вероятность смерти пациента, - рассказывает Леонид Афанасьев. - За несколько часов, пока длится операция, угроза жизни возникает из-за постоянной кровопотери. Однако мы решились на реимплантацию во многом благодаря тому, что в нашей клинике есть современный аппарат, который можно условно назвать сепаратором крови. Суть его работы состоит в том, что во время операции кровь, которая сочится из раны, смывается стерильной водой в специальную емкость. Здесь кровь и вода отделяются друг от друга и компоненты крови пациента возвращаются в организм. При этой процедуре используется только донорская плазма. Отмечу лишь, что за шесть часов, пока шла операция, Саша Устюжанин потерял всю свою кровь 3,5 раза. Само собой, если бы не аппарат, спасти его вряд ли удалось".
Однако на этом волнения за жизнь и судьбу молодого пациента не закончились. Леонид Михайлович рассказал, что сомнения в полном успехе операции сохранялись еще месяца три спустя. Приживутся ли отрезанные поездом ноги, восстановятся ли кровообращение и чувствительность? К счастью, Саша уверенно шел к выздоровлению.
"По-хорошему, - вспоминает хирург, - Саше надо было убирать около десяти сантиметров голени - на ширину колес вагона, под которые попали его ноги. В таком случае уже после операции необходимо удлинять конечности. Считайте, еще год-полтора пришлось бы мальчишке провести в стационаре. Но я решил рискнуть и убрал только пять сантиметров. К счастью, процесс заживления пошел нормально, даже хорошо. Видимо, не последнюю роль в этом сыграл возраст нашего пациента".
...Когда Саша пришел в себя после операции, возле его больничной койки сидела мама. Тогда Сашка пообещал ей, что никогда больше близко не подойдет к железной дороге и поездам.
"Рисковый" Сашка
История молодого жителя Ленинска-Кузнецкого благодаря местным средствам массовой информации получила огласку на весь Кузбасс. Материальную помощь семье подростка оказала и администрация Кемеровской области. Мать Саши Ирина Симонович рассказала "МК", что благодаря выделенным ста тысячам рублей они смогли купить дом, куда переехали вместе с сыном и младшей дочерью. Мужа оставили в старом жилище. Как утверждает Ирина Симонович, мужчина давно злоупотребляет алкогольными напитками, и последние годы совместной жизни превратились и для нее, и для детей в сплошной кошмар.
Сейчас в новом доме, пусть совсем небольшом, семье гораздо легче жить. Тем более что на "сдачу" от выделенных средств чиновники купили им холодильник, телевизор, стол...
К сожалению, жизнь Сашки три года спустя после операции кардинальным образом не улучшилась. Мама работает техничкой на одной из местных шахт, денег на подрастающих детей не хватает. К тому же ни Саша, ни его сестра особым прилежанием не отличаются. Например, Саша сейчас учится в вечерней школе, но занятия посещает крайне нерегулярно. Половину пенсии, которую он получает, отдает матери, половину - тратит по собственному усмотрению. Милиционеры говорят, что не раз видели его у игровых автоматов. Да Сашка и сам не скрывает, что любит "рискнуть": "Самый большой выигрыш, который мне выпадал - шестьсот рублей!" - хвалится подросток. На вопрос: "Сколько проиграл при этом?" - Сашка смущенно отвел глаза и признался: "Восемьсот".
Детские шалости - милицейские хлопоты
И вот совсем недавно сотрудники транспортной милиции поймали Сашу Устюжанина и его восемнадцатилетнего товарища возле железнодорожных путей. Друзей подозревают в том, что они сняли с вагонов детали из цветмета. И Саша, и его товарищ все отрицают.
Сдав на лом похищенные железки, по мнению сотрудников милиции, ребята смогли бы заработать рублей четыреста максимум. А в результате убытки на огромные суммы. Вагон пришлось отцеплять от состава и гнать его на станцию, для того чтобы отремонтировать.
Александр Ложников, машинист, работающий на участке железной дороги Ленинска-Кузнецкого, расказал "МК", что банд из таких подростков в городе хватает: "На станции, где есть линейный пункт милиции, конечно, пацаны не орудуют, а вот на двух других чувствуют себя более уверенно. А риск, которому они подвергают и свои жизни, и жизни, например, прохожих (когда на полном ходу выкидывают железные детали из вагонов), да и в целом безопасность движения железнодорожных составов - очень велик. Например, помню случай, когда из-за металлического листа, который оказался на путях, электропоезд сошел с рельсов".
Несколько иную картину представила сотрудник Беловского ЛОВД Анна Кайка, в зоне ответственности которого находится участок железной дороги в Ленинске-Кузнецком: "На самом деле хищения изделий из цветных металлов с объектов железнодорожного транспорта несовершеннолетними - скорее исключение из правил. Чаще всего этим пытаются заниматься взрослые жители города, в том числе железнодорожники - бывшие и действующие. Именно они знают, что где плохо лежит и куда похищенное можно выгодно сбыть. Однако наш отдел ведет постоянную целенаправленную борьбу с такими людьми".
