«Космическое» бурение…
В минувшую пятницу на разрезе «Черниговский» представители предприятия «Азот-Черниговец» запустили в работу новый буровой станок Pit Viper-235. Это знаковое для угледобывающей отрасли Кузбасса событие: «карьерная гадюка» (буквальный перевод названия. – Прим. автора) стала сотой машиной производства компании Atlas Copco на территории нашего региона. При этом стоит отметить, что четверть единиц этой техники приходится на долю кузбасского предприятия, входящего в состав холдинговой компании «СДС-Уголь».
Торжественное мероприятие, посвященное официальному запуску нового Pit Viper-235, состоялось непосредственно на блоке, где и будет бурить скважины для дальнейшего проведения взрывных работ детище иностранного машиностроения.
Первым к гостям мероприятия обратился генеральный менеджер ЗАО «Atlas Copco Россия» Джон Стинсон, который отметил, что даже самая современная техника «работает настолько хорошо, насколько хорошо ее обслуживают».
«8 лет назад мы продали в Кузбасс нашу первую машину, – отметил Джон Стинсон. – За это время каждый месяц в Кемеровскую область приходил еще один новый буровой станок. И вот результат – первая сотня. Хотелось бы отдельно поблагодарить наших
партнеров – предприятие «Азот-Черниговец», которые делают свой выбор в пользу нашей техники. Я уверен, что ее эксплуатация дает хорошие результаты».
Стоит отметить, что официальным представителем Atlas Copco в России является компания Mining Solutions. А потому вполне логично, что на пуске юбилейного бурового станка присутствовал руководитель кемеровского филиала Mining Solutions Вячеслав Зырянов.
Вячеслав Валерьевич подчеркнул, что Pit Viper-235 – это принципиально новое поколение буровых станков, производящихся на мощностях Atlas Copco. «Эта модель была разработана в 2008 году, – рассказал Вячеслав Зырянов. – А запущена в производство только прошлом 2011-м. Машина, которая пришла в «Азот-Черниговец», имеет заводской номер 13. Это значит, что таких установок изготовлено и в настоящее время работает на подготовке взрывных работ во всем мире 13 штук, причем данная машина первая в России».
По словам топ-менеджера кемеровского филиала Mining Solutions, буровая установка Pit Viper-235 – это серьезный шаг в развитии технологий. Более того, при ее создании использовались разработки американского космического агентства НАСА.
Рабочая лошадка
Временем официального запуска нового бурового станка можно считать момент передачи бригадиру Pit Viper-235 Максиму Смирнову «праздничного наряда на работу», который руководитель бригады бурстанка получил из рук генерального директора ООО «Азот-Черниговец» Александра Беляева.
«С момента создания нашего предприятия мы активно сотрудничали и американским производителем буровых станков Atlas Copco и с его официальным представителем в России компанией Mining Solutions, – подчеркнул в своем выступлении Александр Григорьевич. – За это врем мы сумели оценить качество техники. Более того, и это очень важно, мы оценили готовность наших партнеров учитывать нюансы, которые выявляются в условиях практического использования буровых станков и вносить определенные коррективы, в том числе конструкцию машин. Что, в конце концов, идет на пользу и качеству техники, и ее производительности, и в целом особенностям ее эксплуатации».
Кстати, впервые Александр Беляев увидел Pit Viper-235 на всемирной специализированной выставке в Лас-Вегасе. «Машина мне понравилась сразу, – говорит генеральный директор «Азот-Черниговца». – Тем не менее, прежде чем заключить договор на ее приобретение, шли определенные переговоры, в ходе которых, например, обсуждались некоторые технические особенности нового бурового станка».
Пока говорить о том, как покажет себя в деле Pit Viper-235, достаточно сложно. Но специалисты «Азот-Черниговца» надеются, что машина выдаст эксплуатационные показатели, которые удовлетворят потребности предприятия.
Pit Viper-235 стоит около 2-х миллионов долларов. Но сами понимаете, столь значительные инвестиции предполагают, что приобретенная техника будет не просто надежно работать, но и обеспечит экономически эффективный уровень эксплуатационных расходов. Если она себя хорошо покажет, чего мы, собственно говоря, ожидаем, то она имеет все шансы стать «рабочей лошадкой» в угольной отрасли всего Кузбасса.
