МК-рецензия на фильм "Сатисфакция"
Гришковец. Как много в этом звуке для кузбасского любителя театра. Да и со стороны книгочтения и прослушивания музыки тоже. Вот и на кинопросторах зазвучало это имя в качестве исполнителя главной роли. В прокат вышел фильм Анны Матисон “Сатисфакция”, в котором Евгений Гришковец и актёр, и продюсер, и соавтор сценария.
Влиятельный бизнесмен уличает своего помощника (можно сказать, хорошего товарища) в близкой связи с женой и вызывает его на дуэль. Выбор оружия и определяет дальнейшее течение картины, которое практически полностью происходит в одной локации, - дуэль получается алкогольная. Кто первым отрубился, тот и проиграл. Между поглощениями разных видов крепкой жидкости происходят разговоры, темы которых четко обозначены главным героем. В итоге оппоненты говорят обо всём, что, если вдуматься, наверное, можно назвать правдой жизни. Столкновение решительного, не совсем честного по жизни бизнесмена и его более молодого, но уже имеющего свои взгляды на действительность соперника, позволяет авторам картины высказать какие-то истины, касающиеся окружающего бытия и поведения людей. А темы-то разные: от мороженого и музыки до дружбы и ответственности.
И всё было бы чинно и правильно, и пронизывало бы до костей Смыслом… если бы это был формат спектакля. Чтоб на одной сцене в течение часа, без всяких монтажных склеек, калейдоскопов, видов на море, разговоров в подсобке, в развитии, одним куском. С другой стороны, удерживать полтора часа внимание зрителя диалогом двух людей в одной комнате – задача непростая. Справились или нет, оставим это суждение зрителям. Разбитие беседы на темы разбивает на условные эпизоды и сам фильм. Поговорили об одном – перешли к другому. И вроде даже настроение меняется, а напряжение не растёт, а скачет, как пульс выздоравливающего.
Во многих интервью Евгений Гришковец говорил, что на место актера Дениса Бургазлиева изначально рассматривался Иван Ургант. Но от этого варианта отказались, среди прочего, потому что зритель бы видел в фильме не героя Диму, а звезду шоу-бизнеса Ивана Урганта. Подход правильный, что уж говорить, но… В бизнесмене Саше отчетливо виден Евгений Гришковец. В жестах, интонациях, мимике и речи. И только когда в ход идут сильные эмоции (к финалу они появляются), тогда только пробивается герой фильма. Но надо отдать должное актёрам. Настолько “по-настоящему” пьяных до соплей людей, появляющихся на экране, не припомнишь.
Выходишь из кино и чувствуешь, что услышал о жизни многое, но такое знакомое, очевидное, что в повседневности редко об этом задумываешься, разве что после бутылочки-другой. То ли отношение к жизни другое, нежели у героев, то ли всё же спектакль был бы лучше…