Именем Автора!
Кемерово. Берег речки. Шашлык. Компания друзей. «…Я буду в Борисполе сидеть в самолете…» и «арам зам зам», льющиеся из припаркованных тут же автомобилей, смешиваются с детским веселым гомоном. Не правда ли, сейчас это самая желанная для изнуренных летним зноем кемеровчан картинка. И ведь никто не догадывается, что многие из этих мирно отдыхающих людей – нарушители закона. Во всяком случае те, кто нажал на кнопку «плей» магнитолы собственного автомобиля. Потому как эти злостные существа осмелились… ретранслировать во всеуслышание купленный ими за собственные деньги даже лицензионный(!) диск или слушать любимую радиостанцию. А за пользование чужим нужно платить.
Деньги давай!
Впрочем, для того чтобы попасть в поле зрения РАО (Российское Авторское Общество, которое у нас нынче и представляет интересы авторов – отметим, авторов любых: российских, зарубежных, известных и не очень. Ведь если ты считаешь себя творцом, пишешь музыку, например, но ни в каких организациях не состоишь, знай, что это не так: РАО представляет интересы за тебя, хочешь ты этого или нет. И найдет, чтобы гонорар вручить…) даже на пляж ехать не требуется. Достаточно просто включить магнитолу и открыть окошко машины. Или включить музыку дома погромче. Последнее, наверное, в чем-то полезно. Мешают спать соседи по ночам? Милиция (простите, полиция) не реагирует – милости просим, звоните в РАО! Потому как штраф нарушителя ожидает нешуточный. Ни много ни мало – 30 тысяч рублей за одну песню, исполненную вне закона. Куда уж полиции с ее копеечными административными штрафами!
Вы думаете, что это шутки, гипербола? Вовсе нет. Это, скажем так, самое ближайшее наше будущее. Потому что Российское Авторское Общество и примкнувшая к нему ВОИС (Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности») всерьез взялись за малый бизнес в Кемерове.
Менее половины…
Буквально на прошлой неделе в Кузбассе побывал заместитель директора Сибирского филиала Российского Авторского Общества по правовым вопросам Евгений Шмаков и озвучил удручающие цифры. Оказалось, что в Кемерове только порядка 40% предприятий общественного питания соблюдают законодательство об авторском праве, то бишь имеют соответствующие договоры с РАО и ВОИС, а остальные являются нарушителями.
Имеется в виду следующее. РАО, согласно Уставу, в числе прочего осуществляет «управление исключительными правами на любые обнародованные произведения и отрывки из них в отношении публичного исполнения, сообщения в эфир и/или по кабелю (в том числе путем ретрансляции), доведения до всеобщего сведения произведений, в том числе музыкальных (с текстом или без текста), драматических, музыкально-драматических, литературных и иных произведений».
То бишь если в придорожном кафе или в открытой уличной палатке звучит радио или стоит телевизор (о ресторанах и не говорим, это само собой разумеется), их владельцы обязаны заплатить авторам, то есть РАО, которая потом выплатит авторам причитающееся им вознаграждение. Такса в Кемерове такая: пятьдесят с лишним рублей с посадочного места в месяц. Отметим, что сумма эта может меняться в зависимости от «сезонности», в Новый год, например, дороже. Это и понятно – время корпоративов. Потому сумму округлим просто до 50, хотя «стандарт» чуть выше…
Теперь давайте произведем простую калькуляцию. Самое маленькое придорожное или уличное кафе имеет у себя пять столиков по четыре стула около каждого. Итого выходит 20 мест. Теперь 50 рублей умножим на 20. Получается 1 000 рублей. Вроде бы не так много, если учесть, что штраф за «незаконную трансляцию», например, радиостанции, составляет, по словам Евгения Шмакова, 30 тысяч рублей с одной песни. Ну, положим, предприниматель убоялся, вздохнул, махнул рукой, мол, нате, заберите, свою 1 000 целковых - и расслабился. На другой день к нему приходит представитель Российского Авторского Общества по городу Кемерово Алексей Бураченко и говорит, мол, заплатите еще и денежки ВОИС, которая стоит на защите так называемых «смежных прав», и которая, по сути, является «дочкой» РАО и просит… еще тысячу! Итого уже 2 000 в месяц набегает.
Сразу поясним, что означает термин «смежные права». Например, песню написал композитор Игорь Николаев. Исполняет песню Наташа Королева. Аранжировку к песне сделал Максим Фадеев. Значит, Игорь Николаев обладает авторскими правами на продукт, а певица и аранжировщик – смежными.
