Уголь «на рывок»
Еще одним свидетельством того, что мировой финансовый кризис пошел на спад, служит оживление преступного бизнеса. На богатейших месторождениях угля Прокопьевского района за последний год не было совершено ни одного преступления по браконьерской добыче. Низкая рыночная цена черного золота сделала нерентабельной воровскую добычу. В последнее время спрос на уголь и металл растет, и преступники Кузбасса, специализирующиеся на промышленном воровстве, возрождают нелегальный бизнес…
Обнаружены на месте
8 октября служба безопасности «Прокопьевскугля» получила сообщение, что на землях ООО «Перспективное», входящего в состав «Сибирского Делового Союза», неизвестные ведут вскрышные работы, готовя к добыче угольный пласт. Информация немедленно была передана в Прокопьевский РОВД, и на задержание «черных копателей» отправились милиционеры и шахтерские безопасники.
Место происшествия – в трех километрах от поселка Октябрьского, это земли сельхозназначения, совсем рядом месторождение Майское, на отработку которого холдинг «СДС» получил лицензию и готовит проект строительства нового предприятия.
Горные браконьеры вели вскрышу в километре от дороги, ведущей на Белово. На месте работ сотрудники РОВД обнаружили троих рабочих, распорядителя работ г-на Фаустова и гражданина Хохлова С.А., который категорично утверждал, что он просто охотник и просто катался на квадроцикле в 70 километрах от Прокопьевска.
Участок работ выглядел буднично: вахтовка ГАЗ-66 как место отдыха и обеда, бульдозер Т-330, экскаватор «Вольво», восемнадцать 200-литровых бочек с дизтопливом. Работы вели безработные прокопчане: сторож Олег Богатырев, экскаваторщик Андрей Кретинин, слесарь Сергей Кесорецких. Они рассказали, что приехали сюда утром, техника уже была на месте, и они приступили к работе.
Хотя, судя по масштабам проделанного, работы велись второй день.
С кем копать
Больше всех был осведомлен о происходящем Юрий Александрович Фаустов, который в основное время работает директором ООО «Малыш», а в районе угледобычи оказался почти случайно. Почти. Потому что обнаруженная техника принадлежит именно ему. Бульдозер взят в аренду у «Прокопьевской транспортной компании», экскаватор арендован на Алтае, и Юрий Фаустов подрабатывает тем, что сдает эту технику в субаренду.
Распорядитель техники сообщил сотрудникам, что выполнить горные работы его попросил хороший знакомый из Киселевска – Андрей Чибизов, который попросил найти технику и закопать яму в районе поселка, по просьбе его знакомого. Юрист Андрей Васильевич Чибизов поведал интересовавшимся, что в начале октября к нему обратился знакомый Дмитрий А-в, который сказал, что имеет землю у поселка Майского, где выходят открытые пласты угля и неизвестные то и дело пытаются там вести вскрышу, портят землю. Как бы зарыть эту яму? Чибизов сказал, что поможет найти технику и организовать работу. Он позвонил Фаустову…
Юрий Фаустов имел технику, но не имел людей, поэтому позвонил Рустаму Шарафутдинову и попросил его найти бульдозериста и экскаваторщика. Ну, теперь вы знаете к кому обратиться, в какой последовательности, если вам захочется самостоятельно покопать уголь в Прокопьевском районе…
Проще всего обратиться к Юрию Александровичу Фаустову, если у человека есть тяжелая техника, то ему легче решать проблемы.
Также, пока еще можно, стоит обращаться к Андрею Чибизову. У человека замечательное прошлое – пять лет работал в администрации города Киселевска, был заместителем мэра и заправлял комитетом муниципального имущества. Но у Андрея Васильевича трудное настоящее – в суд передано уголовное дело, где ему вменяется обвинение более чем по двадцати эпизодам с государственными деньгами на снос ветхого жилья. Соответственно, у человека проблематичное будущее… И, наверное, можно обратиться к Сергею Хохлову, который охотник, но имеет отличную интуицию кататься в горячем месте.
