Модное искусство – в улицы!
Неожиданно взору кемеровчан, гуляющих по набережной, предстает… парящий в воздухе космонавт с космическими собаками на поводках. Неожиданно, потому что высоко – закреплена конструкция на свае недостроенной канатной дороги. Этим и другими современными арт-объектами украсили Кемерово местные и питерские художники под эгидой американских кураторов.
На самом деле среди художников были и кемеровчане, да и сами питерцы в большинстве своем выходцы из Кемерова. Например, чета Ильи Гапонова и Екатерины Адрияновой. Илья – один из руководителей питерского арт-объединения «Непокоренные», внутри которого современное искусство успешно работает, давая авторам свободу для творчества и, что немаловажно, деньги за это самое творчество.
Русско-американская дружба
Имея деловые знакомства с коллегами и целыми организациями от искусства из-за рубежа, Илья привлек под проект Кемеровского областного музея изобразительных искусств американский фонд. Но вначале заместитель директора музея Елена Митрофанова выиграла грант, благодаря которому в Кемерове удалось объединить солидных американских арт-деятелей, молодых столичных и кемеровских авторов. Связующим звеном между ними стало прогрессивное направление public art - или уличное искусство, или монументальное искусство.
С современным искусством в сознании большинства связано слово «инсталляция», а главное, что ничего, собственно, непонятно. В этом смысле public art, пожалуй, одно из самых демократичных направлений современного искусства, ведь оно рассчитано на преображение пространства, в котором живут простые люди, неискушенные в мудреной эстетике. И вместе с тем public art – это искусство, не терпящее дилетантства. Оно включает всевозможные формы выражения – настенная роспись, скульптура, ну и не без инсталляций, разумеется.
Как выяснил «МК», Кендал Генри знаковая фигура для уличного искусства в США (в частности, он занимался оформлением Нью-Йоркского метрополитена) и уважаемый человек среди коллег в России. Для работы в Кемерове Кендал выбрал Габриэля Рииса– тоже известного американского монументалиста. В процессе совместного творчества Генри помогал авторам отобрать те объекты, которые затем были воплощены на городской фактуре.
Артхаус для народа
Нет сомнений, что арт-объект «Космонавт», появившийся на набережной на днях, очень полюбится горожанам. Идея сколь свежая, столь и веселая. «Если есть космические собаки, то их нужно выгуливать, - говорит автор «Космонавта», студент КемГУКИ Алексей Шкляр. – На вопрос, зачем Леонов решил выйти в открытый космос, я решил ответить так: выгулять Белку и Стрелку!» Металлический каркас, пенопласт, монтажная пена, сверху – папье-маше, гидроизоляция и краска. Эстетичные и прочные космонавт и собаки пробудут в открытом космосе над Томью как минимум три года.
Напротив космонавта, но уже на твердой поверхности, установлена скульптурная композиция питерского художника Константина Новикова «Эмоции сна», или как прозвали ее товарищи автора – «Яйцеголовые». На пяти столбах из бетона покоятся пять голов из полимербетона, похожие на яйца острым концом вниз. На головах-яйцах размещены фрагменты человеческого лица. «На каждом изображены эмоции человека во время сна… еле уловимые эмоции спящего», - комментирует скульптор. Но самое интересное, что фрагменты эти – слепки с лиц реальных людей: самого Константина и его 4 друзей и коллег по мастерской, бывших кемеровчан.
Отметим, что и «Яйцеголовые» и «Космонавт» оптимизируют собой неприглядное пространство – сваю недостроенной канатной дороги и недостроенное же здание напротив.
Большинство арт-объектов уличного искусства расположилось в Кировском районе города. И это неслучайно. «Я намеренно просил, дайте мне самый деструктивный район в городе, и я заполню его уличным искусством, - говорит художник-монументалист из Владивостока Павел Шугуров. Вместе с коллегой по арт-сообществу «33+1» Юлией Августинович он расписал фасад здания по ул. 40 лет Октября, в котором находится детская школа искусств. Благодаря сочным и тонким разностилевым зарисовкам верхняя часть серого дома заиграла совершенно по-новому. «Мы пытались заложить в рисунки все возможные стили – кубизм, абстракционизм, реализм, поп-арт и т. д., чтобы дети как художники росли разными»,- комментирует Павел.