Эх, раз да еще раз…
Слава Богу, нынче страна в целом и Кузбасс в частности оживают от кризисных потрясений. Динамично развивается в том числе рынок потребительских услуг. Только в прошлом году в Кемерове появилось несколько таких крупных объектов, как кафе «Трэвэлерс», кафе «Китайская кухня «Хан», ресторан «Террин», кофейня «Фудзи» и так далее. Если в первом квартале прошлого года в областном центре насчитывалось 617 предприятий общественного питания, то с января по март года текущего их стало уже 647. Прибавьте к этому еще 34 летних кафе примерно на 2 500 посадочных мест. И в каждом из них музыка играет. Так что только с «летников» РАО планирует получить, как говорят представители ведомства, «в пользу авторов» 250 тысяч рублей ежемесячно (по 125 тысяч рублей РАО и ВОИС соответственно). Крупные рестораны мы даже считать не будем – страшно становится. А ведь есть еще, например, банки, крупные автосервисы и проч., где для удобства клиентов тоже включают телевизор или радио. А есть еще гастроли различных исполнителей, праздники и банкеты, где звучит музыка. Про радио и ТВ мы не говорим по определению – эти уж выкладывают РАО и ВОИС по полной. По нашим данным, порядка 2-2,5% от выручки (не от прибыли, а именно от выручки!) каждому - или 4-5% доходов. И тут тоже вырисовывается любопытная картинка. Например, возьмем любую федеральную радиостанцию, которая транслируется на территории Кемерово. Головной офис, который находится в Москве, все платежи в РАО уже произвел. Но вот за удовольствие слушать это же самое радио, за которое «все уплочено», в Кемерове или Новокузнецке предприниматели на местах снова несут РАО и ВОИС свои проценты от выручки. И, соответственно, любой из владельцев кафе или стоматологического кабинета, посмевший нажать на кнопку радиоприемника в присутствии клиентов, снова должен выложить кругленькую сумму.
На страже интересов
Казалось бы, такая ситуация должна вселить радость в сердца молодых кемеровских музыкантов, каждому из которых хочется признания и, конечно же, финансового благополучия. При таком жестком контроле со стороны РАО от последнего не должен ускользнуть ни один концерт, ни одно публичное воспроизведение их произведений. Но, увы! Пообщавшись с представителями местных музыкальных коллективов, корреспондент «МК в Кузбассе» с удивлением обнаружил, что они ни разу не получили от РАО ни копейки! Услышав эту информацию, представитель кемеровского РАО Алексей Бураченко очень удивился и сказал, что в кемеровских кафе и ресторанах… живой музыки нет! Хотя сейчас, пожалуй, в каждом втором кафе и ресторане и кафе города, особенно в выходные дни, постоянно работает совершенно «живой» музыкальный коллектив. А ведь для того чтобы гонорар автору платился, совсем необязательно иметь даже членство в РАО. Ведь в обязанности этой организации входит в том числе осуществлять и розыск авторов и исполнителей. За это представители РАО и берут свои комиссионные – 10% от сборов. Видимо, кемеровская творческая молодежь надежно зашифрована. У тех же, кто официально состоит в РАО, ситуация не лучше. Так, корреспондент «МК» поинтересовался у одного из кемеровских музыкантов, автора и соавтора ряда песен, которые в том числе звучали в эфире федеральных каналов. К сожалению, картинка та же. Ни разу и ни копейки от Российского авторского общества он не получил. Хотя даже на сайте РАО его фамилию и имя можно найти в списке авторов.
В прошлом году автор текста нескольких песен, исполняемых Борисом Моисеевым, Виктория Адрианова в своем блоге также сетовала на то, что денег ей никаких так и не поступило от РАО за целый год. «Я обращалась в РАО, мне предоставили расшифровку, в которой обозначено, что якобы за год у Бориса Моисеева было всего лишь три концерта - деньги за них на счет мне так и не поступили - и указано, что якобы он только одну мою песню пел. Хотя даже в Интернете есть куча видеоматериалов, где он поет мои песни, И я точно знаю, что мои песни входят в его концертную программу, на его официальном сайте часто упоминается об этом, мне постоянно пишут его фанаты. Борис Моисеев считается одним из самых востребованных звезд по количеству концертов. На его сайте в афише четко указано, что у него по 15 концертов в месяц!! А РАО мне на mail прислало, что якобы 3 за год!!! По телефону сказали, что я должна собирать информацию о концертах и сама доказывать, если не согласна с этим!! Зачем тогда РАО? Я, автор, должна ездить за Борисом по гастролям и снимать на видео и приносить инфу в РАО?» - возмущается Виктория.
