Охота пуще неволи
На заре 15 августа раздались первые залпы ружей в камышах и лесах Кузбасса. Начался сезон охоты. Правда, на части территорий области охотничий сезон 2009-2010 откроется только с 22 августа. В этом году он может кардинально отличаться от прошлых. Новые правила охоты, принятые на федеральном уровне, настораживают как чиновников-охотоведов, так и самих охотников.
До недавнего времени охотничья деятельность в регионе регламентировалась только правилами охоты на территории Кемеровской области. Это официальный документ, разработанный на основании типовых правил. Единый федеральный закон об охоте люди, для которых она является хобби или профессией, ждали около 15 лет. И вот свершилось, закон принят –в основной своей части он вступит в силу в июле 2010 года. Грядут серьезные изменения. В частности, закон приводит охотничий билет к единому федеральному образцу. Это означает государственную монополию на предоставление права охотиться. Данная часть закона вступает в силу только с 1 июля 2011 года. Пока же охотничьи билеты, наряду с государственными органами, имеют право выдавать и общественные организации – охотничьи объединения. С точки зрения властей, единый госбилет позволит сделать сферу более прозрачной. Но вот существование охотничьих объединений тогда ставиться под угрозу: вполне возможно, что они отпадут за ненадобностью.
В Кузбассе таких объединений три. Самое крупное насчитывает 35 тысяч охотников и закрепляет за собой 4 млн га охотничьих угодий в разных районах Кузбасса. «Наша организация и подобные ей существуют за счет вступительных и членских взносов и услуг на охоту через путевки, - говорит председатель правления Кемеровской областной общественной организации охотников и рыболовов (КОООиР) Виктор Куленков. - Будет выдаваться государственный охотничий билет – охотники к нам не придут».
Из пушки по рябчикам
Но если закон вступит в силу как минимум через год, то «Правила добывания объектов животного мира, относящихся к объектам охоты», принятые в январе этого года премьером, действуют уже сейчас. Они устанавливают время открытия сезонов (для каждого региона по-разному), способы охоты и орудия добывания. Существенное изменение в добычу зверя вносит пункт, расширяющий применение нарезного оружия.
«Раньше для охоты на большинство видов применялось в основном охотничье гладкоствольное оружие, - рассказывает заместитель начальника отдела охотничьего надзора департамента по охране объектов животного мира областной администрации Валерий Федоров. – Нарезное оружие можно было применять для охоты на волка, на медведя, на копытных – то есть на лицензионные виды животных. Сейчас же его разрешили использовать и для добычи нелицензионных видов, на которые достаточно приобрести путевку».
Не вдаваясь в баллистику, скажем, что нарезное оружие намного мощнее гладкоствольного и зачастую снабжено оптическим прицелом. Чтобы добыть животное при помощи обычного ружья, к нему для надежного поражения нужно подкрасться минимум на 50 м, говорят охотники. При помощи же нарезного «ствола» достаточно навести прицел на зверя, будучи далеко в засаде. «Разрешили охотиться с нарезным на суслика, хомяка, песчаника, бурундука, - перечисляет Виктор Куленков, показывая руками размер бурундука. – То есть силы становятся неравными».
Среди охотников относительно нововведения сложились разные мнения, говорят в КОООиР. Кто-то рад свободе действия, потому что давно мечтал поохотиться с карабином или малокалиберной винтовкой, но не мог по какой-то причине получить лицензию на зверя. Охотники же со стажем «плюются», считая недостойным настоящего мужчины палить по малой твари из мощного оружия: «Да так всех перебьют!»
Пуля-дура
Не только животному миру можно навредить «нарезное» нововведение. Теоретически при охоте с помощью нарезного оружия может пострадать и сам человек. У такой пули большая дальность полета – до пяти километров или в 5 раз дальше, чем из гладкоствольного оружия. Вероятность увеличивается из-за того, что нарезное можно использовать для охоты на птицу. Эта цель может показаться новичкам наиболее доступной.
«При стрельбе в косулю или лося ствол располагается параллельно земле: угол небольшой и пуля далеко не улетит, - объясняет Валерий Федоров. - А когда стреляем в тетерева или рябчика, сидящего на дереве, ствол держим под углом 45 градусов. Пуля может улететь на несколько км и задеть постороннего человека». Учитывая, что лесостепная зона у нас густонаселённа, вероятность пострадать от «пули-дуры» отнюдь не преувеличена.
Разрешение широкого применения нарезного оружия не оправдывают ни общественные организации охотников, ни областные чиновники. Как стало известно «МК», областной департамент обращался в правительство с просьбой о поправке положения. В частности, чтобы отстоять запрет охоты из мощного оружия на тетерева.