Что же касается несовершеннолетних, то только в прошлом году милиционеры во время 269-ти рейдов выявили 1553-х подростков, которые без определенных целей находились на объектах железной дороги. А это и профилактика преступности - с одной стороны, и предотвращение травматизма и нелепых трагедий, подобных той, что случилась с Сашей Устюжаниным, - с другой.
..Прошлым летом сбылась мечта Сашки: он наконец-то смог сыграть с друзьями в футбол. Даже, гордо признался подросток, забил три гола: один - головой и два - ногами. "Правда, все равно бегаю слишком медленно!" - сетует Саша.
Вскоре семнадцатителний житель Ленинска-Кузнецкого собирается поехать учиться на часовщика в Новосибирск. В родной город уже, наверное, не вернется: "Хочу уехать в Уссурийск - к старшему брату. Там и жить где есть, и работа должна найтись. А по вагонам я лазить больше не буду, честное слово!.."
Утро того трагического дня 27 февраля 2004 года очень хорошо запомнил инспектор по делам несовершеннолетних линейного отдела милиции (ЛПМ) Ленинска-Кузнецкого Олег Беляев. В тот день тринадцатилетний Саша Устюжанин пришел в ЛПМ за своим свидетельством о рождении. Накануне его задержали вместе с друзьями на железной дороге. Как уверены милиционеры, пацаны пытались стащить цветмет. А мальчишки утверждают, что просто хотели покататься.
"Я в то утро сказал Сашке, - вспоминает Олег Беляев, - смотри, мол, железная дорога - дело опасное. В результате или калекой станешь, или под поезд попадешь и погибнешь. А днем, спустя всего несколько часов после нашего разговора, узнал, что Саше отрезало вагоном ноги".
Несмотря на трагедию, сейчас, спустя три года, можно уверенно сказать: Саше Устюжанину в тот день повезло несколько раз (если вообще уместно говорить о везении в такой ситуации). Во-первых, после того, как он попал под поезд, друзья его не бросили, а сообщили взрослым - железнодорожники и милиционеры прибыли на место уже через несколько минут. Во-вторых, взрослые догадались не трогать Сашу, не оттаскивать его с железнодорожных путей, чтобы не повредить и без того уже отрезанные ноги. В-третьих, оперативно доставленный на автомобиле скорой помощи в Центр охраны здоровья шахтеров города Ленинск-Кузнецкий подросток попал в руки настоящих профессионалов. Но обо всем по порядку...
Мальчишка 3,5 раза остался без крови
"Мы с пацанами решили просто покататься на поезде, - рассказывает Саша. - Пришли на станцию Байкаим. Когда пацаны забрались на один из проезжавших вагонов, я тоже запрыгнул. Но зацепился за какую-то проволоку. И получилось так, что ни туда, ни сюда. Ни на вагон залезть не могу, ни спрыгнуть. Несколько метров пробежал вслед за поездом. Потом споткнулся и вижу, как мои ноги попадают на рельсы и как большие железные колеса вагона проезжают по ним. Боли совсем не было. Я даже как-то не понял, что случилось. В следующую секунду я сумел отцепиться от проволоки и упал на землю рядом с путями. Друзья тоже спрыгнули вслед за мной. Я очень хорошо запомнил, как мы с ними хохотали над тем, что я неуклюже зацепился. А потом пацаны увидели, что ноги у меня болтаются на коже..."
Приехавшие врачи скорой помощи зафиксировали мальчику ноги с помощью специального приспособления, погрузили его в автомобиль и отвезли в Центр охраны здоровья шахтеров. Милиционер Олег Беляев вспоминает, как отрезанные ноги, завернутые в штаны, в которых был Саша, он помогал нести до машины.
В Центре охраны здоровья шахтеров подросток попал в руки опытного хирурга, заведующего отделением пластической реконструктивной и эстетической микрохирургии Леонида Афанасьева. Леонид Михайлович потом честно признался корреспонденту "МК в Кузбассе", что перед врачами встала дилемма: ампутировать ноги или попытаться сохранить их. С одной стороны, наиболее безопасным для жизни решением для пациента была ампутация. Но, с другой, - мальчишка, жизнь которого только начинается, останется безногим инвалидом на всю жизнь. Как можно было с этим смириться? И врачи решили пойти на риск.
"Во время операций по реимплантации конечностей велика вероятность смерти пациента, - рассказывает Леонид Афанасьев. - За несколько часов, пока длится операция, угроза жизни возникает из-за постоянной кровопотери. Однако мы решились на реимплантацию во многом благодаря тому, что в нашей клинике есть современный аппарат, который можно условно назвать сепаратором крови. Суть его работы состоит в том, что во время операции кровь, которая сочится из раны, смывается стерильной водой в специальную емкость. Здесь кровь и вода отделяются друг от друга и компоненты крови пациента возвращаются в организм. При этой процедуре используется только донорская плазма. Отмечу лишь, что за шесть часов, пока шла операция, Саша Устюжанин потерял всю свою кровь 3,5 раза. Само собой, если бы не аппарат, спасти его вряд ли удалось".
