Застуженные в Юрге

'ЗастуженныеИзвестие о вспышке пневмонии в Юргинском военном гарнизоне попало в новости центральных каналов и дошло до высокого военного начальства. И сразу же к нам, в глубинку, отправились комиссии для расследования этого инцидента. Официальные предварительные причины обнародованы еще на прошлой неделе. «МК в Кузбассе» поговорил с матерью переболевшего военнослужащего. Кемеровчанка побывала в части в самом начале развития событий, задолго до того, как они стали достоянием общественности.

Напомним, в первых сообщениях, появившихся 13 декабря, говорилось, что в Юрге на больничной койке оказалось 160-250 солдат. Военный прокурор Юргинского гарнизона Александр Шапанов назвал «МК» следующие цифры: у 69 рядовых подозрение на пневмонию, еще у 105 – ОРВИ.
«Андрей позвонил мне 4 декабря, в субботу, сказал, что болеет, что у них тут чуть ли не эпидемия гриппа, и попросил привезти антибиотики, так как их лечат только фурацилином и аспирином, – Рассказывает Анна Савельева (имя и фамилия женщины изменены по ее просьбе). – В этот же день я поехала в Юргу. Оказалось, что сын болеет со среды – у него была температура под сорок. Свое самочувствие он тогда мне описал как «гриппозное». Диагноз же поставили – ОРВИ - и положили в госпиталь. Вместе с сыном там лежали около 150 человек. Причем терапия была переполнена: койки выставляли в коридор. Когда я поинтересовалась, чем лечат ребят, медсестра ответила – есть только парацетамол…»

Как только высокое военное начальство узнало о произошедшем, то не преминуло публично направить огонь на себя. «Все произошло из-за нашего разгильдяйства», - заявил начальник российского Генштаба генерал армии Николай Макаров. А именно: «…упущения в работе командования соединения по организации повседневной жизнедеятельности подразделений в условиях сильных морозов (минус 40 градусов) и несвоевременное проведение лечебно-профилактических мероприятий». Такой предварительный вердикт вынесло командование Центрального военного округа (ЦВО), которое направило в Юргинскую 74-ю мотострелковую бригаду специалистов для проверки. «В гарнизоне сейчас ситуация стабильная, работает бригада дополнительных сил медицинского персонала из Новосибирска и Екатеринбурга, - сообщил военный прокурор Юргинского гарнизона Александр Шапанов. – По заключению санэпидемиологов, основная причина заболевания – переохлаждение, местами – несоблюдение формы одежды».

Болезнь не от мороза

Другие источники сообщали о том, что солдаты могли переохладиться на плацу во время принятия присяги, а также подолгу находясь на морозе в легкой форме от Юдашкина. Однако в ЦВО сразу сняли подозрение с кутюрье, мол, его обмундирование тут ни причем. Зато военные не отрицают, что во время стрельб в поле на четырех участках вместо четырех пунктов обогрева был развернут только один. «Андрей рассказывал, что у них было холодно в учебе, бывало, что и батареи холодные - ночами спать вообще невозможно, - говорит Анна Сергеевна. – Я в казармы не заходила, но в так называемом красном уголке, где мы встречались с сыном, было прохладно».

Как видно из всех официальных сообщений, армейское начальство вроде бы и не снимает с себя ответственности за произошедшее. Но сдается, что часть ее все-таки перекладывается на обстоятельства, ни от кого не зависящие – 40-градусные морозы. Сибирь, всем тяжело! Но давайте вернемся к хронологии событий. Андрей сообщил матери, что впервые почувствовал недомогание в среду, 1 декабря. Была мать в переполненном госпитале 4 декабря. Тогда еще в Кузбассе шли обильные снегопады, и было по зимним меркам очень тепло. Выходит, что началось массовое заболевание в части еще до похолодания. Напомним, столбик термометра резко упал с минус 5 до минус 30 лишь к 9 декабря. Конечно, находясь на улице длительное время без обогрева, можно (и даже проще) заболеть и при 10 градусах мороза. Но согласитесь, 40 против 10 звучит куда весомее в качестве смягчающего обстоятельства.

Виновата не армия?

Прокурорские проверки выявили случаи несвоевременного оказания доврачебной помощи военнослужащим с признаками ОРЗ. Например, такие. Солдата с первыми симптомами ОРЗ отправляют в медицинскую роту соединения, где врач дает ему освобождение от работы на трое суток и выписывает направление на флюорографию. После того как солдат возвращается в подразделение, командир не знакомится с предписаниями врача. Солдат зарабатывает пневмонию. Командир, за то что не доконтролировал, получает прокурорское предостережение. Однако такие случаи единичные, добавляет Александр Шапанов. В том, что солдаты заболели, виновата не армия, считает военный прокурор. «60% заболевших – новобранцы, - говорит он. – Пониженный иммунитет, низкая адаптация. Парни растут хилыми, в тепле. Из-за компьютера они попадают в спартанские условия».

