Тёмное кино
Вы думаете, что нельзя в одном фильме, не выходя практически за пределы одного, хоть и большого космического кораблин, соединить спасение человечества, научную фантастику, непонятно откуда взявшихся кровожадных мутантов, психические расстройства, толику боевых искусств от агронома-индейца, жуткий саспенс, бешеные погони, затухающий реактор и много-много темных коридоров? Вы думаете, что если впихнуть все это в один фильм, то получится нечто не выше категории Б? Посмотрите “Пандорум”, и вы поймете, что и из такой смеси можно сделать настолько цельное кино, которое ещё долго после выхода из кинотеатра вас не отпустит, при этом заставляя вздрагивать, переживать и удивляться по ходу самого просмотра.
Нет, это не рекламная статья, как бы пафосно она не начиналась. Это впечатления честного зрителя, не ожидавшего, что будет настолько хорошо. Если про актеров Бена Фостера и Дениса Куэйда наслышаны и навидены были довольно в положительных тонах, то режиссер Кристиан Алварт внушал опасения. Уж сильна была горечь от одного из его первых фильмов “Антитела”, который представлялся побратимом “Семи”, а оказался младшим кузеном нудной психологической драмы неизвестного происхождения. Да и его же “Дело №39” с Рене Зельвеггер вышло совсем уж недавно. Не случился бы с режиссером синдром конвейера. Но, к счастью, не случился. Алварт выдал штучный товар, сделанный грамотно, со вкусом, без перегибов, но в тоже время умеющий неожиданно ударить в участок мозга, отвечающего за всё что угодно, кроме спокойствия.
Действие развивается постепенно, но с первых минут ненавязчиво вовлекая смотрящего в атмосферу фильма. Двое членов экипажа очнулись от анабиоза. Из их диалога мы понимаем, что так же, как и они, мало что понимаем. Где находится корабль, посланный к планете, способной стать вторым домом для людей, для которых Земля стала ужас как тесна. Тут же преподносятся детали типа амнезии, которые помогают держаться на плаву, но говорящие, что впереди полная неизвестность. Ясно одно – нужно вспоминать и идти к капитанскому мостику. А еще опасность пандорума, психического расстройства, возникающего у людей, пробывших много времени в глубоком космосе. И с входом героя Бена Фостера в вентиляционную шахту действие начинает ускоряться, пугать, подбрасывать новые подробности большого космического путешествия. На пути появляются люди, проснувшиеся задолго до первых двоих, и конечно, главная угроза – непонятно откуда взявшиеся прямоходящие твари крайне нелицеприятного вида, жрущие всё, что посвежее.
Да чтоб меня! Первое появление синих огоньков в темных коридорах заставило от напряжения вжаться в кресло. Как, впрочем, и второе, третье и так далее. Да и люди, прежде чем попытаться объединиться, треплют друг другу нервы, не чураясь обоюдных увечий. И всё это по большей части в темноте. Режиссер даже не гнушается показывать полный мрак в течение десятков секунд. Полный мрак и лишь звуки дыхания и осторожного шуршанья. В такие моменты становится по-настоящему жутко. Можно вспомнить много сцен, щекочущих нервы, но не стоит их описывать. Потому что стоит их прочувствовать. Отсутствие морализаторства и пафоса спасающих человечество героев тоже вырисовывается жирным плюсом. Тут не до геройства, тут лишь бы выжить и не сойти с ума. Да и сюжет при своей линейности даже в конце подкидывает такие выверты, что хочется рукоплескать. Но руки вцепились в подлокотники и не хотят ослабить хватку. И контрольный вопрос: какой фильм нужно посмотреть? Правильно. “Пандорум”