МК-рецензия: "Турне" и "Где-то"
В чем полезность показа фестивального кино на больших экранах в городках типа Кемерово? Кроме того, что кино на большом экране само по себе приятно и где-то даже величественно. Полезность в информативности и возможности посмотреть хорошее кино, на которое дома вряд ли найдется время. Да и память в домашнем уюте интернет-скачиваний подводит. Согласитесь, мало кто с лету назовет победителя, например, прошлогоднего Каннского фестиваля. А фильмы штука такая: из памяти долой – глаза нескоро доберутся.
Вот и радуется киноманское сознание, когда устраиваются фестивальные недели, в рамках которых скопом привозят картины, бравшие награды на престижных смотрах. Посмотреть лучшую режиссерскую работу Канн этого года и обладателя Золотого льва Венецианского фестиваля 2010 можно было в эти дни. Первый – фильм французского режиссера и актёра в одном лице Матьё Амальрика “Турне”. Сначала кажется, что от просмотра будет веять легкостью до самых финальных титров. Американская шоу-группа “Необурлеск” приезжает с гастролями во Францию, куда их привозит бывший телевизионный продюсер Жоаким Занд. Участницы шоу показывают различные номера и трюки, не стесняясь обнажиться перед публикой. На сцене сдержанная, но искренняя феерия, в залах французских клубов – бурные аплодисменты. Веселье! Но по ходу картины шоу-бизнес отходит на второй план, превращая его участников в простых людей с человеческими проблемами, отношениями, мыслями и иногда печалью. Тут и дети, которые не очень-то уважают папу, и сложные отношения с братом, и постоянное контролирование процесса и бесконечные сигареты. И где-то среди всего этого недосягаемый Париж. Режиссёр умело вовлекает зрителя в турне вместе со своими героями, подталкивая проявлять к ним симпатию. Радость американок таким “мелочам”, как доставленная пицца, хороший отель, случайный секс, возможность посмотреть страну выглядит как немного странной, так и очень естественной. Амальрик, сам сыгравший главную роль, харизматичен аки чёрт. Помимо манеры общения в память западают такие человеческие странности, как непереносимость музыки в общественных местах и набивание карманов бесплатными конфетами. В итоге получаем проникновенную картину о подноготной шоу-бизнеса, но без грязи, интриг и скандалов, а с нормальными человеческими эмоциями.
Фильм Софии Копполы “Где-то” тоже о шоу-бизнесе, показанным примерно под тем же углом людских отношений. Только герой здесь в сфере знаменитости преуспел гораздо больше, чем французский телепродюсер. В личном же самоощущении примерно такая же ситуация – несчастная. “Где-то” является мощнейшим рычагом продвижения семейных ценностей. Продвижение сильно тем, что не бьёт в лоб, а позволяет зрителю догадаться, что конкретно нужно герою. Благо режиссёр не нагнетает туману, и смысл становится ясным практически всем. Известнейший актёр Джонни Марко живет в роскошном отеле, развлекается вызовом танцовщиц в номер, случайными интрижками, поездками на Феррари и частыми вечеринками со знакомыми и знакомыми знакомых. При этом жутко скучает по жизни и глубоко несчастен. Единственной отрадой становится родная дочь, которая по стечению обстоятельств проводит с отцом несколько дней. Хочется мимоходом отметить юную актрису Элли Фэннинг, которая наверняка скоро догонит в славе свою более именитую сестрёнку. В показе самого шоу-бизнеса и отношения к нему главного героя Коппола не ушла далеко от собственной работы “Трудности перевода”. И это замечательно, потому что так тонко показать зависимость звезды от собственного ореола мало у кого в нынешнем кинематографе получается. Апофеозом немощности героя Стивена Дорфа (замечательный актёр, давно его не было на первых ролях) перед собственным образом в глазах общественности становятся сцены фотосессии и вручения наград в Италии. И снова же в итоге получилась мощная вдумчивая и продуманная картина о важности человеческих отношений, даже если все время вокруг одна бутафория.