«Да, у сына хронический бронхит с детства, - говорит Анна Сергеевна. – Но болел он именно маленьким. Андрей занимается спортом. Зиму прошлую проходил в кроссовках - и хоть бы что! Хилым его точно не назовешь».

Слова кемеровчанки о нехватке лекарств в военной части подтвердились. По результатам прокурорской проверки наличие необходимых для лечения ОРВИ медикаментов составило всего 15%. Причем известно это было еще в ноябре, когда часть проверяли в ходе плановых мероприятий. По словам Александра Шапанова, медики делали заявки на поставку лекарств в вышестоящие органы ЦВО (тогда еще СВО – Сибирского военного округа с центром в Чите), но на них никто не отреагировал. Получается, в том, что солдат не долечили, виновата все-таки армия.

Военный прокурор Юрги не видит в ситуации чрезвычайного события и считает, что ее раздули недобросовестные СМИ. «Это даже нельзя назвать вспышкой, - говорит Александр Шапанов. – С подозрением на пневмонию госпитализирован 1% от личного состава. Тяжелых случаев нет. Солдат Карпенко, которого показали по центральному ТВ, был госпитализирован еще 26 ноября. Скоротечно развернувшаяся пневмония дала осложнение на почки. И так как в госпитале нет аппарата гемодиализа, рядовой был доставлен в областную больницу в Кемерово. Сейчас его состояние удовлетворительное, от аппарата отключен».

Численность личного состава прокурор нам назвать не мог – военная тайна. Результаты нашего грубого подсчета, основанного на эмпирических данных, предоставленных Анной Сергеевной (так, известно число рот, проживающих в одном помещении и число помещений), сходятся со словами юргинского военного прокурора. Известно также, что только из кузбассовцев в Юргу в этом году призвали тысячу новобранцев. 69 больных пневмонией на 1 000 человек – это много или мало? По крайней мере, по словам эпидемиологов, этого уже достаточно, чтоб классифицироваться как вспышка или массовое заболевание среди одного контингента. Не говоря уже с 105 больными ОРВИ, серьезность которого тоже нельзя умалять. За аббревиатурой находится бронхит, трахеит, собственно пневмония и другие осложнения. У всех этих заболеваний общий пусковой механизм – переохлаждение, говорят специалисты.

Внимание и тулупы

С другой стороны, в ситуации вокруг Юргинского гарнизона, наверное, не без лишнего ажиотажа. В таком свете к нему еще не доставалось столько внимания от столичных журналистов – уж точно. Последний раз случай с массовым заболеванием в этой военной части был 15 лет назад. Только тогда приключилась другая заразная хворь. Один из привлеченных в комиссию тех лет специалистов, пожелавший остаться неизвестным, признался «МК»: «В тех условиях, что мы тогда наблюдали, трудно было не застудиться. Не знаю, много ли с тех пор изменилось». Но что-то все-таки изменилось. После огласки недавнего случая простуженным солдатам пожаловали теплые овечьи тулупы и медикаменты. Ситуацию поручил взять под контроль своему заместителю губернатор Аман Тулеев.

Андрея выписали из госпиталя (болел бронхитом). Сейчас он еще немного покашливает, находится под наблюдением и освобожден от работы на улице. В помещениях стараются поддерживать тепло. «Тулупы получили, - подтверждает рядовой. – Все стало таким пафосным. Железные кружки в столовой заменили на стаканы. Порции стали побольше – кормят на убой».

Будем надеяться, что на этом все и закончится. Все-таки наши ребята призываются в армию, чтобы служить Родине, а не валяться на больничной койке из-за чьей-то халатности.
Ксения Коломейцева.
 
0

Комментарии:


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Сколько будет 2+3
Ответ:*
Введите два слова, показанных на изображении: *
Новое в блогах
Наш опрос
Часто ли вы смотрите телевизор?
Постоянно включен
Более 6 часов в день
3-4 часа в день
1-2 часа
Изредка включаю
Затрудняюсь ответить

TV программы
Мы в социальных сетях
Свежий номер

Московские полосы еженедельника "МК в Кузбассе" читайте в печатном варианте или на сайте

Календарь
«    Декабрь 2010    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив публикаций