Работа под контролем компьютера
Чем же отличается Pit Viper-235 от буровых установок предыдущего класса? Различия проявляются как в мелочах, которые как известно, определяют половину успеха, так и в более значимых конструктивных особенностях. Но, пожалуй, главной отличительной характеристикой нового станка можно считать тот факт, что эта 60-тонная махина представляет собой, по сути, огромный компьютер.
«Раньше кабина машиниста бурового станка, – рассказал бригадир Pit Viper-235 Максим Смирнов, – представляла собой что-то вроде большого пульта, где, например, только различных джойстиков было штук пятнадцать. А в новой установке их всего два. Причем оба установлены непосредственно в кресле машиниста. Столь значительное сокращение количества органов управления достигнуто за счет того, что с помощью определенного сочетания клавиш на один и тот же джойстик передается функция по управлению совершенно различными операциями. Конечно, сначала надо привыкнуть к новой системе. Для меня это не составило особого труда. В течение первой недели осваивания новой техники я уже сумел оценить множество достоинств новой кабины в Pit Viper-235».
Стоит отметить, что не только управление станком стало проще в плане количества органов управления. Разработчики значительно потрудились над тем, чтобы сделать работу Pit Viper-235 более безопасной и защищенной даже от случайной ошибки, которая может быть вызвана так называемым человеческим фактором.
Чтобы достичь этого, внедрены многоуровневые дублирующие системы безопасности. Например, чтобы прошла какая-то команда, необходимо не просто отдать ее, но и подтвердить исполнение именно этой команды.
«Еще одним очень важным моментом лично для меня как человека, который много часов проводит в кабине бурового станка, стоит считать конструкцию пневмоподвески под креслом машиниста, – продолжает Максим Владимирович. – Раньше ни с чем подобным на предыдущих поколениях машин мне встречаться не доводилось. Эта подвеска гасит значительное количество вибраций, которые неизбежно возникают во время бурения или движения. Если раньше во время передвижения приходилось вставать с кресла, теперь благодаря пневомоподвеске можно оставаться на месте. Кроме того, из-за высокой степени остекления кабины значительно повысилась обзорность. Все это сделало мою работу гораздо удобнее».
Стоит отметить, что кресло машиниста Pit Viper-235 больше напоминает то ли кресло космонавта, то ли пилота современного авиалайнера. Ситуацию схожести с кабиной пилота усиливает интерактивный сенсорный монитор компьютера, на который вся необходимая информация в режиме онлайн.
Уровень компьютеризации Pit Viper-235 настолько высок, что все ключевые системы бурового станка постоянно диагностируются непосредственно в процессе работы. В том случае если компьютер обнаруживает наличие минимального отклонения от штатных режимов работы в каком-либо механизме машины, он тотчас выводит соответствующее сообщение на монитор машиниста установки.
«Такая схема работы, – говорит Александр Беляев, – позволяет решить сразу несколько задач. Во-первых, мы экономим значительное количество времени, которое раньше мы просто потратили бы на поиск возможной неисправности. А во-вторых, отклонение от штатного режима работы и серьезная поломка – согласитесь, это разные вещи. Первую гораздо проще и быстрее устранить. И тут мы получаем главное преимущество: сокращается количество простоев из-за неисправностей, а значит, возрастает производительность техники».
Эффективность выше
Завершая рассказ об устройстве рабочего места машиниста Pit Viper-235, стоит отметить, что сама кабина значительно лучше по сравнению с прежними моделями американского производителя защищена от различных факторов внешнего воздействия. По крайней мере, так говорят сами работники бригады Максима Смирнова.
Например, здесь обеспечена высокая герметичность рабочего места. Даже в зимние минус 30 в кабине обеспечена достаточно комфортная температура. Кроме того, шумоизоляция тоже на высоте. Закрытая дверь кабины обеспечивает, даже при работающем двигателе, возможность разговаривать, не повышая голоса.
Кстати, снижению шума от силовых агрегатов бурового станка способствует и его новый дизайн. Как рассказал начальник участка буровых работ «Азот-Черниговца» Данил Лаптев, двигатель Pit Viper-235 «зашит» в защитный кожух.