В буквальном смысле задрапировал в нарисованные ткани художественно состарившийся дом напротив американец Габриэл Риис. При этом нетронутые монументалистом фрагменты фасада, где местами штукатурка облупилась до кирпича, в сочетании с нанесенным рисунком дают завораживающий эффект повернутого вспять времени. Кажется, что здание изначально было выполнено с нарисованными отрезами кумача на стене.
Илья Гапонов подарил родному городу абстрактный арт-объект из деревянных досок, который тут же получил название «Синяя птица». Лукавое современное искусство подмигивает каждому, смотрящему на него: думай что хочешь. Посмотришь с одного ракурса, ажурная конструкция покажется листьями, с другого – сердцем. «Вообще, уличное искусство предполагает временность, - отмечает Илья Гапонов, - мы работает с контекстом среды, а она меняется». И через несколько минут слова Ильи материализуются - хрупкое искусство хрустит под гроздью нависших на нем ребятишек. Слава Богу, выдержало.
Нормальный бизнес
Современное искусство, пришедшее в Кемерово, на столь серьезном уровне показало одну знаковую тенденцию. Оно - тоже бизнес. И в этом нет ничего зазорного. Сами авторы не стесняются употреблять это определение касательно своей творческой деятельности. Стереотип чудаковатого голодного художника в современном арте не работает. Его носители - это по-прежнему тонкие люди искусства, но уже прочно стоящие на земле.
Как и любому другому делу, современному искусству нужны условия для развития. «У нас довольно хорошие отношения с мэром и губернатором, - говорит Павел Шугуров. – Нам дают деньги и говорят: «Рисуй, сделай что-нибудь на свое усмотрение – ты художник, тебе виднее». И это правильная позиция властей. Я считаю, мы ее заслужили. Мы сами взрастили спрос на себя благодаря постоянной раскачке, деланию проектов с целью привить вкус к этой форме искусства».
Есть основания полагать, что вкус к «паблик арту» у кемеровчан разовьется – им дали попробовать достаточно качественный продукт. Тем более их земляки намерены и дальше уделять внимание родному краю. Они уверены: провинциальные города дают современному уличному искусству большое непаханое поле действия. «Мы хотим, чтобы здесь появился арт-центр, мастерские, мы хотим, чтобы люди сюда приезжали и уезжали отсюда с открытыми ртами, потому что они такого не видели ни в Москве, ни в Лондоне»,- резюмирует Илья Гапонов.
На самом деле среди художников были и кемеровчане, да и сами питерцы в большинстве своем выходцы из Кемерова. Например, чета Ильи Гапонова и Екатерины Адрияновой. Илья – один из руководителей питерского арт-объединения «Непокоренные», внутри которого современное искусство успешно работает, давая авторам свободу для творчества и, что немаловажно, деньги за это самое творчество.
Русско-американская дружба
Имея деловые знакомства с коллегами и целыми организациями от искусства из-за рубежа, Илья привлек под проект Кемеровского областного музея изобразительных искусств американский фонд. Но вначале заместитель директора музея Елена Митрофанова выиграла грант, благодаря которому в Кемерове удалось объединить солидных американских арт-деятелей, молодых столичных и кемеровских авторов. Связующим звеном между ними стало прогрессивное направление public art - или уличное искусство, или монументальное искусство.
С современным искусством в сознании большинства связано слово «инсталляция», а главное, что ничего, собственно, непонятно. В этом смысле public art, пожалуй, одно из самых демократичных направлений современного искусства, ведь оно рассчитано на преображение пространства, в котором живут простые люди, неискушенные в мудреной эстетике. И вместе с тем public art – это искусство, не терпящее дилетантства. Оно включает всевозможные формы выражения – настенная роспись, скульптура, ну и не без инсталляций, разумеется.
Как выяснил «МК», Кендал Генри знаковая фигура для уличного искусства в США (в частности, он занимался оформлением Нью-Йоркского метрополитена) и уважаемый человек среди коллег в России. Для работы в Кемерове Кендал выбрал Габриэля Рииса– тоже известного американского монументалиста. В процессе совместного творчества Генри помогал авторам отобрать те объекты, которые затем были воплощены на городской фактуре.