«Само по себе авторское законодательство и вопрос о соблюдении авторских прав – вещь нужная, - рассказал «МК в Кузбассе» один из кемеровских музыкантов. - Только вот мне неизвестны случаи, когда бы РАО в самом деле отстаивало интересы авторов. Например, если где-то продаются контрафактные диски, кто этим занимается? Полиция, но отнюдь не РАО. Отчислений местным музыкантам нет – я по крайней мере не знаю таких случаев. Зато могу привести такой пример: мой знакомый решил производить музыкальные игрушки и хотел использовать детскую песню из известного фильма. Обратился в РАО, мол, кто автор? Кому я должен денег? Там сказали: мы не знаем, ищите сами! Так для чего нужно РАО? На мой взгляд, это просто копилка, в которую сыплются деньги. Возможно, кто-то из столичных знаменитостей что-то и получает, только не мы…»
И с этим трудно не согласиться. Ведь откуда бы взялись тогда все эти истории о российских актерах и музыкантах, которые умирают в нищете…
В чью пользу?
Но давайте вернемся к местному малому бизнесу. Представим себе ситуацию, что в кафе играет подборка неких музыкальных материалов. Половина из них – те, которые авторы разрешают использовать безвозмездно самому широкому кругу лиц. Это вполне возможно. Но тут тоже важен нюанс: РАО представляет интересы всех и каждого вне зависимости от того, хочет этого человек или нет, а вот для того чтобы «отказаться» от денег за авторство, нужно написать в РАО соответствующее заявление. Так вот, полдня в кафе играет такая «бесплатная» подборка музыки, а еще полдня, скажем, транслируется радио. Каков будет платеж предпринимателя? Оказывается, таким же! Все те же 50 с лишним рублей за одно посадочное место! И ни Алексей Бураченко, ни Евгений Шмаков не смогли пояснить, почему так происходит, а также кому пойдут эти деньги. А и вообще: обязали, например, владельца кафе заключить договор и платить эти деньги РАО и ВОИС. Получается, что если следовать букве закона, помимо денежных отчислений он должен нанять еще специального человека, который будет отслеживать, что и когда у него играло в течение дня: какое радио, какой телеканал и прочее. То есть затраты становятся еще больше.
По информации «МК», когда представители Сибирского филиала Российского Авторского Общества явились в городскую администрацию с просьбой о содействии и проведении разъяснительной работы с предпринимателями областного центра, чиновники сильно удивились и не могли понять (автор этих строк их очень понимает), за что все-таки должен платить предприниматель? Но потом все-таки обещали содействие – ведь закон таки соблюдать нужно. Хотя и недоумение работников администрации вполне объяснимо. Ведь ни для кого не секрет, что бизнесу в России и так живется не очень вольготно: то проверки, то налоги, то просьбы оказать спонсорскую помощь… Но ведь если спонсорская помощь идет все-таки на поддержку спорта, детских домов и так далее, а налоги идут на пользу городу и Кузбассу в целом, то есть отчасти возвращаются нам же самим, то РАО забирает себе 10%, а остальное – уходит безликим авторам (говорим «безликим», потому как ни одной конкретной фамилии, безбедно живущей на авторские отчисления, нам по крайней мере неизвестно). И ни в какие бюджеты эти деньги не идут в принципе! Опять же, как вы догадываетесь, все дополнительные отчисления предпринимателей самым прямым образом отразятся на нашем с вами кошельке.
Как могут…
Предприниматели как могут пытаются выжить в сложившейся ситуации. Например, «МК» известно, что на Урале ряд рестораторов включали в своих заведениях радио и безбоязненно работали, пользуясь тем, что каждый гражданин России имеет право на информацию. А именно по радио звучат выпуски новостей. В ряде кемеровских супермаркетов вообще транслируют… собственную музыку. Есть компании, которые сами создают музыкальный контент и радиоролики и транслируют все это в магазинах. В этом случае РАО претензий к магазинам иметь не может.
