ТРАВМОопасность
Травматическое оружие предназначено для защиты своего владельца. Но, даже применяя его по прямому назначению, очень легко самому оказаться на месте преступника. Что делать, чтобы дуло травматического пистолета не оказалось направлено на своего владельца, узнавал корреспондент «МК».
В декабре 2010 года вышли поправки к ФЗ «Об оружии», которые коснулись в том числе и травматики. Полицейские предложили кемеровчанам – настоящим или будущим пользователям травматического оружия - приобрести или освежить знания по его применению. В результате 65 человек приняли участие в семинаре в центре лицензионно-разрешительной работы ГУ МВД России по Кемеровской области. Участники семинара прослушали лекции о психологических и юридических тонкостях применения оружия, познакомились с имеющимся арсеналом травматики.
Обновленный закон определяет травматику как огнестрельное оружие ограниченного поражения. Убойная сила травматического оружия меньше, чем у боевого, и стреляет оно резиновыми пулями (за исключением пуль со стальным сердечником, применяемых в пистолете «Оса»). Тем не мене травматикой можно нанести увечья, не совместимые с жизнью. По словам специалистов, из оружия ограниченного поражения можно прострелить черепную коробку. Немудрено, что травматику, которую приобрести законно стало сложнее, но все же проще, чем боевой пистолет, используют с преступным умыслом. По данным кузбасской полиции, на 1 августа 2011 года в области зарегистрировано 6 случаев использования травматического оружия с чисто преступными целями.
Стой, стрелять буду!
По статистике МВД, за последние 5 лет в стране зафиксировано 1 700 случаев незаконного применения травматики, куда входит превышение пределов так называемой необходимой обороны. Как ни парадоксально, но грань между законным применением оружия и незаконным с этой точки зрения очень тонкая. «Для того чтобы ваши действия попадали в пределы необходимой обороны, должны присутствовать два условия, - говорит Олег Сергеев, старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики КемГУ. - Первое – это наличие опасности, которая угрожала бы жизни, здоровью, имуществу. Второе – действительность или реальность этой опасности».
Простой пример. Вы возвращаетесь с работы и видите, что дверь вашей квартиры пытается открыть посторонний. Вы стреляете и наносите неизвестному увечье. Скорее всего, суд расценит ваши действия как превышение пределов необходимой обороны. Ведь как такового покушения на жизнь или имущества не произошло - еще… Кроме того, закон «Об оружии» предписывает предупредить о выстреле выкриком типа «Стой, стрелять буду!»
Когда стрелявший воспринимает действия по отношению к себе как угрозу, в то время как таковой в них не содержится, опасность считается мнимой. «В Москве водитель расстрелял 5 человек из травматического оружия, - рассказывает Олег Дмитриевич. - Все были госпитализированы. Задержанный показал, что испугался численного перевеса противников».
В какую сторону повернется ситуация при превышении пределов необходимой обороны, во многом будет зависеть от степени вреда, нанесенного здоровью оппонента. В идеале злоумышленник должен отделаться ссадинами и гематомами – на это и рассчитаны резиновые пули, не имеющие проникающей способности. Убивает травматика, потому что ею неправильно пользуются, отмечают специалисты. По закону запрещено стрелять только в голову, стало быть, во все остальное – можно. «Куда бы вы ни стреляли - в грудь, в живот, в спину, - везде возможно получение смертельных телесных повреждений, - говорит Олег Сергеев. – Оптимальным вариантом остаются только конечности. Вообще в России нет единых правил, которые бы закрепили, куда стрелять. На Украине, например, они есть».
А если на злоумышленнике пуховик, который самортизирует силу пули? «Вес пули, как правило, составляет 12 грамм, а номинальная мощности оружия - порядка 90 Дж, поэтому пуховик или плотная куртка на синтепоне преграды никакой не составит», - комментирует директор кемеровского оружейного магазина Алексей Голов.
