Безработица отступает?
За первый месяц наступившего года в Кемеровской области безработных стало на 918 человек меньше. Об этом сообщил начальник департамент труда и занятости Кемеровской области Евгений Степин.
По словам областного чиновника, тенденции с трудовой занятостью жителей Кузбасса вполне оптимистичные. Настолько, что государство планирует уже в 2012 году полностью отказаться от такого института поддержки сокращенных по основному месту трудоустройства граждан, как общественные работы. А пока, в 2011 году, они все же остаются.
Лидеры и антилидеры
Несмотря на то, что рост экономики в Кемеровской области налицо, однако, и в этом уверен Евгений Степин, достичь прежних, докризисных показателей занятости в той же металлургии не удастся.
«Сегодня есть определенные тенденции увеличения рабочих мест в основных отраслях региональной экономики, - говорит Евгений Иванович. – И, например, в том же Новокузнецке все достаточно хорошо. Здесь уровень безработицы находится на достаточно низком уровне».
Действительно, согласно оперативным данным, на 26 января 2011 года процент безработных граждан от всего трудоспособного населения в южной столице Кузбасса составил 1,5 процента или 5 447 человек. Это один из лучших показателей в области. Лучше только в Кемерове. Здесь аналогичный уровень оставляет 1,4 процента или 4 812 жителей столицы Кемеровской области.
И это было бы действительно относительно неплохо, если бы не одно «но». При оптимистичном 1,5 процента, по тем же оперативным данным, в Новокузнецке готовятся к высвобождению (читай - сокращению) 1 488 новокузнечан. Для сравнения отмечу, что в том областном центре, по информации департамента труда, 538 человек. То есть почти в три раза меньше. И это притом, что Кемерово изначально обходит Новокузнецк на 0,1 процента незанятости. Так что в скором времени ситуация с «безработными процентами» во втором крупном городе нашего региона может несколько измениться. И не в лучшую сторону.
Если уж говорить о «процентах», то стоит остановиться на том, как ситуация с трудоустройством кузбассовцев складывается в других городах и сельхозрайонах региона. Итак, как уже отметили, лучшее положение и меньшее количество безработных в процентном соотношении зарегистрировано в Кемерове. А вот одним из худших городов по показателям занятости в департаменте считают Юргу. Уровень безработицы здесь составляет 2,5 процента. Или почти в два раза больше, чем в областном центре. В абсолютных показателях в городе без зарплаты живут 1 314 юргинцев.
И только Осинникам удалось стать абсолютным антилидером среди городов Кузбасса. Здесь 2,7 процента горожан ищут, но никак не могут найти работу. В абсолютном исчислении 1 020 человек в Осинниках не трудоустроены.
В сельхозрайонах ситуация с трудоустройством сложнее, и те показатели, что откидывают кузбасские города на последние места в неофициальном трудовом рейтинге, здесь доступны лишь лидерам. Итак, лучшими по количеству трудоустроенных жителей на январь 2011 года являются сразу два сельскохозяйственных района области – это Беловский и Новокузнецкий. Здесь уровень безработицы составляет 2,1 процента. В поисках работы здесь находятся соответственно 419 и 678 человек.
А вот худшие показатели по районам – это почти трехкратное отставание от лидеров. Например, в Тисульском районе 5 процентов или 782 жителя находятся без работы. Однако еще хуже дела с трудоустройством обстоят в Тяжинском районе. Здесь показатель трудовой незанятости достиг антирекордных 6,7 процента или 1 257 безработных.
94 процента вакансий
Тем не менее Евгений Степин считает, что ситуация на рынке труда в последнее время стала меняться в лучшую сторону. Вот только несколько цифр, которые свидетельствуют об этом.
Во-первых, это общее сокращение безработных, которые регистрируют биржи труда. Так, если в 2009 году количество безработных в целом по Кузбассу стремилось к отметке в 60 тысяч человек, то, по данным за пошлый год, этот уровень сократился почти в два раза и составил 37 600 безработных. А вот по оперативным данным, на 26 января аналогичный показатель составил 36 701 человек.
Тенденция, бесспорно, радостная. Правда, на фоне такой радости не стоит забывать, что, по данным того же департамента труда, в скором будущем в целом по Кемеровской области ожидается сокращение 4 738 рабочих мест. Как это отразится на благосостоянии тех, кому не повезет попасть в число сокращенных? Вопрос, видимо, риторический.
Однако сидеть сложа руки и ждать неминуемого «высвобождения» - никто не собирается. И в первую очередь власть. Например, по словам Евгения Степина, сейчас многие безработные и те, кому грозит получить такой статус, могут пройти так называемое опережающее переобучение. Говоря проще, получить новую специальность. Причем бесплатно для собственного кармана – за счет бюджетных средств.