Но вообще эта ситуация далека от нормальной, и решать ее надо в плоскости юридической и в том числе в плоскости законодательной. Законодательство об авторском праве соблюдать необходимо - тому подтверждением является и мировая практика. Но, во-первых, в ситуации, когда неясно, кому идут деньги, лично у меня на месте предпринимателя рука бы не поднялась их отдавать. Во-вторых, если не изменить положение дел сейчас, завтра РАО, разросшись до невообразимых объемов, и в самом деле придет на вашу свадьбу, юбилей, приедет на пляж, где вы слушаете музыку, и выкатит солидный счет.
Справка «МК»
Самые известные скандалы с участием РАО
***
Южный филиал РАО 21 апреля 2009 года обратился в Кировский суд г. Ростов-на-Дону с иском в защиту прав авторов исполненных на концерте произведений. При этом в иске авторами песни «Город золотой» были ошибочно указаны Леонид Каганов и Борис Гребенщиков, от имени которых и без их ведома был подан иск. Леонид Каганов заявил, что не имеет никакого отношения к иску и не является автором песни.
***
В июле 2009 года РАО выдвинуло претензии к Российской футбольной Премьер-лиге (РФПЛ) по поводу использования перед матчами отечественного чемпионата «Футбольного марша» М. И. Блантера. Дело получило широкий резонанс в СМИ. После этого РАО заявило, что не будет выдвигать требования к РФПЛ о выплате авторского вознаграждения за использование указанного произведения в ходе проведения футбольных матчей в Российской Федерации. В свою очередь РФПЛ констатировала, что содержание пресс-релиза РАО об отказе в требовании авторского вознаграждения за «Футбольный марш» не совсем соответствует действительности. В сообщении РФПЛ отмечается, что в интервью каналу «Вести-24» наследница композитора Татьяна Бродская утверждала, что в договоре о поручении РАО управлять ее имущественными правами нет и не могло быть упоминания данного произведения. Также РФПЛ выразило недоумение, каким образом «Футбольный марш» М. И. Блантера оказался в реестре произведений, правами на которые управляет РАО на основе договоров с правообладателями.
***
В марте 2010 года прокуратура по заявлению Российского авторского общества предъявила претензии организаторам бесплатного концерта хора ветеранов в Самаре, потребовав выплаты вознаграждения авторам за публичное исполнение песен военных лет. Недоумение действиями РАО выразили композитор Оскар Фельцман, а также ряд известных политиков. Позже конфликт был урегулирован: 23 апреля 2010 года самарский хор ветеранов фронта и тружеников тыла по приглашению РАО принял участие в концерте, посвященном завершению Дней интеллектуальной собственности.
Деньги давай!
Впрочем, для того чтобы попасть в поле зрения РАО (Российское Авторское Общество, которое у нас нынче и представляет интересы авторов – отметим, авторов любых: российских, зарубежных, известных и не очень. Ведь если ты считаешь себя творцом, пишешь музыку, например, но ни в каких организациях не состоишь, знай, что это не так: РАО представляет интересы за тебя, хочешь ты этого или нет. И найдет, чтобы гонорар вручить…) даже на пляж ехать не требуется. Достаточно просто включить магнитолу и открыть окошко машины. Или включить музыку дома погромче. Последнее, наверное, в чем-то полезно. Мешают спать соседи по ночам? Милиция (простите, полиция) не реагирует – милости просим, звоните в РАО! Потому как штраф нарушителя ожидает нешуточный. Ни много ни мало – 30 тысяч рублей за одну песню, исполненную вне закона. Куда уж полиции с ее копеечными административными штрафами!
Вы думаете, что это шутки, гипербола? Вовсе нет. Это, скажем так, самое ближайшее наше будущее. Потому что Российское Авторское Общество и примкнувшая к нему ВОИС (Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности») всерьез взялись за малый бизнес в Кемерове.
Менее половины…
Буквально на прошлой неделе в Кузбассе побывал заместитель директора Сибирского филиала Российского Авторского Общества по правовым вопросам Евгений Шмаков и озвучил удручающие цифры. Оказалось, что в Кемерове только порядка 40% предприятий общественного питания соблюдают законодательство об авторском праве, то бишь имеют соответствующие договоры с РАО и ВОИС, а остальные являются нарушителями.
Имеется в виду следующее. РАО, согласно Уставу, в числе прочего осуществляет «управление исключительными правами на любые обнародованные произведения и отрывки из них в отношении публичного исполнения, сообщения в эфир и/или по кабелю (в том числе путем ретрансляции), доведения до всеобщего сведения произведений, в том числе музыкальных (с текстом или без текста), драматических, музыкально-драматических, литературных и иных произведений».
