Хочется? Перехочется!
Вряд ли ошибусь, если скажу, что проблема поиска туалета хоть раз волновала каждого из нас. Разумеется, речь идёт о туалете вне дома - на улице, в городе. Зимой эта проблема становится ещё серьёзнее, потому как большая часть туалетных кабин, установленных в областном центре, попросту закрыта на висячий замок. В других городах Кузбасса общественных туалетов вообще днём с огнём не сыскать. Будет ли когда-нибудь в Кузбассе, и в Кемерове в том числе, нормальные удобства? Корреспондент "МК" попробовал разобраться в ситуации.
1 унитаз на 500 человек
По словам руководителя МП "Спецавтохозяйство" Анатолия Сомикова, в настоящее время в Кемерове существуют 4 стационарных бесплатных туалета: на улице Весенней в домах №7 и 15, на Леонова, 2 и на улице Красноармейской, 95 а. Однако сейчас решается вопрос о ликвидации туалета на Весенней, 7, который итак уже закрыт несколько лет в связи с аварийным состоянием, и на улице Леонова. Дело в том, что раньше СанПиН разрешал размещение общественных уборных в жилых домах, а по новым правилам это запрещено.
Кстати, что касается правил размещения общественных уборных в населённых пунктах, то тут вообще ничего не понятно. И даже Анатолий Васильевич не смог точно назвать, как именно называются эти "новые правила", кто их разработал и утвердил. Единственный тематический документ, который удалось найти, это "СП 983-72 Санитарные правила устройства и содержания общественных уборных", утверждённый заместителем главного государственного санитарного врача СССР 19 июня 1972 года. Информации про отмену действия этих правил или о каких-то внесениях изменений в эти правила найти не удалось.
В данном документе сказано, что общественные уборные должны устраиваться на площадях, транспортных магистралях, улицах с большим пешеходным движением, автостанциях и т.п. И если в областном центре в обозначенных местах ещё можно встретить туалеты, то многие города Кузбасса не могут похвастаться тем же. Например, в центре города Белово десяток лет назад открыли новый общественный туалет, прямо возле горадминистрации, а уже через несколько месяцев он закрылся. Впоследствии в этом помещении поселилась парикмахерская.
Также согласно "Санитарным правилам" радиус обслуживания общественными туалетами в городах, оказывается, не должен превышать 700 метров, и по нормативу полагается 1 туалетное место на 500 человек. Итого, стало быть, в нашем почти полумиллионном городе должно быть не менее 1 000 туалетных мест. Правда, Сомиков, опять же сославшись на некие "новые правила", заявил, что 1 унитаз полагается теперь на 1 000 человек. Но даже при таком нормативе туалетов ни в областном центре, ни в других городах Кузбасса явно не хватает. Не говоря уже о туалетных комнатах для инвалидов - таких и вовсе нет ни одного.
Летом проще!
"В летнее время в Кемерове открыты 42 железных биотуалета, в основном это 4-местные кабины. Большая их часть расположена в местах массового скопления людей, например, в парке Жукова, на набережной Томи. Правда, есть у этих туалетов один существенный минус - в зимнее время года они не функционируют",- рассказывает Сомиков.
Однако если хорошенько поискать, в городе можно найти несколько туалетных кабин, которые открыты даже зимой, например, на площади Советов и в парке Жукова, потому что стоят они прямо на сливных колодцах и представляют собой обычные сортиры с дыркой в полу со всеми, как говорится, вытекающими...
Кстати, в разделе санитарных правил "Содержание уборных" написано: "общественные уборные должны быть обеспечены мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой". Насколько я помню, единственный раз, когда я вдруг обнаружил туалетную бумагу и мыло (!) в общественной уборной, был во время празднования Дня шахтёра в 2005 году. Уборная стояла на площади Советов.
"Горадминистрация, конечно, обращает внимание на проблему нехватки туалетов, - продолжает Сомиков. - В настоящее время управление городского развития разрабатывает проект установки всесезонных туалетов модульного типа, сколько их закупят, неизвестно. Проблема финансирования...