«Мы ориентируемся в первую очередь на то, чтобы специальность, которую выбрал человек, была востребована на рынке труда, - сообщил Егвений Степин. - Вторым моментом, который учитывается, является срок обучения. Обычно это около трех месяцев. Однако могут быть варианты. Тут все индивидуально».
На начало года в Кемеровской области зарегистрировано 28 309 вакансий. Которые, увы, заполняются не столь активно, как того можно было бы ожидать. Происходит это в том числе по той причине, что абсолютное большинство вакансий – это рабочие специальности. 94 процента от общего числа. Причем 65 процентов тех самых рабочих вакансий связаны со строительной отраслью.
Разумеется, армия безработных – это не только рабочие, но и специалисты со средним специальным либо высшим образованием. Так что пойти трудиться в качестве рабочего с таким образовательным багажом и определенным опытом работы по профессии без особой нужды едва ли кто-то поспешит.
Если все-таки решение будет принято, то, по словам Евгения Ивановича, желающие могут получить одну из 98 специальностей, по которым идет подготовка. Ее проводят учебные учреждения, с которыми департамент заключил соответствующие соглашения. В списке профессий помимо рабочих есть и такие, как парикмахер и массажист. Они, кстати, в дальнейшем, уже после обучения, позволяют не просто выступать в качестве наемного работника, но и попробовать свои силы в малом бизнесе. Например, достаточно распространенная в настоящее время практика, когда парикмахер-индивидуальный предприниматель арендует рабочее место («кресло»), вносит арендную плату, рассчитывается по налогам, а то, что остается – тратит по собственному усмотрению. Чистая прибыль, как говорится.
Женщины в приоритете…
Кстати, если говорить о развитии малого бизнеса в Кемеровской области, то тут можно отметить положительную тенденцию в точки зрения увеличения количества рабочих мест. Причем кратного. Так, если в 2009 году в малом бизнесе было создано около 3,5 тысячи новых рабочих мест, то в 2010 – уже около 8 тысяч.
Возвращаясь к переобучению тех, кто остался без работы или кому только грозит сокращение, Евгений Степин отметил, что здесь существует несколько приоритетных групп населения. К ним относятся женщины, находящиеся в отпуске по уходу за новорожденным ребенком, и женщины, работающие на вредных производствах.
«Правда, те, кто работает во вредных условиях труда, - отмечает Евгений Иванович, - переучиваться не очень-то и хотят. То есть менять условия своей работы – тоже. Вредность – это и соответствующие доплаты, и пенсионный возраст. И тем не менее работа в этом направлении нами ведется».
Кроме того, в областном департаменте труда в 2011 году планируют провести переобучение медицинских работников, которые трудятся в медучреждениях, попадающих в программу модернизации здравоохранения. Здесь уже даже конкретные цифры обозначены. На переобучение 85 медиков в течение 2011 года потратят 2,6 миллиона бюджетных рублей.
Связана ли необходимость переобучать медработников с сокращением рабочих мест в областном здравоохранении или с какими-то другими причинами, Евгений Степин прокомментировать не смог.
В свою очередь, как сообщили в департаменте охраны здоровья населения, о сокращении рабочих мест врачей речь не идет. Тут, скорее, уместнее говорить об объединении в одном специалисте нескольких. Так, например, в Центральной городской больнице Анжеро-Судженска запланировано переобучить врача-терапевта на врача-кардиолога, в беловской горбольнице №1 врача-невролога на врача функциональной диагностики, в междуреченской горбольнице терапевта переучат на гастроэнтеролога.
В этой связи, разумеется, возникает вопрос: почему деньги на опережающее обучение, которое, как предполагается, должно помогать тем, кто оказался под угрозой увольнения, а потому и идут через департамент труда, на самом деле будут направлены на допобучение врачей? Здесь, казалось бы, логичнее было бы оплачивать это за счет бюджета здравоохранения. Но это, как говорится, виднее тем, кто распоряжается бюджетными деньгами.
Среди факторов, которые могут оказать негативное влияние на рынок труда, руководитель департамента отметил, что в некоторых отраслях экономики региона ситуация отличается от той, что складывается в целом в области. Так, например, если в металлургии или угледобывающей отраслях идет увеличение промышленных объемов, а значит, требуются новых рабочие места, то в химической промышленности этого нет. Более того, в связи с ожидаемой сменой собственника на одном их крупнейших предприятий этой отрасли в Кузбассе вообще непонятно, чего ждать: роста рабочих мест или сокращения…
По словам областного чиновника, тенденции с трудовой занятостью жителей Кузбасса вполне оптимистичные. Настолько, что государство планирует уже в 2012 году полностью отказаться от такого института поддержки сокращенных по основному месту трудоустройства граждан, как общественные работы. А пока, в 2011 году, они все же остаются.