«С одной стороны, – говорит Данил Александрович, – это позволяет несколько снизить уровень шума. С другой – повысить степень защищенности силовой установки от того же снега, дождя или грязи».
Продолжая рассказ об эксплуатационных особенностях нового бурового станка, генеральный директор «Азот-Черниговец» Александр Беляев сообщил, что в отличие от большинства предыдущих моделей диаметр долота, с помощью которой ведется бурение скважин, составляет 230-250 миллиметров. Техника, что уже используется на предприятии, обеспечивает бурение скважин диаметром 200 миллиметров.
Динамичный рост
В настоящее время на предприятии «Азот-Черниговец» уже работают 24 буровых станка. Все они произведены компанией Atlas Copco.
Благодаря существенному увеличению технического парка предприятию «Азот-Черниговец» удалось кратно увеличить объемы взорванной горной массы за последние три года. Прирост этого основного для взрывников показателя, по словам представителей предприятия, составляет в ежегодном исчислении 35-40 процентов.
Поэтому неудивительно, что собственники компании в последнее время особое внимание уделяют обновлению технического парка «Азот-Черниговца». В этой связи стоит отметить, что только в 2011 году на предприятии было приобретено 12 буровых установок и 12 смесительно-зарядных машин, отвечающих современным требованиям безопасности, а также являющихся высокотехнологичным оборудованием, обеспечивающим необходимое качество проводимых работ на каждом этапе.
Кроме того, в 2011 году приобретены тягачи для доставки эмульсии (использующейся в процессе изготовления промышленных взрывчатых веществ. – Прим. автора) и емкости для этих же целей – по шесть единиц техники соответственно.
Результатом реализации столь масштабной кампании по увеличению технического парка предприятия можно считать тот факт, что в настоящее время «Азот-Черниговец» занимает третье место в Кузбассе по объему взорванной горной массы. Более того, согласно планам руководства предприятия, уже в 2012 году структура «СДС-Угля» должна выйти по этому показателю на второе место в регионе, а в ближайшие пять лет – стать лидером рынка взрывных работ в Кузбассе.
Инвестиции определяют развитие
Минувший 2011 год стал для «Азот-Черниговца» знаковым в плане реализации инвестиционной программы. За это время в развитие производственной базы предприятия вложено 1,2 миллиарда рублей. Ожидается, что в 2012 году объем инвестиционной программы тоже останется на очень высоком уровне и составит 500 миллионов рублей.
Таким образом, на предприятии ведется планомерная работа, главная цель которой значительное увеличение объемов взрывных работ. С одной стороны, создается производственная база – модернизация завода по производству эмульсии, с другой – растет парк спецтехники: 24 буровых станка, 22 смесительно-зарядные машины. Такой комплексный подход позволит значительно увеличить количество добываемого угля. В первую очередь на открытых горных работах, то есть на угольных разрезах, но не только. Промышленные взрывные работы используются и при подземном способе добычи в шахтах.
Третьей и очень важной составляющей развития «Азот-Черниговца» является кадровый вопрос. В настоящее время на предприятии особое внимание уделяется формированию работоспособного кадрового потенциала. Найти сегодня профессионального взрывника или машиниста бурового станка – задача не из простых. Тем более что всего за год количество работников «Азот-Черниговца» выросло почти в два раза – с 600 до тысячи человек.
Учет всех этих составляющих развития «Азот-Черниговца» важен еще и в связи с тем, что помимо роста объемов взрывных работ идет активное расширение географического присутствия кузбасской компании.
В настоящее время в рамках компании создано два управления: «Черниговское», расположившееся на территории разреза «Черниговский», и «Киселевское».
Возможно, что в скором времени можно будет говорить и об открытии еще нескольких управлений. Например, «Новосибирского», «Красноярского» и «Алтайского». Создание управлений связано с необходимостью более оперативного и качественного взаимодействия с контрагентами в этих регионах. В настоящее время представители «Азот-Черниговца» уже работают в соседних регионах, а в дальнейшем присутствие кузбасских взрывников будет только увеличиваться.