Конечно, летом с туалетами в городе гораздо проще. Есть требования, согласно которым в радиусе 100 метров от летнего кафе или пивной точки обязательно должен быть туалет.
Я глубоко убеждён, что туалеты всё же должны быть бесплатными, но их содержание стоит больших денег и труда. Мы, например, каждый день чистим эти стационарные бесплатные туалеты - чего там только нет: бутылки, тряпки, даже кирпичи в унитазы бросают... С другой стороны, если все туалеты будут платными, часть населения будет ходить в туалет просто на улицу".
Есть предложение!
Как рассказал корреспонденту "МК" Максим Погребцов - директор ООО "СанЛюкс", которое является официальным дилером федерального производителя ЗАО "Экосервис", реализующего программу "Биотуалеты в городах России", у его фирмы есть и туалетные кабины, и технологии, благодаря которым эксплуатировать туалеты можно круглый год. Например, одноместные пластиковые кабины. Они заправляются спецжидкостью, которая не позволяет отходам замерзать. Стоимость одной кабины 22-25 тыс. рублей, зимнее обслуживание стоит 2,5 - 3 тыс. рублей в месяц. Также кабину можно взять и в аренду за 6 тыс. рублей в месяц.
Другой вид городских туалетов - отапливаемые туалетные модули "Сибирь", разработанные московской фирмой "Экосервис" специально для эксплуатации в наших погодных условиях. Это большие железные утеплённые конструкции, которые подключены к электричеству, канализации и водоснабжению. К слову, именно такие туалетные модули сейчас устанавливают в Новосибирске. Стоимость одного модуля 600 тыс. рублей, зато в нём намного комфортнее, чем в кабине, а главное сухо и тепло. Один вход, три кабинки плюс предусмотрен отсек для персонала, который будет содержать туалет в чистоте помимо регулярного обслуживания. Что ещё немаловажно, конструкция модуля позволяет оборудовать одно из туалетных мест специально для инвалидов - въезд для кресла-каталки, поручни - не проблема.
Туалетные модули можно устанавливать в парковых зонах, в местах массового скопления людей, а кабины, к примеру, на автобусных остановках, особенно конечных. Минувшим летом "СанЛюкс" проводил в Кемерове такой эксперимент - устанавливал платные и бесплатные кабины на остановках городского транспорта. По словам Максима Юрьевича, и те и другие пользовались спросом у горожан, люди были благодарны. Если бы они все были бесплатные, городские, было бы, конечно, ещё лучше.
"Мы в своё время предлагали такой вариант: если горадминистрация не может обеспечить город туалетами, ограничена в денежных средствах, в принципе во многих других городах, где работает такая организация, как наша, были приняты муниципалитетами подзаконные акты, в которых прописано: все организации, чья деятельность связана с массовым посещением гражданами, обязаны иметь бесплатный туалет. Либо стационарный, либо биотуалетная кабина - всё равно, - рассказывает Максим Погребцов. - Думаю, что это бы решило вопрос кардинально, но у нас такого акта нет. Мы написали письмо в администрацию Кемерова с предложением внести соответствующие поправки в Правила благоустройства и озеленения города Кемерово. Если бы эти поправки приняли, тогда проблема туалетов с городского бюджета переложилась бы на коммерческие структуры, которые, если хотят деньги заработать на людях, должны будут создать им нормальные условия.
Кстати, в этих правилах нет ни слова про туалеты, зато много сказано про урны. В результате в городе стало больше урн, и многие кемеровчане мусор где попало уже не бросают. Может быть, и с туалетами получится так же: меньше будут по подъездам и кустам ходить".
Мокрое дело
Кстати, попавшихся за "мокрое дело" на улице граждан милиционеры оформляют по статье "мелкое хулиганство", предусматривающее штраф от 500 до 2 500 рублей, однако этот штраф можно обжаловать в прокуратуре.
"Во-первых, нужны свидетели, которые должны подтвердить не только сам факт опорожнения мочевого пузыря, но и то, что сие деяние было актом явного неуважения к обществу, - рассказывает сотрудник пресс-службы Кемеровской прокуратуры Алексей Бугаец. - К тому же, как правило, такие деяния не сопровождаются бранью, приставанием или повреждением чужого имущества. Если не подтвердится обратное, прокуратура потребует от правоохранителей отмены штрафа.