То бишь если в придорожном кафе или в открытой уличной палатке звучит радио или стоит телевизор (о ресторанах и не говорим, это само собой разумеется), их владельцы обязаны заплатить авторам, то есть РАО, которая потом выплатит авторам причитающееся им вознаграждение. Такса в Кемерове такая: пятьдесят с лишним рублей с посадочного места в месяц. Отметим, что сумма эта может меняться в зависимости от «сезонности», в Новый год, например, дороже. Это и понятно – время корпоративов. Потому сумму округлим просто до 50, хотя «стандарт» чуть выше…
Теперь давайте произведем простую калькуляцию. Самое маленькое придорожное или уличное кафе имеет у себя пять столиков по четыре стула около каждого. Итого выходит 20 мест. Теперь 50 рублей умножим на 20. Получается 1 000 рублей. Вроде бы не так много, если учесть, что штраф за «незаконную трансляцию», например, радиостанции, составляет, по словам Евгения Шмакова, 30 тысяч рублей с одной песни. Ну, положим, предприниматель убоялся, вздохнул, махнул рукой, мол, нате, заберите, свою 1 000 целковых - и расслабился. На другой день к нему приходит представитель Российского Авторского Общества по городу Кемерово Алексей Бураченко и говорит, мол, заплатите еще и денежки ВОИС, которая стоит на защите так называемых «смежных прав», и которая, по сути, является «дочкой» РАО и просит… еще тысячу! Итого уже 2 000 в месяц набегает.
Сразу поясним, что означает термин «смежные права». Например, песню написал композитор Игорь Николаев. Исполняет песню Наташа Королева. Аранжировку к песне сделал Максим Фадеев. Значит, Игорь Николаев обладает авторскими правами на продукт, а певица и аранжировщик – смежными.
Эх, раз да еще раз…
Слава Богу, нынче страна в целом и Кузбасс в частности оживают от кризисных потрясений. Динамично развивается в том числе рынок потребительских услуг. Только в прошлом году в Кемерове появилось несколько таких крупных объектов, как кафе «Трэвэлерс», кафе «Китайская кухня «Хан», ресторан «Террин», кофейня «Фудзи» и так далее. Если в первом квартале прошлого года в областном центре насчитывалось 617 предприятий общественного питания, то с января по март года текущего их стало уже 647. Прибавьте к этому еще 34 летних кафе примерно на 2 500 посадочных мест. И в каждом из них музыка играет. Так что только с «летников» РАО планирует получить, как говорят представители ведомства, «в пользу авторов» 250 тысяч рублей ежемесячно (по 125 тысяч рублей РАО и ВОИС соответственно). Крупные рестораны мы даже считать не будем – страшно становится. А ведь есть еще, например, банки, крупные автосервисы и проч., где для удобства клиентов тоже включают телевизор или радио. А есть еще гастроли различных исполнителей, праздники и банкеты, где звучит музыка. Про радио и ТВ мы не говорим по определению – эти уж выкладывают РАО и ВОИС по полной. По нашим данным, порядка 2-2,5% от выручки (не от прибыли, а именно от выручки!) каждому - или 4-5% доходов. И тут тоже вырисовывается любопытная картинка. Например, возьмем любую федеральную радиостанцию, которая транслируется на территории Кемерово. Головной офис, который находится в Москве, все платежи в РАО уже произвел. Но вот за удовольствие слушать это же самое радио, за которое «все уплочено», в Кемерове или Новокузнецке предприниматели на местах снова несут РАО и ВОИС свои проценты от выручки. И, соответственно, любой из владельцев кафе или стоматологического кабинета, посмевший нажать на кнопку радиоприемника в присутствии клиентов, снова должен выложить кругленькую сумму.