Несовместимо со стрессом
Для допуска к травматике требуется положительное заключение психиатра. Даже здоровый с точки зрения психиатрии человек, находясь в состоянии стресса, может неправильно оценить ситуацию и применить травматику за пределами допустимой обороны. Простой пример – двое идут навстречу друг другу в подземном переходе. Один опускает руку в карман, чтобы достать ключи. Второй, посчитав, что в кармане встречного оружие, достает пистолет и стреляет. «Чтобы человек, который владеет оружием, понимал, почему он поступил таким образом, необходимо прислушиваться к себе и планомерно готовиться, - говорит доцент кафедры КемГУ, преподаватель регионального центра безопасности Елена Холодцева. - Практически это – боевая готовность к применению оружия. Она бывает сформирована как некое качество в человеке. Кто-то имеет оружие, но при этом может стать жертвой. Почему? А потому что он не готов его применить».
По словам Елены Холодцевой, будущему или настоящему владельцу травматики нужно отслеживать свое психологическое состояние - в частности анализировать, как происходит эмоциональная разрядка. Например, постоянно расслабляться алкоголем психологически здоровой личности не свойственно.
Как рассказал «МК в Кузбассе» директор кемеровского оружейного магазина Алексей Голов, спрос на травматическое оружие всегда большой. «Даже с принятием нового закона об ограничении ввоза импортного оружия и об ограничении количества единиц оружия у одного владельца с пяти до двух, спрос не упал. Как правило, приобретают что-то более большое для охраны частной собственности либо для провоза в автомобилях типа «Хауды», либо что-то более компактное и легкое по весу, как «Оса». Кстати, при демонстрации убойной силы именно маленькая «Оса» насквозь пробивала ДСП и жестяное ведро, прочие образцы по большей части оставляли вмятины.
Цена на огнестрельное оружие ограниченного поражения в зависимости от вида составляет в среднем 6 000–20 000 руб. По словам эксперта, среди покупателей травматики очень много женщин. «Сейчас многие женщины занимаются бизнесом, перевозят большие материальные ценности. И в наш век эмансипации женщины все больше надеются только на себя». Однако на семинаре областного МВД среди 65 кемеровчан оказалась только одна дама.
Бонус от полиции
Владелец травматики Александр Алимов говорит, что с обновленным законом об оружии познакомился давно, но узнав о семинаре полицейских, решил принять в нем участие – лишним не будет. Кемеровчанин регулярно стреляет в тире – конечно, не из травматического пистолета. «Приходилось применять по назначению, - говорит он. - Его наличие в тот момент без фактического применения разрешило ситуацию. До выстрела не дошло».
На полигон Александр пришел со своим пистолетом производства Словакии – молодой человек считает, что аналогов ему среди отечественных производителей нет. Так почему же закон ограничил ввоз импортного оружия? На взгляд Алексея Голова, причина в том, что импортное оружие легко переделать под боевое, а отечественные разработчики такую возможность исключают. Тем не менее по словам одного из участника семинара, любой «ствол» можно переделать под боевой, вплоть до травматического.
Однако в целом законопослушность кузбасских владельцев травматики полицейские расценивают как достаточную. Всего на 1 августа с участием травматики в Кузбассе зафиксировано 30 правонарушений. 24 из них – административного порядка. «Это очень умеренная цифра, - комментирует начальник центра лицензионно-разрешительной работы ГУ МВД России по Кемеровской области Евгений Рюмин. - Если учесть, что в области 89 тыс. владельцев оружия, из них 24 тыс. – газового и травматического».
А вот тест, проведенный среди участников перед началом семинара, показал, что 75% опрошенных имеют пробелы в знаниях о применении травматкики. По закону для получения лицензии на травматику гражданин должен сначала где-то научиться обращаться с ней и уж только потом пройти испытания знаний в лицензионно-разрешительном органе. Однако пока правительством не утвержден список образовательных учреждений, достаточно лишь подтвердить свои знания в полиции – готовиться можно хоть самостоятельно. По словам Евгения Рюмина, любой желающий может обратиться в полицию, и инструктор в индивидуальном порядке проведет для него экскурс в законодательство об оружии.
Все участники семинара получили сертификаты о его прохождении. Полицейские пообещали, что это зачтется при сдаче экзамена на пользование травматикой.
Справка «МК»:
По обновленному закону «Об оружии» огнестрельное оружие ограниченного поражения нельзя иметь при себе на собраниях, митингах и других массовых мероприятиях. Травматику запрещено носить «готовой к выстрелу». Вместо 5 единиц травматического оружия единовременно можно иметь только 2. Граждане, на которых было составлено 2 административных протокола за нарушение общественного порядка, а также имевшие проблемы с законом по части наркотиков, к владению травматикой не допускаются.