Самую главную роль здесь играет умысел - было ли это злостное нарушение правопорядка, целью которого было оскорбить общественность? По сути же человек не виноват, если он просто справляет свои физиологические потребности.
Лучше пускай перед законом отвечают те, кто допустил появление такой ситуации".
Цена нужды
Рядом со зданием кемеровского железнодорожного вокзала был когда-то бесплатный общественный туалет. Несколько лет назад он закрылся, якобы на капремонт, но, судя по всему, он больше никогда не откроется. Зато в Кемеровском междугороднем автовокзале и в здании самого железнодорожного вокзала уже многие годы работают платные туалеты. Стоимость посещения 10 рублей. Откуда и почему именно такой тариф?
"В статье 80 "Устава железнодорожного транспорта РФ" написано, что пассажирам предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами, - рассказывает начальник железнодорожного вокзала Кемерова Надежда Мурзина. - Именно пассажирам, а для остальных, кто в гости к нам приходит, вход платный".
По словам Надежды Александровны, согласно нормативам на крупных железнодорожных вокзалах по всей России цена посещения туалета равна 10 рублям. В эту сумму заложены расходы на электроэнергию, воду, зарплату уборщицы туалета и прочее. Бесплатный туалет был бы для вокзала убыточным, а других источников для его содержания, кроме взимания платы за посещение, просто нет. "Кстати, я поднимала вопрос в горадминистрации насчёт того, чтобы на кемеровском автовокзале сделать такую же систему, как у нас, - пассажирам с билетами посещение туалета - бесплатно. Так ничего и не решилось", - продолжает она.
"А у нас все посетители автовокзала с билетами, все пассажиры, а не просто так, поэтому и смысла нет пускать их в туалет бесплатно по билетам, - парирует начальник Кемеровского междугороднего автовокзала Пётр Кузнецов. - Представьте, что будет в нашем туалете, если сделать его бесплатным?! Там будет ужас! Сейчас хоть какой-то, но маломальский порядок.
А так за счёт оплаты туалета, за счёт арендной платы предпринимателей, которые разместили свои ларьки на территории вокзала, мы платим за электроэнергию, тепло, воду, охрану, уборщицам тех же туалетов..."
По словам Петра Григорьевича, Кемеровский автовокзал не самостоятельная единица, он часть системы, именуемой ГУ "Кузбасспассажиравтотранс", в которой 26 автовокзалов, расположенных на территории Кузбасса. Именно эта организация установила "цену нужды" в 10 рублей. Однако, как рассказал корреспонденту "МК" замначальника ГУ "Кузбасспассажиравтотранс" Игорь Зотов, цена посещения вокзального туалета складывается именно из суммы всех затрат на его содержание. В Кемерове эта сумма равна 10 рублям, а в Яшкино, к примеру, всего 6, так как яшкинский вокзал меньше и соответственно посещают его туалет меньшее количество пассажиров, а значит, и расходы на его содержание скромнее.
По словам Кузнецова, вся прибыль, которую получает вокзал, сначала складывается в общую копилку, а уже оттуда деньги распределяются на нужды вокзалов области, как правило, с малым пассажиропотоком, например, в Ижморку. Хоть рекламу вешай на входе в туалет кемеровского автовокзала, вроде "Писая у нас, ты помогаешь бедным..."
А ведь в принципе зарабатывает вокзал на нужде своих пассажиров вполне прилично. По словам Кузнецова, ежедневно вокзальный туалет посещают около 1 000 человек, практически каждый из которых платит за облегчение 10 рублей. Итого прибыль составляет около 10 000 рублей в день, примерно 300 000 рублей в месяц. Конечно, определённые средства тратятся на туалетную бумагу, мыло, салфетки, всякие "доместосы", половые тряпки, на зарплату уборщицам и кассиршам, наконец. Но чтобы бюджет содержания общественного туалета в месяц составлял 300 тысяч?! Складывается впечатление, что на нужде пассажиров просто-напросто зарабатываются деньги, и весьма немалые... Зато тратятся они на благое, хочется верить, дело. Только не нужно забывать, что пассажиры тоже люди, у них тоже финансовые трудности...