Однако на этом волнения за жизнь и судьбу молодого пациента не закончились. Леонид Михайлович рассказал, что сомнения в полном успехе операции сохранялись еще месяца три спустя. Приживутся ли отрезанные поездом ноги, восстановятся ли кровообращение и чувствительность? К счастью, Саша уверенно шел к выздоровлению.
"По-хорошему, - вспоминает хирург, - Саше надо было убирать около десяти сантиметров голени - на ширину колес вагона, под которые попали его ноги. В таком случае уже после операции необходимо удлинять конечности. Считайте, еще год-полтора пришлось бы мальчишке провести в стационаре. Но я решил рискнуть и убрал только пять сантиметров. К счастью, процесс заживления пошел нормально, даже хорошо. Видимо, не последнюю роль в этом сыграл возраст нашего пациента".
...Когда Саша пришел в себя после операции, возле его больничной койки сидела мама. Тогда Сашка пообещал ей, что никогда больше близко не подойдет к железной дороге и поездам.
"Рисковый" Сашка
История молодого жителя Ленинска-Кузнецкого благодаря местным средствам массовой информации получила огласку на весь Кузбасс. Материальную помощь семье подростка оказала и администрация Кемеровской области. Мать Саши Ирина Симонович рассказала "МК", что благодаря выделенным ста тысячам рублей они смогли купить дом, куда переехали вместе с сыном и младшей дочерью. Мужа оставили в старом жилище. Как утверждает Ирина Симонович, мужчина давно злоупотребляет алкогольными напитками, и последние годы совместной жизни превратились и для нее, и для детей в сплошной кошмар.
Сейчас в новом доме, пусть совсем небольшом, семье гораздо легче жить. Тем более что на "сдачу" от выделенных средств чиновники купили им холодильник, телевизор, стол...
К сожалению, жизнь Сашки три года спустя после операции кардинальным образом не улучшилась. Мама работает техничкой на одной из местных шахт, денег на подрастающих детей не хватает. К тому же ни Саша, ни его сестра особым прилежанием не отличаются. Например, Саша сейчас учится в вечерней школе, но занятия посещает крайне нерегулярно. Половину пенсии, которую он получает, отдает матери, половину - тратит по собственному усмотрению. Милиционеры говорят, что не раз видели его у игровых автоматов. Да Сашка и сам не скрывает, что любит "рискнуть": "Самый большой выигрыш, который мне выпадал - шестьсот рублей!" - хвалится подросток. На вопрос: "Сколько проиграл при этом?" - Сашка смущенно отвел глаза и признался: "Восемьсот".
Детские шалости - милицейские хлопоты
И вот совсем недавно сотрудники транспортной милиции поймали Сашу Устюжанина и его восемнадцатилетнего товарища возле железнодорожных путей. Друзей подозревают в том, что они сняли с вагонов детали из цветмета. И Саша, и его товарищ все отрицают.
Сдав на лом похищенные железки, по мнению сотрудников милиции, ребята смогли бы заработать рублей четыреста максимум. А в результате убытки на огромные суммы. Вагон пришлось отцеплять от состава и гнать его на станцию, для того чтобы отремонтировать.
Александр Ложников, машинист, работающий на участке железной дороги Ленинска-Кузнецкого, расказал "МК", что банд из таких подростков в городе хватает: "На станции, где есть линейный пункт милиции, конечно, пацаны не орудуют, а вот на двух других чувствуют себя более уверенно. А риск, которому они подвергают и свои жизни, и жизни, например, прохожих (когда на полном ходу выкидывают железные детали из вагонов), да и в целом безопасность движения железнодорожных составов - очень велик. Например, помню случай, когда из-за металлического листа, который оказался на путях, электропоезд сошел с рельсов".
Несколько иную картину представила сотрудник Беловского ЛОВД Анна Кайка, в зоне ответственности которого находится участок железной дороги в Ленинске-Кузнецком: "На самом деле хищения изделий из цветных металлов с объектов железнодорожного транспорта несовершеннолетними - скорее исключение из правил. Чаще всего этим пытаются заниматься взрослые жители города, в том числе железнодорожники - бывшие и действующие. Именно они знают, что где плохо лежит и куда похищенное можно выгодно сбыть. Однако наш отдел ведет постоянную целенаправленную борьбу с такими людьми".
Что же касается несовершеннолетних, то только в прошлом году милиционеры во время 269-ти рейдов выявили 1553-х подростков, которые без определенных целей находились на объектах железной дороги. А это и профилактика преступности - с одной стороны, и предотвращение травматизма и нелепых трагедий, подобных той, что случилась с Сашей Устюжаниным, - с другой.
..Прошлым летом сбылась мечта Сашки: он наконец-то смог сыграть с друзьями в футбол. Даже, гордо признался подросток, забил три гола: один - головой и два - ногами. "Правда, все равно бегаю слишком медленно!" - сетует Саша.
Вскоре семнадцатителний житель Ленинска-Кузнецкого собирается поехать учиться на часовщика в Новосибирск. В родной город уже, наверное, не вернется: "Хочу уехать в Уссурийск - к старшему брату. Там и жить где есть, и работа должна найтись. А по вагонам я лазить больше не буду, честное слово!.."
Читайте так же