Артхаус для народа
Нет сомнений, что арт-объект «Космонавт», появившийся на набережной на днях, очень полюбится горожанам. Идея сколь свежая, столь и веселая. «Если есть космические собаки, то их нужно выгуливать, - говорит автор «Космонавта», студент КемГУКИ Алексей Шкляр. – На вопрос, зачем Леонов решил выйти в открытый космос, я решил ответить так: выгулять Белку и Стрелку!» Металлический каркас, пенопласт, монтажная пена, сверху – папье-маше, гидроизоляция и краска. Эстетичные и прочные космонавт и собаки пробудут в открытом космосе над Томью как минимум три года.
Напротив космонавта, но уже на твердой поверхности, установлена скульптурная композиция питерского художника Константина Новикова «Эмоции сна», или как прозвали ее товарищи автора – «Яйцеголовые». На пяти столбах из бетона покоятся пять голов из полимербетона, похожие на яйца острым концом вниз. На головах-яйцах размещены фрагменты человеческого лица. «На каждом изображены эмоции человека во время сна… еле уловимые эмоции спящего», - комментирует скульптор. Но самое интересное, что фрагменты эти – слепки с лиц реальных людей: самого Константина и его 4 друзей и коллег по мастерской, бывших кемеровчан.
Отметим, что и «Яйцеголовые» и «Космонавт» оптимизируют собой неприглядное пространство – сваю недостроенной канатной дороги и недостроенное же здание напротив.
Большинство арт-объектов уличного искусства расположилось в Кировском районе города. И это неслучайно. «Я намеренно просил, дайте мне самый деструктивный район в городе, и я заполню его уличным искусством, - говорит художник-монументалист из Владивостока Павел Шугуров. Вместе с коллегой по арт-сообществу «33+1» Юлией Августинович он расписал фасад здания по ул. 40 лет Октября, в котором находится детская школа искусств. Благодаря сочным и тонким разностилевым зарисовкам верхняя часть серого дома заиграла совершенно по-новому. «Мы пытались заложить в рисунки все возможные стили – кубизм, абстракционизм, реализм, поп-арт и т. д., чтобы дети как художники росли разными»,- комментирует Павел.
В буквальном смысле задрапировал в нарисованные ткани художественно состарившийся дом напротив американец Габриэл Риис. При этом нетронутые монументалистом фрагменты фасада, где местами штукатурка облупилась до кирпича, в сочетании с нанесенным рисунком дают завораживающий эффект повернутого вспять времени. Кажется, что здание изначально было выполнено с нарисованными отрезами кумача на стене.
Илья Гапонов подарил родному городу абстрактный арт-объект из деревянных досок, который тут же получил название «Синяя птица». Лукавое современное искусство подмигивает каждому, смотрящему на него: думай что хочешь. Посмотришь с одного ракурса, ажурная конструкция покажется листьями, с другого – сердцем. «Вообще, уличное искусство предполагает временность, - отмечает Илья Гапонов, - мы работает с контекстом среды, а она меняется». И через несколько минут слова Ильи материализуются - хрупкое искусство хрустит под гроздью нависших на нем ребятишек. Слава Богу, выдержало.
Нормальный бизнес
Современное искусство, пришедшее в Кемерово, на столь серьезном уровне показало одну знаковую тенденцию. Оно - тоже бизнес. И в этом нет ничего зазорного. Сами авторы не стесняются употреблять это определение касательно своей творческой деятельности. Стереотип чудаковатого голодного художника в современном арте не работает. Его носители - это по-прежнему тонкие люди искусства, но уже прочно стоящие на земле.
Как и любому другому делу, современному искусству нужны условия для развития. «У нас довольно хорошие отношения с мэром и губернатором, - говорит Павел Шугуров. – Нам дают деньги и говорят: «Рисуй, сделай что-нибудь на свое усмотрение – ты художник, тебе виднее». И это правильная позиция властей. Я считаю, мы ее заслужили. Мы сами взрастили спрос на себя благодаря постоянной раскачке, деланию проектов с целью привить вкус к этой форме искусства».
Есть основания полагать, что вкус к «паблик арту» у кемеровчан разовьется – им дали попробовать достаточно качественный продукт. Тем более их земляки намерены и дальше уделять внимание родному краю. Они уверены: провинциальные города дают современному уличному искусству большое непаханое поле действия. «Мы хотим, чтобы здесь появился арт-центр, мастерские, мы хотим, чтобы люди сюда приезжали и уезжали отсюда с открытыми ртами, потому что они такого не видели ни в Москве, ни в Лондоне»,- резюмирует Илья Гапонов.
Читайте так же