Первая очередь охотничьего сезона на водоплавающую, болотно-луговую и полевую дичь на всей территории области открыта с 15 августа (на территориях, относящихся к КОООиР, откроется с 22 августа). То, что на водоплавающую птицу охотники пойдут массово с нарезными стволами, Виктор Александрович не думает. «А вот дальше, когда начнется охота на пушные виды – зайца, лисицу – у меня уже есть сомнения, что не будут его применять, - говорит он. – Охотник сегодня «на коне»: информирован о своих правах, читает документы, пользуется Интернетом. Раз разрешено – есть соблазн воспользоваться более легким способом». Остается только надеяться на грамотность и соблюдение охотничьей этики.
«Традиционная охота на зайца в России велась из дробовика, - подхватывает заместитель председателя Александр Ильиных. - Открывается она в начале октября: снега еще нет, а заяц белый - его видно. Или с дробовика на 30 м охотник к нему должен подойти – здесь какой-то азарт есть. Или на 100-150 м. Вот заяц дрожит, прижался к земле, а человек его «щёлк» – и все!»
Нашествие бобров
В Кузбассе много мест для охоты. Практически вся карта региона отмечена охотничьими угодьями. Все они находятся в ведении охотопользователей – государства или юридических лиц (охотничьи общества, частные предприниматели). По словам председателя правления КОООиР, самая популярная и объемная охота у нас – на водоплавающих. Воспетая драматургом Вампиловым утиная охота наиболее доступна для большинства охотников. На втором месте по популярности в Кузбассе – заяц, на третьем - боровая охота на рябчика и тетерева. На крупных животных охотятся мало. Косуля, лось, олень, по словам охотоведов, спросом пользуются, но лицензии на них выдаются в ограниченных количествах.
Ежегодно примерное поголовье каждого охотничьего вида подсчитывается. Из этого определяется приблизительный процент отстрела без угрозы для существования вида. По выдаче путевок и лицензий этот сезон мало чем отличается от предыдущих, так как количество животных в Кузбассе не изменилось.
«У нас все стабильно, - говорит главный охотовед КОООиР Сергей Романов. – Резкого изменения численности в ту или другую сторону нет. Единственное, с каждым годом в Кузбассе становится все больше и больше бобра. Этот вид у нас не водился, а если и водился, то очень давно. С 60-70 годов животное начали завозить к нам из Белоруссии. И для бобра здесь сложились очень благоприятные условия – площадь огромная, питания полно, хищничество и другие лимитирующие факторы минимальны». Однако, несмотря на распространенность бобра, охота на него популярностью не пользуется - зверя трудно добывать. Чего уже говорить о медведе, пожалуй, самом главном охотничьем трофее в России. По данным департамента по охране объектов природного мира, из выданных в прошлом году 150 лицензий на медведя использовано чуть больше половины. Бравых охотников самих впору заносить в Красную книгу, говорят специалисты.
Людей, которые от охоты живут, практически не осталось, да и буквально овчинка выделки не стоит. «Раньше были потребсоюзы, которые доводили охотникам план по пушнине, - рассказывает Виктор Куленков. – Они сдавали шкурки нам, а мы в свою очередь – новосибирской меховой базе. С развалом Советского Союза это прекратилось. Мех диких зверей стал никому не нужен. Охотник сам теперь распоряжается добычей».
У костра
«Люди ездят на охоту с целью общения: в повседневной жизни они не видятся месяцами, - говорит охотник Михаил с 30-летним стажем. – А охота объединяет. Охотничьи коллективы складываются годами, лишних людей здесь нет. У каждого охотника или группы есть свои заповедные места. Вообще охота – это таинство». Впрочем, чтобы поохотиться, далеко от города уезжать не надо. В Кемеровском районе есть два егерских обхода – Березовский и Береговой. Здесь водятся практически все охотничьи виды животных: медведь, лось, заяц, утка, косуля, тетерев. Обычно едут большой компанией накануне вечером, накрывают стол, а с утреней зарей – именно она является сигналом к началу охоты – расчехляют ружья. У потрескивающего костра, затянувшись «Беломором» – других папирос он и не признает – охотник старой закалки всегда припомнит кучу баек и случаев из жизни. Чаще всего эти рассказы связаны с риском и опасностью. А что может быть рисковее, чем встреча с хозяином тайги? Существует несколько способов добывания медведя.