На страже интересов
Казалось бы, такая ситуация должна вселить радость в сердца молодых кемеровских музыкантов, каждому из которых хочется признания и, конечно же, финансового благополучия. При таком жестком контроле со стороны РАО от последнего не должен ускользнуть ни один концерт, ни одно публичное воспроизведение их произведений. Но, увы! Пообщавшись с представителями местных музыкальных коллективов, корреспондент «МК в Кузбассе» с удивлением обнаружил, что они ни разу не получили от РАО ни копейки! Услышав эту информацию, представитель кемеровского РАО Алексей Бураченко очень удивился и сказал, что в кемеровских кафе и ресторанах… живой музыки нет! Хотя сейчас, пожалуй, в каждом втором кафе и ресторане и кафе города, особенно в выходные дни, постоянно работает совершенно «живой» музыкальный коллектив. А ведь для того чтобы гонорар автору платился, совсем необязательно иметь даже членство в РАО. Ведь в обязанности этой организации входит в том числе осуществлять и розыск авторов и исполнителей. За это представители РАО и берут свои комиссионные – 10% от сборов. Видимо, кемеровская творческая молодежь надежно зашифрована. У тех же, кто официально состоит в РАО, ситуация не лучше. Так, корреспондент «МК» поинтересовался у одного из кемеровских музыкантов, автора и соавтора ряда песен, которые в том числе звучали в эфире федеральных каналов. К сожалению, картинка та же. Ни разу и ни копейки от Российского авторского общества он не получил. Хотя даже на сайте РАО его фамилию и имя можно найти в списке авторов.
В прошлом году автор текста нескольких песен, исполняемых Борисом Моисеевым, Виктория Адрианова в своем блоге также сетовала на то, что денег ей никаких так и не поступило от РАО за целый год. «Я обращалась в РАО, мне предоставили расшифровку, в которой обозначено, что якобы за год у Бориса Моисеева было всего лишь три концерта - деньги за них на счет мне так и не поступили - и указано, что якобы он только одну мою песню пел. Хотя даже в Интернете есть куча видеоматериалов, где он поет мои песни, И я точно знаю, что мои песни входят в его концертную программу, на его официальном сайте часто упоминается об этом, мне постоянно пишут его фанаты. Борис Моисеев считается одним из самых востребованных звезд по количеству концертов. На его сайте в афише четко указано, что у него по 15 концертов в месяц!! А РАО мне на mail прислало, что якобы 3 за год!!! По телефону сказали, что я должна собирать информацию о концертах и сама доказывать, если не согласна с этим!! Зачем тогда РАО? Я, автор, должна ездить за Борисом по гастролям и снимать на видео и приносить инфу в РАО?» - возмущается Виктория.
«Само по себе авторское законодательство и вопрос о соблюдении авторских прав – вещь нужная, - рассказал «МК в Кузбассе» один из кемеровских музыкантов. - Только вот мне неизвестны случаи, когда бы РАО в самом деле отстаивало интересы авторов. Например, если где-то продаются контрафактные диски, кто этим занимается? Полиция, но отнюдь не РАО. Отчислений местным музыкантам нет – я по крайней мере не знаю таких случаев. Зато могу привести такой пример: мой знакомый решил производить музыкальные игрушки и хотел использовать детскую песню из известного фильма. Обратился в РАО, мол, кто автор? Кому я должен денег? Там сказали: мы не знаем, ищите сами! Так для чего нужно РАО? На мой взгляд, это просто копилка, в которую сыплются деньги. Возможно, кто-то из столичных знаменитостей что-то и получает, только не мы…»
И с этим трудно не согласиться. Ведь откуда бы взялись тогда все эти истории о российских актерах и музыкантах, которые умирают в нищете…
В чью пользу?
Но давайте вернемся к местному малому бизнесу. Представим себе ситуацию, что в кафе играет подборка неких музыкальных материалов. Половина из них – те, которые авторы разрешают использовать безвозмездно самому широкому кругу лиц. Это вполне возможно. Но тут тоже важен нюанс: РАО представляет интересы всех и каждого вне зависимости от того, хочет этого человек или нет, а вот для того чтобы «отказаться» от денег за авторство, нужно написать в РАО соответствующее заявление. Так вот, полдня в кафе играет такая «бесплатная» подборка музыки, а еще полдня, скажем, транслируется радио. Каков будет платеж предпринимателя? Оказывается, таким же! Все те же 50 с лишним рублей за одно посадочное место! И ни Алексей Бураченко, ни Евгений Шмаков не смогли пояснить, почему так происходит, а также кому пойдут эти деньги. А и вообще: обязали, например, владельца кафе заключить договор и платить эти деньги РАО и ВОИС. Получается, что если следовать букве закона, помимо денежных отчислений он должен нанять еще специального человека, который будет отслеживать, что и когда у него играло в течение дня: какое радио, какой телеканал и прочее. То есть затраты становятся еще больше.