Лидеры и антилидеры
Несмотря на то, что рост экономики в Кемеровской области налицо, однако, и в этом уверен Евгений Степин, достичь прежних, докризисных показателей занятости в той же металлургии не удастся.
«Сегодня есть определенные тенденции увеличения рабочих мест в основных отраслях региональной экономики, - говорит Евгений Иванович. – И, например, в том же Новокузнецке все достаточно хорошо. Здесь уровень безработицы находится на достаточно низком уровне».
Действительно, согласно оперативным данным, на 26 января 2011 года процент безработных граждан от всего трудоспособного населения в южной столице Кузбасса составил 1,5 процента или 5 447 человек. Это один из лучших показателей в области. Лучше только в Кемерове. Здесь аналогичный уровень оставляет 1,4 процента или 4 812 жителей столицы Кемеровской области.
И это было бы действительно относительно неплохо, если бы не одно «но». При оптимистичном 1,5 процента, по тем же оперативным данным, в Новокузнецке готовятся к высвобождению (читай - сокращению) 1 488 новокузнечан. Для сравнения отмечу, что в том областном центре, по информации департамента труда, 538 человек. То есть почти в три раза меньше. И это притом, что Кемерово изначально обходит Новокузнецк на 0,1 процента незанятости. Так что в скором времени ситуация с «безработными процентами» во втором крупном городе нашего региона может несколько измениться. И не в лучшую сторону.
Если уж говорить о «процентах», то стоит остановиться на том, как ситуация с трудоустройством кузбассовцев складывается в других городах и сельхозрайонах региона. Итак, как уже отметили, лучшее положение и меньшее количество безработных в процентном соотношении зарегистрировано в Кемерове. А вот одним из худших городов по показателям занятости в департаменте считают Юргу. Уровень безработицы здесь составляет 2,5 процента. Или почти в два раза больше, чем в областном центре. В абсолютных показателях в городе без зарплаты живут 1 314 юргинцев.
И только Осинникам удалось стать абсолютным антилидером среди городов Кузбасса. Здесь 2,7 процента горожан ищут, но никак не могут найти работу. В абсолютном исчислении 1 020 человек в Осинниках не трудоустроены.
В сельхозрайонах ситуация с трудоустройством сложнее, и те показатели, что откидывают кузбасские города на последние места в неофициальном трудовом рейтинге, здесь доступны лишь лидерам. Итак, лучшими по количеству трудоустроенных жителей на январь 2011 года являются сразу два сельскохозяйственных района области – это Беловский и Новокузнецкий. Здесь уровень безработицы составляет 2,1 процента. В поисках работы здесь находятся соответственно 419 и 678 человек.
А вот худшие показатели по районам – это почти трехкратное отставание от лидеров. Например, в Тисульском районе 5 процентов или 782 жителя находятся без работы. Однако еще хуже дела с трудоустройством обстоят в Тяжинском районе. Здесь показатель трудовой незанятости достиг антирекордных 6,7 процента или 1 257 безработных.
94 процента вакансий
Тем не менее Евгений Степин считает, что ситуация на рынке труда в последнее время стала меняться в лучшую сторону. Вот только несколько цифр, которые свидетельствуют об этом.
Во-первых, это общее сокращение безработных, которые регистрируют биржи труда. Так, если в 2009 году количество безработных в целом по Кузбассу стремилось к отметке в 60 тысяч человек, то, по данным за пошлый год, этот уровень сократился почти в два раза и составил 37 600 безработных. А вот по оперативным данным, на 26 января аналогичный показатель составил 36 701 человек.
Тенденция, бесспорно, радостная. Правда, на фоне такой радости не стоит забывать, что, по данным того же департамента труда, в скором будущем в целом по Кемеровской области ожидается сокращение 4 738 рабочих мест. Как это отразится на благосостоянии тех, кому не повезет попасть в число сокращенных? Вопрос, видимо, риторический.
Однако сидеть сложа руки и ждать неминуемого «высвобождения» - никто не собирается. И в первую очередь власть. Например, по словам Евгения Степина, сейчас многие безработные и те, кому грозит получить такой статус, могут пройти так называемое опережающее переобучение. Говоря проще, получить новую специальность. Причем бесплатно для собственного кармана – за счет бюджетных средств.