В этой связи в охотничьей среде появилась байка-анекдот о лучшем способе охоты на медведя, которую «МК» рассказал Сергей Романов. «Берете большой кусок фанеры, молоток и ждете, пока медведь начнет уплетать приваду. Как только он появится, подходите к нему. Мишка тут же полезет обниматься - он всегда рад охотнику! А вы, недолго думая, протягиваете ему фанеру. Медведь заключает ее в объятья, а охотник вгоняет молотком его когти в дерево…
До недавнего времени охотничья деятельность в регионе регламентировалась только правилами охоты на территории Кемеровской области. Это официальный документ, разработанный на основании типовых правил. Единый федеральный закон об охоте люди, для которых она является хобби или профессией, ждали около 15 лет. И вот свершилось, закон принят –в основной своей части он вступит в силу в июле 2010 года. Грядут серьезные изменения. В частности, закон приводит охотничий билет к единому федеральному образцу. Это означает государственную монополию на предоставление права охотиться. Данная часть закона вступает в силу только с 1 июля 2011 года. Пока же охотничьи билеты, наряду с государственными органами, имеют право выдавать и общественные организации – охотничьи объединения. С точки зрения властей, единый госбилет позволит сделать сферу более прозрачной. Но вот существование охотничьих объединений тогда ставиться под угрозу: вполне возможно, что они отпадут за ненадобностью.
В Кузбассе таких объединений три. Самое крупное насчитывает 35 тысяч охотников и закрепляет за собой 4 млн га охотничьих угодий в разных районах Кузбасса. «Наша организация и подобные ей существуют за счет вступительных и членских взносов и услуг на охоту через путевки, - говорит председатель правления Кемеровской областной общественной организации охотников и рыболовов (КОООиР) Виктор Куленков. - Будет выдаваться государственный охотничий билет – охотники к нам не придут».
Из пушки по рябчикам
Но если закон вступит в силу как минимум через год, то «Правила добывания объектов животного мира, относящихся к объектам охоты», принятые в январе этого года премьером, действуют уже сейчас. Они устанавливают время открытия сезонов (для каждого региона по-разному), способы охоты и орудия добывания. Существенное изменение в добычу зверя вносит пункт, расширяющий применение нарезного оружия.
«Раньше для охоты на большинство видов применялось в основном охотничье гладкоствольное оружие, - рассказывает заместитель начальника отдела охотничьего надзора департамента по охране объектов животного мира областной администрации Валерий Федоров. – Нарезное оружие можно было применять для охоты на волка, на медведя, на копытных – то есть на лицензионные виды животных. Сейчас же его разрешили использовать и для добычи нелицензионных видов, на которые достаточно приобрести путевку».
Не вдаваясь в баллистику, скажем, что нарезное оружие намного мощнее гладкоствольного и зачастую снабжено оптическим прицелом. Чтобы добыть животное при помощи обычного ружья, к нему для надежного поражения нужно подкрасться минимум на 50 м, говорят охотники. При помощи же нарезного «ствола» достаточно навести прицел на зверя, будучи далеко в засаде. «Разрешили охотиться с нарезным на суслика, хомяка, песчаника, бурундука, - перечисляет Виктор Куленков, показывая руками размер бурундука. – То есть силы становятся неравными».
Среди охотников относительно нововведения сложились разные мнения, говорят в КОООиР. Кто-то рад свободе действия, потому что давно мечтал поохотиться с карабином или малокалиберной винтовкой, но не мог по какой-то причине получить лицензию на зверя. Охотники же со стажем «плюются», считая недостойным настоящего мужчины палить по малой твари из мощного оружия: «Да так всех перебьют!»
Пуля-дура
Не только животному миру можно навредить «нарезное» нововведение. Теоретически при охоте с помощью нарезного оружия может пострадать и сам человек. У такой пули большая дальность полета – до пяти километров или в 5 раз дальше, чем из гладкоствольного оружия. Вероятность увеличивается из-за того, что нарезное можно использовать для охоты на птицу. Эта цель может показаться новичкам наиболее доступной.
«При стрельбе в косулю или лося ствол располагается параллельно земле: угол небольшой и пуля далеко не улетит, - объясняет Валерий Федоров. - А когда стреляем в тетерева или рябчика, сидящего на дереве, ствол держим под углом 45 градусов. Пуля может улететь на несколько км и задеть постороннего человека». Учитывая, что лесостепная зона у нас густонаселённа, вероятность пострадать от «пули-дуры» отнюдь не преувеличена.
Разрешение широкого применения нарезного оружия не оправдывают ни общественные организации охотников, ни областные чиновники. Как стало известно «МК», областной департамент обращался в правительство с просьбой о поправке положения. В частности, чтобы отстоять запрет охоты из мощного оружия на тетерева.