По информации «МК», когда представители Сибирского филиала Российского Авторского Общества явились в городскую администрацию с просьбой о содействии и проведении разъяснительной работы с предпринимателями областного центра, чиновники сильно удивились и не могли понять (автор этих строк их очень понимает), за что все-таки должен платить предприниматель? Но потом все-таки обещали содействие – ведь закон таки соблюдать нужно. Хотя и недоумение работников администрации вполне объяснимо. Ведь ни для кого не секрет, что бизнесу в России и так живется не очень вольготно: то проверки, то налоги, то просьбы оказать спонсорскую помощь… Но ведь если спонсорская помощь идет все-таки на поддержку спорта, детских домов и так далее, а налоги идут на пользу городу и Кузбассу в целом, то есть отчасти возвращаются нам же самим, то РАО забирает себе 10%, а остальное – уходит безликим авторам (говорим «безликим», потому как ни одной конкретной фамилии, безбедно живущей на авторские отчисления, нам по крайней мере неизвестно). И ни в какие бюджеты эти деньги не идут в принципе! Опять же, как вы догадываетесь, все дополнительные отчисления предпринимателей самым прямым образом отразятся на нашем с вами кошельке.
Как могут…
Предприниматели как могут пытаются выжить в сложившейся ситуации. Например, «МК» известно, что на Урале ряд рестораторов включали в своих заведениях радио и безбоязненно работали, пользуясь тем, что каждый гражданин России имеет право на информацию. А именно по радио звучат выпуски новостей. В ряде кемеровских супермаркетов вообще транслируют… собственную музыку. Есть компании, которые сами создают музыкальный контент и радиоролики и транслируют все это в магазинах. В этом случае РАО претензий к магазинам иметь не может.
Но вообще эта ситуация далека от нормальной, и решать ее надо в плоскости юридической и в том числе в плоскости законодательной. Законодательство об авторском праве соблюдать необходимо - тому подтверждением является и мировая практика. Но, во-первых, в ситуации, когда неясно, кому идут деньги, лично у меня на месте предпринимателя рука бы не поднялась их отдавать. Во-вторых, если не изменить положение дел сейчас, завтра РАО, разросшись до невообразимых объемов, и в самом деле придет на вашу свадьбу, юбилей, приедет на пляж, где вы слушаете музыку, и выкатит солидный счет.
Справка «МК»
Самые известные скандалы с участием РАО
***
Южный филиал РАО 21 апреля 2009 года обратился в Кировский суд г. Ростов-на-Дону с иском в защиту прав авторов исполненных на концерте произведений. При этом в иске авторами песни «Город золотой» были ошибочно указаны Леонид Каганов и Борис Гребенщиков, от имени которых и без их ведома был подан иск. Леонид Каганов заявил, что не имеет никакого отношения к иску и не является автором песни.
***
В июле 2009 года РАО выдвинуло претензии к Российской футбольной Премьер-лиге (РФПЛ) по поводу использования перед матчами отечественного чемпионата «Футбольного марша» М. И. Блантера. Дело получило широкий резонанс в СМИ. После этого РАО заявило, что не будет выдвигать требования к РФПЛ о выплате авторского вознаграждения за использование указанного произведения в ходе проведения футбольных матчей в Российской Федерации. В свою очередь РФПЛ констатировала, что содержание пресс-релиза РАО об отказе в требовании авторского вознаграждения за «Футбольный марш» не совсем соответствует действительности. В сообщении РФПЛ отмечается, что в интервью каналу «Вести-24» наследница композитора Татьяна Бродская утверждала, что в договоре о поручении РАО управлять ее имущественными правами нет и не могло быть упоминания данного произведения. Также РФПЛ выразило недоумение, каким образом «Футбольный марш» М. И. Блантера оказался в реестре произведений, правами на которые управляет РАО на основе договоров с правообладателями.
***
В марте 2010 года прокуратура по заявлению Российского авторского общества предъявила претензии организаторам бесплатного концерта хора ветеранов в Самаре, потребовав выплаты вознаграждения авторам за публичное исполнение песен военных лет. Недоумение действиями РАО выразили композитор Оскар Фельцман, а также ряд известных политиков. Позже конфликт был урегулирован: 23 апреля 2010 года самарский хор ветеранов фронта и тружеников тыла по приглашению РАО принял участие в концерте, посвященном завершению Дней интеллектуальной собственности.
Читайте так же