Несмотря на кризисы и прочие проблемы, человек всегда будет болеть, есть и, разумеется, справлять свои физиологические потребности. Только где он будет это делать?
1 унитаз на 500 человек
По словам руководителя МП "Спецавтохозяйство" Анатолия Сомикова, в настоящее время в Кемерове существуют 4 стационарных бесплатных туалета: на улице Весенней в домах №7 и 15, на Леонова, 2 и на улице Красноармейской, 95 а. Однако сейчас решается вопрос о ликвидации туалета на Весенней, 7, который итак уже закрыт несколько лет в связи с аварийным состоянием, и на улице Леонова. Дело в том, что раньше СанПиН разрешал размещение общественных уборных в жилых домах, а по новым правилам это запрещено.
Кстати, что касается правил размещения общественных уборных в населённых пунктах, то тут вообще ничего не понятно. И даже Анатолий Васильевич не смог точно назвать, как именно называются эти "новые правила", кто их разработал и утвердил. Единственный тематический документ, который удалось найти, это "СП 983-72 Санитарные правила устройства и содержания общественных уборных", утверждённый заместителем главного государственного санитарного врача СССР 19 июня 1972 года. Информации про отмену действия этих правил или о каких-то внесениях изменений в эти правила найти не удалось.
В данном документе сказано, что общественные уборные должны устраиваться на площадях, транспортных магистралях, улицах с большим пешеходным движением, автостанциях и т.п. И если в областном центре в обозначенных местах ещё можно встретить туалеты, то многие города Кузбасса не могут похвастаться тем же. Например, в центре города Белово десяток лет назад открыли новый общественный туалет, прямо возле горадминистрации, а уже через несколько месяцев он закрылся. Впоследствии в этом помещении поселилась парикмахерская.
Также согласно "Санитарным правилам" радиус обслуживания общественными туалетами в городах, оказывается, не должен превышать 700 метров, и по нормативу полагается 1 туалетное место на 500 человек. Итого, стало быть, в нашем почти полумиллионном городе должно быть не менее 1 000 туалетных мест. Правда, Сомиков, опять же сославшись на некие "новые правила", заявил, что 1 унитаз полагается теперь на 1 000 человек. Но даже при таком нормативе туалетов ни в областном центре, ни в других городах Кузбасса явно не хватает. Не говоря уже о туалетных комнатах для инвалидов - таких и вовсе нет ни одного.
Летом проще!
"В летнее время в Кемерове открыты 42 железных биотуалета, в основном это 4-местные кабины. Большая их часть расположена в местах массового скопления людей, например, в парке Жукова, на набережной Томи. Правда, есть у этих туалетов один существенный минус - в зимнее время года они не функционируют",- рассказывает Сомиков.
Однако если хорошенько поискать, в городе можно найти несколько туалетных кабин, которые открыты даже зимой, например, на площади Советов и в парке Жукова, потому что стоят они прямо на сливных колодцах и представляют собой обычные сортиры с дыркой в полу со всеми, как говорится, вытекающими...
Кстати, в разделе санитарных правил "Содержание уборных" написано: "общественные уборные должны быть обеспечены мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой". Насколько я помню, единственный раз, когда я вдруг обнаружил туалетную бумагу и мыло (!) в общественной уборной, был во время празднования Дня шахтёра в 2005 году. Уборная стояла на площади Советов.
"Горадминистрация, конечно, обращает внимание на проблему нехватки туалетов, - продолжает Сомиков. - В настоящее время управление городского развития разрабатывает проект установки всесезонных туалетов модульного типа, сколько их закупят, неизвестно. Проблема финансирования...
Конечно, летом с туалетами в городе гораздо проще. Есть требования, согласно которым в радиусе 100 метров от летнего кафе или пивной точки обязательно должен быть туалет.
Я глубоко убеждён, что туалеты всё же должны быть бесплатными, но их содержание стоит больших денег и труда. Мы, например, каждый день чистим эти стационарные бесплатные туалеты - чего там только нет: бутылки, тряпки, даже кирпичи в унитазы бросают... С другой стороны, если все туалеты будут платными, часть населения будет ходить в туалет просто на улицу".