Первая очередь охотничьего сезона на водоплавающую, болотно-луговую и полевую дичь на всей территории области открыта с 15 августа (на территориях, относящихся к КОООиР, откроется с 22 августа). То, что на водоплавающую птицу охотники пойдут массово с нарезными стволами, Виктор Александрович не думает. «А вот дальше, когда начнется охота на пушные виды – зайца, лисицу – у меня уже есть сомнения, что не будут его применять, - говорит он. – Охотник сегодня «на коне»: информирован о своих правах, читает документы, пользуется Интернетом. Раз разрешено – есть соблазн воспользоваться более легким способом». Остается только надеяться на грамотность и соблюдение охотничьей этики.
«Традиционная охота на зайца в России велась из дробовика, - подхватывает заместитель председателя Александр Ильиных. - Открывается она в начале октября: снега еще нет, а заяц белый - его видно. Или с дробовика на 30 м охотник к нему должен подойти – здесь какой-то азарт есть. Или на 100-150 м. Вот заяц дрожит, прижался к земле, а человек его «щёлк» – и все!»
Нашествие бобров
В Кузбассе много мест для охоты. Практически вся карта региона отмечена охотничьими угодьями. Все они находятся в ведении охотопользователей – государства или юридических лиц (охотничьи общества, частные предприниматели). По словам председателя правления КОООиР, самая популярная и объемная охота у нас – на водоплавающих. Воспетая драматургом Вампиловым утиная охота наиболее доступна для большинства охотников. На втором месте по популярности в Кузбассе – заяц, на третьем - боровая охота на рябчика и тетерева. На крупных животных охотятся мало. Косуля, лось, олень, по словам охотоведов, спросом пользуются, но лицензии на них выдаются в ограниченных количествах.
Ежегодно примерное поголовье каждого охотничьего вида подсчитывается. Из этого определяется приблизительный процент отстрела без угрозы для существования вида. По выдаче путевок и лицензий этот сезон мало чем отличается от предыдущих, так как количество животных в Кузбассе не изменилось.
«У нас все стабильно, - говорит главный охотовед КОООиР Сергей Романов. – Резкого изменения численности в ту или другую сторону нет. Единственное, с каждым годом в Кузбассе становится все больше и больше бобра. Этот вид у нас не водился, а если и водился, то очень давно. С 60-70 годов животное начали завозить к нам из Белоруссии. И для бобра здесь сложились очень благоприятные условия – площадь огромная, питания полно, хищничество и другие лимитирующие факторы минимальны». Однако, несмотря на распространенность бобра, охота на него популярностью не пользуется - зверя трудно добывать. Чего уже говорить о медведе, пожалуй, самом главном охотничьем трофее в России. По данным департамента по охране объектов природного мира, из выданных в прошлом году 150 лицензий на медведя использовано чуть больше половины. Бравых охотников самих впору заносить в Красную книгу, говорят специалисты.
Людей, которые от охоты живут, практически не осталось, да и буквально овчинка выделки не стоит. «Раньше были потребсоюзы, которые доводили охотникам план по пушнине, - рассказывает Виктор Куленков. – Они сдавали шкурки нам, а мы в свою очередь – новосибирской меховой базе. С развалом Советского Союза это прекратилось. Мех диких зверей стал никому не нужен. Охотник сам теперь распоряжается добычей».
У костра
«Люди ездят на охоту с целью общения: в повседневной жизни они не видятся месяцами, - говорит охотник Михаил с 30-летним стажем. – А охота объединяет. Охотничьи коллективы складываются годами, лишних людей здесь нет. У каждого охотника или группы есть свои заповедные места. Вообще охота – это таинство». Впрочем, чтобы поохотиться, далеко от города уезжать не надо. В Кемеровском районе есть два егерских обхода – Березовский и Береговой. Здесь водятся практически все охотничьи виды животных: медведь, лось, заяц, утка, косуля, тетерев. Обычно едут большой компанией накануне вечером, накрывают стол, а с утреней зарей – именно она является сигналом к началу охоты – расчехляют ружья. У потрескивающего костра, затянувшись «Беломором» – других папирос он и не признает – охотник старой закалки всегда припомнит кучу баек и случаев из жизни. Чаще всего эти рассказы связаны с риском и опасностью. А что может быть рисковее, чем встреча с хозяином тайги? Существует несколько способов добывания медведя.
В этой связи в охотничьей среде появилась байка-анекдот о лучшем способе охоты на медведя, которую «МК» рассказал Сергей Романов. «Берете большой кусок фанеры, молоток и ждете, пока медведь начнет уплетать приваду. Как только он появится, подходите к нему. Мишка тут же полезет обниматься - он всегда рад охотнику! А вы, недолго думая, протягиваете ему фанеру. Медведь заключает ее в объятья, а охотник вгоняет молотком его когти в дерево…
Читайте так же