3 кровных миллиона
Очередную массовую акцию по сдаче крови Кузбасский Красный Крест начал со сбора 3 миллионов рублей. Деньги пойдут на медицинский аппарат для изготовления тромбоконцентрата. Этот компонент крови жизненно необходим в частности онкобольным детям.
Чтобы полностью обеспечить городскую лечебную сеть, ежедневно требуется кровь от 80-100 доноров. В принципе, через Кемеровский областной центр крови каждый день проходит достаточное количество доноров. Но в итоге не вся кровь подходит для переливания, а какая-то выбраковывается и на перовом этапе «Когда случается беда, как правило, никто не готов, - говорит и. о. главного врача ГУЗ «Кемеровский областной центр крови» Светлана Рогожина. - Люди просят своих знакомых и те приходят, готовые помочь. Но они забывают, что вчера ели сало».
Дефицитная III группа
По мнению председателя Красного Креста Кузбасса Елены Малаховой, безвозмездное донорство уменьшает отсев. «Когда человек идет сдавать кровь безвозмездно – нет материальной заинтересованности – он не скрывает инфекционные болезни. Донорство становится чище не только в моральном, но и в физическом аспекте».
С 31 октября по 11 ноября в Кузбассе проходит ежегодная акция «Кровь во имя жизни». Акция уникальна для России, говорят в Красном Кресте: в течение двух недель область массово сдает кровь – такого больше нигде нет. По традиции сначала выездной пункт забора крови выехал в главное управление МЧС России. 1 ноября кровь сдавали чиновники областной администрации, депутаты облсовета, журналисты областных СМИ. На протяжении многих лет активно участвуют в акции кемеровские вузы. Внести свою лепту в безвозмездное донорство можно непосредственно в Кемеровском центре крови. «Все, кто может – идет и сдает, - говорит Елена Малахова. – В том числе серьезные люди региона. Генерал Арутюнян (руководитель областного МЧС. – Прим. ред.) всегда первым протягивает руку. Вице-президент по социальной политике и молодежи ХК «СДС» Павел Федяев месяц назад сдал кровь».
Кровь нужна любых групп, но особенная нужда сегодня в третьей отрицательной. «К сожалению, мы работаем с колес: сегодня же заготавливаем, сегодня же передаем, но пока ее недостаточно», - говорит Светлана Рогожина.
Врачи давно говорят о том, что здоровому организму сдача крови идет только на пользу. Раньше донором можно было быть от 18 до 60 лет. Недавно верхнее возрастное ограничение для донорства было отменено – видимо, кровь не стареет.
С Кузбасса по рублю
Если говорить об отдельных компонентах крови, то сложнее всего ситуация обстоит с тромбоцитами. В них постоянно нуждаются гематологические больные. Тромбоконцентрат жизненно необходим детям, больным онкологическими заболеваниями и проходящим курс химиотерапии.
Сложности заготовки тромбоконцентрата заключается и в том, что доноры для его получения нужны с отменным здоровьем, и в том, что это длительный по времени процесс. Человек сдает кровь на специальном аппарате, что занимает 1 – 1,2 часа. По словам Светланы Рогожиной, в день в Кемерове готовят 15 терапевтических доз тромбоцитов, а порой их требуется до 25. Есть большая разница в разных методах заготовки компонентов крови – рутинным и аппаратным. «Если мы заготавливаем кровь рутинным плазмоферезом, то в одном пакете получается всего 50 млрд клеток, - объясняет Светлана Егоровна. – На аппарате в одном пакете получается 250-300 млрд клеток. Это 5-6 доз, которые делаются рутинным способом. То есть требуется 1 донор вместо 5. И тромбоциты более качественные: аппарат выделяет клетки, отчищает их от различных примесей».
В Кемеровском центре крови есть 3 аппарата для заготовки тромбоконцентрата. Первый приобрели благодаря больному, который находился в отделении гематологии. Еще два получили благодаря нацпроекту, но и этого количества крайне недостаточно, говорят трансфузиологи. Но если в Кемерове есть хотя бы что-то, то в Новокузнецке тромбоциты готовят исключительно рутинным способом. Красный Крест решил объявить о сборе 3 миллионов рублей на приобретение аппарата для города. «Мы крайне редко объявляем о сборе средств, - говорит Елена Малахова. - В основном в экстремальных ситуациях – Беслан, Япония, пожары, аварии на шахтах. Но здесь мы решили, что надо это сделать и аппарат для Новокузнецка купить».
Почему южная столица не может получить аппарат в рамках нацпроекта, как Кемерово? Елена Малахова говорит, что в первую очередь задавалась этим вопросом. «Сейчас государство не может помочь, вот только что приобрели оборудование. Его Новокузнецку дадут, может быть, через три года, может быть, через два. Но это время будет упущено. Скольким детям и взрослым на этапе химиотерапии не хватит тромбоцитов. Да, там готовят их вручную, но этого недостаточно».
Набрать 3 миллиона в Красном Кресте надеются до Нового года. Будут обращаться и к организациям, но основная надежда на граждан. Да, в какой-то мере мы выполним функции государства. Но если разобраться, от каждого требуется такая малость. «Если каждый кузбассовец скинется по рублю, а нас 2,8 миллиона, этого вполне будет достаточно», - говорит Малахова.