В декабре 2010 года вышли поправки к ФЗ «Об оружии», которые коснулись в том числе и травматики. Полицейские предложили кемеровчанам – настоящим или будущим пользователям травматического оружия - приобрести или освежить знания по его применению. В результате 65 человек приняли участие в семинаре в центре лицензионно-разрешительной работы ГУ МВД России по Кемеровской области. Участники семинара прослушали лекции о психологических и юридических тонкостях применения оружия, познакомились с имеющимся арсеналом травматики.
Обновленный закон определяет травматику как огнестрельное оружие ограниченного поражения. Убойная сила травматического оружия меньше, чем у боевого, и стреляет оно резиновыми пулями (за исключением пуль со стальным сердечником, применяемых в пистолете «Оса»). Тем не мене травматикой можно нанести увечья, не совместимые с жизнью. По словам специалистов, из оружия ограниченного поражения можно прострелить черепную коробку. Немудрено, что травматику, которую приобрести законно стало сложнее, но все же проще, чем боевой пистолет, используют с преступным умыслом. По данным кузбасской полиции, на 1 августа 2011 года в области зарегистрировано 6 случаев использования травматического оружия с чисто преступными целями.
Стой, стрелять буду!
По статистике МВД, за последние 5 лет в стране зафиксировано 1 700 случаев незаконного применения травматики, куда входит превышение пределов так называемой необходимой обороны. Как ни парадоксально, но грань между законным применением оружия и незаконным с этой точки зрения очень тонкая. «Для того чтобы ваши действия попадали в пределы необходимой обороны, должны присутствовать два условия, - говорит Олег Сергеев, старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики КемГУ. - Первое – это наличие опасности, которая угрожала бы жизни, здоровью, имуществу. Второе – действительность или реальность этой опасности».
Простой пример. Вы возвращаетесь с работы и видите, что дверь вашей квартиры пытается открыть посторонний. Вы стреляете и наносите неизвестному увечье. Скорее всего, суд расценит ваши действия как превышение пределов необходимой обороны. Ведь как такового покушения на жизнь или имущества не произошло - еще… Кроме того, закон «Об оружии» предписывает предупредить о выстреле выкриком типа «Стой, стрелять буду!»
Когда стрелявший воспринимает действия по отношению к себе как угрозу, в то время как таковой в них не содержится, опасность считается мнимой. «В Москве водитель расстрелял 5 человек из травматического оружия, - рассказывает Олег Дмитриевич. - Все были госпитализированы. Задержанный показал, что испугался численного перевеса противников».
В какую сторону повернется ситуация при превышении пределов необходимой обороны, во многом будет зависеть от степени вреда, нанесенного здоровью оппонента. В идеале злоумышленник должен отделаться ссадинами и гематомами – на это и рассчитаны резиновые пули, не имеющие проникающей способности. Убивает травматика, потому что ею неправильно пользуются, отмечают специалисты. По закону запрещено стрелять только в голову, стало быть, во все остальное – можно. «Куда бы вы ни стреляли - в грудь, в живот, в спину, - везде возможно получение смертельных телесных повреждений, - говорит Олег Сергеев. – Оптимальным вариантом остаются только конечности. Вообще в России нет единых правил, которые бы закрепили, куда стрелять. На Украине, например, они есть».
А если на злоумышленнике пуховик, который самортизирует силу пули? «Вес пули, как правило, составляет 12 грамм, а номинальная мощности оружия - порядка 90 Дж, поэтому пуховик или плотная куртка на синтепоне преграды никакой не составит», - комментирует директор кемеровского оружейного магазина Алексей Голов.
Несовместимо со стрессом
Для допуска к травматике требуется положительное заключение психиатра. Даже здоровый с точки зрения психиатрии человек, находясь в состоянии стресса, может неправильно оценить ситуацию и применить травматику за пределами допустимой обороны. Простой пример – двое идут навстречу друг другу в подземном переходе. Один опускает руку в карман, чтобы достать ключи. Второй, посчитав, что в кармане встречного оружие, достает пистолет и стреляет. «Чтобы человек, который владеет оружием, понимал, почему он поступил таким образом, необходимо прислушиваться к себе и планомерно готовиться, - говорит доцент кафедры КемГУ, преподаватель регионального центра безопасности Елена Холодцева. - Практически это – боевая готовность к применению оружия. Она бывает сформирована как некое качество в человеке. Кто-то имеет оружие, но при этом может стать жертвой. Почему? А потому что он не готов его применить».