Есть предложение!
Как рассказал корреспонденту "МК" Максим Погребцов - директор ООО "СанЛюкс", которое является официальным дилером федерального производителя ЗАО "Экосервис", реализующего программу "Биотуалеты в городах России", у его фирмы есть и туалетные кабины, и технологии, благодаря которым эксплуатировать туалеты можно круглый год. Например, одноместные пластиковые кабины. Они заправляются спецжидкостью, которая не позволяет отходам замерзать. Стоимость одной кабины 22-25 тыс. рублей, зимнее обслуживание стоит 2,5 - 3 тыс. рублей в месяц. Также кабину можно взять и в аренду за 6 тыс. рублей в месяц.
Другой вид городских туалетов - отапливаемые туалетные модули "Сибирь", разработанные московской фирмой "Экосервис" специально для эксплуатации в наших погодных условиях. Это большие железные утеплённые конструкции, которые подключены к электричеству, канализации и водоснабжению. К слову, именно такие туалетные модули сейчас устанавливают в Новосибирске. Стоимость одного модуля 600 тыс. рублей, зато в нём намного комфортнее, чем в кабине, а главное сухо и тепло. Один вход, три кабинки плюс предусмотрен отсек для персонала, который будет содержать туалет в чистоте помимо регулярного обслуживания. Что ещё немаловажно, конструкция модуля позволяет оборудовать одно из туалетных мест специально для инвалидов - въезд для кресла-каталки, поручни - не проблема.
Туалетные модули можно устанавливать в парковых зонах, в местах массового скопления людей, а кабины, к примеру, на автобусных остановках, особенно конечных. Минувшим летом "СанЛюкс" проводил в Кемерове такой эксперимент - устанавливал платные и бесплатные кабины на остановках городского транспорта. По словам Максима Юрьевича, и те и другие пользовались спросом у горожан, люди были благодарны. Если бы они все были бесплатные, городские, было бы, конечно, ещё лучше.
"Мы в своё время предлагали такой вариант: если горадминистрация не может обеспечить город туалетами, ограничена в денежных средствах, в принципе во многих других городах, где работает такая организация, как наша, были приняты муниципалитетами подзаконные акты, в которых прописано: все организации, чья деятельность связана с массовым посещением гражданами, обязаны иметь бесплатный туалет. Либо стационарный, либо биотуалетная кабина - всё равно, - рассказывает Максим Погребцов. - Думаю, что это бы решило вопрос кардинально, но у нас такого акта нет. Мы написали письмо в администрацию Кемерова с предложением внести соответствующие поправки в Правила благоустройства и озеленения города Кемерово. Если бы эти поправки приняли, тогда проблема туалетов с городского бюджета переложилась бы на коммерческие структуры, которые, если хотят деньги заработать на людях, должны будут создать им нормальные условия.
Кстати, в этих правилах нет ни слова про туалеты, зато много сказано про урны. В результате в городе стало больше урн, и многие кемеровчане мусор где попало уже не бросают. Может быть, и с туалетами получится так же: меньше будут по подъездам и кустам ходить".
Мокрое дело
Кстати, попавшихся за "мокрое дело" на улице граждан милиционеры оформляют по статье "мелкое хулиганство", предусматривающее штраф от 500 до 2 500 рублей, однако этот штраф можно обжаловать в прокуратуре.
"Во-первых, нужны свидетели, которые должны подтвердить не только сам факт опорожнения мочевого пузыря, но и то, что сие деяние было актом явного неуважения к обществу, - рассказывает сотрудник пресс-службы Кемеровской прокуратуры Алексей Бугаец. - К тому же, как правило, такие деяния не сопровождаются бранью, приставанием или повреждением чужого имущества. Если не подтвердится обратное, прокуратура потребует от правоохранителей отмены штрафа.
Самую главную роль здесь играет умысел - было ли это злостное нарушение правопорядка, целью которого было оскорбить общественность? По сути же человек не виноват, если он просто справляет свои физиологические потребности.