«Мы ориентируемся в первую очередь на то, чтобы специальность, которую выбрал человек, была востребована на рынке труда, - сообщил Егвений Степин. - Вторым моментом, который учитывается, является срок обучения. Обычно это около трех месяцев. Однако могут быть варианты. Тут все индивидуально».
На начало года в Кемеровской области зарегистрировано 28 309 вакансий. Которые, увы, заполняются не столь активно, как того можно было бы ожидать. Происходит это в том числе по той причине, что абсолютное большинство вакансий – это рабочие специальности. 94 процента от общего числа. Причем 65 процентов тех самых рабочих вакансий связаны со строительной отраслью.
Разумеется, армия безработных – это не только рабочие, но и специалисты со средним специальным либо высшим образованием. Так что пойти трудиться в качестве рабочего с таким образовательным багажом и определенным опытом работы по профессии без особой нужды едва ли кто-то поспешит.
Если все-таки решение будет принято, то, по словам Евгения Ивановича, желающие могут получить одну из 98 специальностей, по которым идет подготовка. Ее проводят учебные учреждения, с которыми департамент заключил соответствующие соглашения. В списке профессий помимо рабочих есть и такие, как парикмахер и массажист. Они, кстати, в дальнейшем, уже после обучения, позволяют не просто выступать в качестве наемного работника, но и попробовать свои силы в малом бизнесе. Например, достаточно распространенная в настоящее время практика, когда парикмахер-индивидуальный предприниматель арендует рабочее место («кресло»), вносит арендную плату, рассчитывается по налогам, а то, что остается – тратит по собственному усмотрению. Чистая прибыль, как говорится.
Женщины в приоритете…
Кстати, если говорить о развитии малого бизнеса в Кемеровской области, то тут можно отметить положительную тенденцию в точки зрения увеличения количества рабочих мест. Причем кратного. Так, если в 2009 году в малом бизнесе было создано около 3,5 тысячи новых рабочих мест, то в 2010 – уже около 8 тысяч.
Возвращаясь к переобучению тех, кто остался без работы или кому только грозит сокращение, Евгений Степин отметил, что здесь существует несколько приоритетных групп населения. К ним относятся женщины, находящиеся в отпуске по уходу за новорожденным ребенком, и женщины, работающие на вредных производствах.
«Правда, те, кто работает во вредных условиях труда, - отмечает Евгений Иванович, - переучиваться не очень-то и хотят. То есть менять условия своей работы – тоже. Вредность – это и соответствующие доплаты, и пенсионный возраст. И тем не менее работа в этом направлении нами ведется».
Кроме того, в областном департаменте труда в 2011 году планируют провести переобучение медицинских работников, которые трудятся в медучреждениях, попадающих в программу модернизации здравоохранения. Здесь уже даже конкретные цифры обозначены. На переобучение 85 медиков в течение 2011 года потратят 2,6 миллиона бюджетных рублей.
Связана ли необходимость переобучать медработников с сокращением рабочих мест в областном здравоохранении или с какими-то другими причинами, Евгений Степин прокомментировать не смог.
В свою очередь, как сообщили в департаменте охраны здоровья населения, о сокращении рабочих мест врачей речь не идет. Тут, скорее, уместнее говорить об объединении в одном специалисте нескольких. Так, например, в Центральной городской больнице Анжеро-Судженска запланировано переобучить врача-терапевта на врача-кардиолога, в беловской горбольнице №1 врача-невролога на врача функциональной диагностики, в междуреченской горбольнице терапевта переучат на гастроэнтеролога.
В этой связи, разумеется, возникает вопрос: почему деньги на опережающее обучение, которое, как предполагается, должно помогать тем, кто оказался под угрозой увольнения, а потому и идут через департамент труда, на самом деле будут направлены на допобучение врачей? Здесь, казалось бы, логичнее было бы оплачивать это за счет бюджета здравоохранения. Но это, как говорится, виднее тем, кто распоряжается бюджетными деньгами.
Среди факторов, которые могут оказать негативное влияние на рынок труда, руководитель департамента отметил, что в некоторых отраслях экономики региона ситуация отличается от той, что складывается в целом в области. Так, например, если в металлургии или угледобывающей отраслях идет увеличение промышленных объемов, а значит, требуются новых рабочие места, то в химической промышленности этого нет. Более того, в связи с ожидаемой сменой собственника на одном их крупнейших предприятий этой отрасли в Кузбассе вообще непонятно, чего ждать: роста рабочих мест или сокращения…
Читайте так же