По словам Елены Холодцевой, будущему или настоящему владельцу травматики нужно отслеживать свое психологическое состояние - в частности анализировать, как происходит эмоциональная разрядка. Например, постоянно расслабляться алкоголем психологически здоровой личности не свойственно.
Как рассказал «МК в Кузбассе» директор кемеровского оружейного магазина Алексей Голов, спрос на травматическое оружие всегда большой. «Даже с принятием нового закона об ограничении ввоза импортного оружия и об ограничении количества единиц оружия у одного владельца с пяти до двух, спрос не упал. Как правило, приобретают что-то более большое для охраны частной собственности либо для провоза в автомобилях типа «Хауды», либо что-то более компактное и легкое по весу, как «Оса». Кстати, при демонстрации убойной силы именно маленькая «Оса» насквозь пробивала ДСП и жестяное ведро, прочие образцы по большей части оставляли вмятины.
Цена на огнестрельное оружие ограниченного поражения в зависимости от вида составляет в среднем 6 000–20 000 руб. По словам эксперта, среди покупателей травматики очень много женщин. «Сейчас многие женщины занимаются бизнесом, перевозят большие материальные ценности. И в наш век эмансипации женщины все больше надеются только на себя». Однако на семинаре областного МВД среди 65 кемеровчан оказалась только одна дама.
Бонус от полиции
Владелец травматики Александр Алимов говорит, что с обновленным законом об оружии познакомился давно, но узнав о семинаре полицейских, решил принять в нем участие – лишним не будет. Кемеровчанин регулярно стреляет в тире – конечно, не из травматического пистолета. «Приходилось применять по назначению, - говорит он. - Его наличие в тот момент без фактического применения разрешило ситуацию. До выстрела не дошло».
На полигон Александр пришел со своим пистолетом производства Словакии – молодой человек считает, что аналогов ему среди отечественных производителей нет. Так почему же закон ограничил ввоз импортного оружия? На взгляд Алексея Голова, причина в том, что импортное оружие легко переделать под боевое, а отечественные разработчики такую возможность исключают. Тем не менее по словам одного из участника семинара, любой «ствол» можно переделать под боевой, вплоть до травматического.
Однако в целом законопослушность кузбасских владельцев травматики полицейские расценивают как достаточную. Всего на 1 августа с участием травматики в Кузбассе зафиксировано 30 правонарушений. 24 из них – административного порядка. «Это очень умеренная цифра, - комментирует начальник центра лицензионно-разрешительной работы ГУ МВД России по Кемеровской области Евгений Рюмин. - Если учесть, что в области 89 тыс. владельцев оружия, из них 24 тыс. – газового и травматического».
А вот тест, проведенный среди участников перед началом семинара, показал, что 75% опрошенных имеют пробелы в знаниях о применении травматкики. По закону для получения лицензии на травматику гражданин должен сначала где-то научиться обращаться с ней и уж только потом пройти испытания знаний в лицензионно-разрешительном органе. Однако пока правительством не утвержден список образовательных учреждений, достаточно лишь подтвердить свои знания в полиции – готовиться можно хоть самостоятельно. По словам Евгения Рюмина, любой желающий может обратиться в полицию, и инструктор в индивидуальном порядке проведет для него экскурс в законодательство об оружии.
Все участники семинара получили сертификаты о его прохождении. Полицейские пообещали, что это зачтется при сдаче экзамена на пользование травматикой.
Справка «МК»:
По обновленному закону «Об оружии» огнестрельное оружие ограниченного поражения нельзя иметь при себе на собраниях, митингах и других массовых мероприятиях. Травматику запрещено носить «готовой к выстрелу». Вместо 5 единиц травматического оружия единовременно можно иметь только 2. Граждане, на которых было составлено 2 административных протокола за нарушение общественного порядка, а также имевшие проблемы с законом по части наркотиков, к владению травматикой не допускаются.
Читайте так же