Лучше пускай перед законом отвечают те, кто допустил появление такой ситуации".
Цена нужды
Рядом со зданием кемеровского железнодорожного вокзала был когда-то бесплатный общественный туалет. Несколько лет назад он закрылся, якобы на капремонт, но, судя по всему, он больше никогда не откроется. Зато в Кемеровском междугороднем автовокзале и в здании самого железнодорожного вокзала уже многие годы работают платные туалеты. Стоимость посещения 10 рублей. Откуда и почему именно такой тариф?
"В статье 80 "Устава железнодорожного транспорта РФ" написано, что пассажирам предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами, - рассказывает начальник железнодорожного вокзала Кемерова Надежда Мурзина. - Именно пассажирам, а для остальных, кто в гости к нам приходит, вход платный".
По словам Надежды Александровны, согласно нормативам на крупных железнодорожных вокзалах по всей России цена посещения туалета равна 10 рублям. В эту сумму заложены расходы на электроэнергию, воду, зарплату уборщицы туалета и прочее. Бесплатный туалет был бы для вокзала убыточным, а других источников для его содержания, кроме взимания платы за посещение, просто нет. "Кстати, я поднимала вопрос в горадминистрации насчёт того, чтобы на кемеровском автовокзале сделать такую же систему, как у нас, - пассажирам с билетами посещение туалета - бесплатно. Так ничего и не решилось", - продолжает она.
"А у нас все посетители автовокзала с билетами, все пассажиры, а не просто так, поэтому и смысла нет пускать их в туалет бесплатно по билетам, - парирует начальник Кемеровского междугороднего автовокзала Пётр Кузнецов. - Представьте, что будет в нашем туалете, если сделать его бесплатным?! Там будет ужас! Сейчас хоть какой-то, но маломальский порядок.
А так за счёт оплаты туалета, за счёт арендной платы предпринимателей, которые разместили свои ларьки на территории вокзала, мы платим за электроэнергию, тепло, воду, охрану, уборщицам тех же туалетов..."
По словам Петра Григорьевича, Кемеровский автовокзал не самостоятельная единица, он часть системы, именуемой ГУ "Кузбасспассажиравтотранс", в которой 26 автовокзалов, расположенных на территории Кузбасса. Именно эта организация установила "цену нужды" в 10 рублей. Однако, как рассказал корреспонденту "МК" замначальника ГУ "Кузбасспассажиравтотранс" Игорь Зотов, цена посещения вокзального туалета складывается именно из суммы всех затрат на его содержание. В Кемерове эта сумма равна 10 рублям, а в Яшкино, к примеру, всего 6, так как яшкинский вокзал меньше и соответственно посещают его туалет меньшее количество пассажиров, а значит, и расходы на его содержание скромнее.
По словам Кузнецова, вся прибыль, которую получает вокзал, сначала складывается в общую копилку, а уже оттуда деньги распределяются на нужды вокзалов области, как правило, с малым пассажиропотоком, например, в Ижморку. Хоть рекламу вешай на входе в туалет кемеровского автовокзала, вроде "Писая у нас, ты помогаешь бедным..."
А ведь в принципе зарабатывает вокзал на нужде своих пассажиров вполне прилично. По словам Кузнецова, ежедневно вокзальный туалет посещают около 1 000 человек, практически каждый из которых платит за облегчение 10 рублей. Итого прибыль составляет около 10 000 рублей в день, примерно 300 000 рублей в месяц. Конечно, определённые средства тратятся на туалетную бумагу, мыло, салфетки, всякие "доместосы", половые тряпки, на зарплату уборщицам и кассиршам, наконец. Но чтобы бюджет содержания общественного туалета в месяц составлял 300 тысяч?! Складывается впечатление, что на нужде пассажиров просто-напросто зарабатываются деньги, и весьма немалые... Зато тратятся они на благое, хочется верить, дело. Только не нужно забывать, что пассажиры тоже люди, у них тоже финансовые трудности...
Несмотря на кризисы и прочие проблемы, человек всегда будет болеть, есть и, разумеется, справлять свои физиологические потребности. Только где он будет это делать?
Читайте так же