Дела не будет
Если кому-то кажется, что 8 октября милиция получила перспективное уголовное дело на блюдечке с голубой каемочкой, то он глубоко заблуждается. Начальник Прокопьевского РОВД полковник Сергей Чуринов говорит, что для перспективного дела надо было немножко подождать, ровно до того момента, когда из нелегального разреза пошли бы первые грузовики с углем. Но с другой стороны, подчеркивает Сергей Кимович, милиция должна предупреждать преступления, действовать незамедлительно по сигналу о готовящемся преступлении.
И получается, что РОВД недра защитил и людей от тюрьмы уберег. Ведь собственно преступления нет. Более того, участники происшествия теперь отрепетированно говорят, что ехали не копать яму для добычи угля, а засыпать яму, по просьбе фермера, чтобы черные копатели не портили ему землю. Да вот ошиблись местом работы. Надо было с дороги свернуть направо, а они свернули налево. Не в том месте.
«Ошибка» имеет свои размеры – 20-метровый угольный пласт вскрыт на площади 100 на 100 метров. Подготовлены к выемке примерно 10-12 тысяч тонн угля.
Нужен ли экскаватор, чтобы засыпать яму? Обычно в таких случаях нужен бульдозер.
Если работяги спутали право и лево, то почему они спутали суть действий – закапывать и раскапывать – вещи разной трудоемкости. И разной оплаты.
Однако эти обличительные вопросы хороши для полемики и дискуссии, но никак не подходят для уголовного дела. Подозреваемые нисколько не обязаны доказывать непорочность своих намерений. Это следствие обязано доказывать их злой умысел. А доказать трудно, поскольку Прокопьевский РОВД отработал ситуацию блестяще – безработные механизаторы не погрузили ни одной машины угля. Пласт к погрузке готов, но не тронут, так значит - нет и факта незаконной добычи! Фигурантам только и можно предъявить, что они испоганили пашню. Хотя, честно говоря, какая может быть пашня, если под слоем в 10-50 сантиметров земли скрывается 20-метровый уголь…
Так это ж народное богатство, сначала за него цивилизованный угольщик заплатит в бюджет, выиграв лицензию, а потом создаст нормальное предприятие с нормальными рабочими местами, прибылью и налогами.
Рвануть и скрыться
Нелегальные горняки, как правило, действуют по воровскому принципу карманников – «на рывок». Находится легкодоступный пласт. Один день идет вскрыша и день-два добыча, пока не помешают. За день можно взять три тысячи тонн.
А дальше что? Да, сегодня достаточно много грузовиков находится в частной собственности и можно организовать массированный вывоз угля, если знающие люди кинут клич.
Ворованный уголь продается в Прокопьевске по 600 рублей за тонну, вдвое ниже рыночной цены. Но это вовсе не значит, что браконьеры угольных пластов несут благо населению, помогают людям сэкономить на холодах. Во-первых, уголь, который они воруют из поверхностных пластов, по природе своей окисленный, горит и греет плохо. А во-вторых, вовсе не население с его печками, капризами и злопамятностью составляет рынок сбыта угольных воров. На людях, которые кряхтят и покупают 5-7 тонн, много навара не сделаешь. Уголь, взятый на гоп-стоп, выгодно можно сбыть только в больших масштабах – на котельную, на угольный склад, на фабрику, иногороднему потребителю через железнодорожный тупик. А это уже другой уровень связей – это отношения юридических лиц, проплата через счета и обналичивание, чтобы потом крохи вручить в мозолистые руки мобилизованных экскаваторщика, бульдозериста и водителей.
Это уже высокоорганизованная преступность, когда везут тысячи тонн окисленного угля, чтобы перемешать с добрым углем и отправить потребителю. Тут нужен такой посредник, который принимает участие в преступном замысле и загодя знает, что нужной теплоотдачи какой-то город или предприятие не получат. Несколько лет назад нам доводилось разбираться в истории с городом Рубцовском, где батареи дышали на ладан, потому что ТЭЦ не могла выдать нормальное тепло. И поганые языки грешили на кузбасский уголь, а оказалось, что посредники завезли практически шлам, не имеющий ничего общего даже с рядовым кузнецким углем. Опровергли, конечно, но разве людям от этого стало теплее?
Очевидная видимость
Кто же мог бы включить всю цепочку от добытого угля на пашне ООО «Перспективное» до реализации и получения денег? Кто из вышеперечисленных лиц мог бы выступить организатором бизнес-операции, можно только предполагать. Но предполагать, уважаемый читатель, вы будете самостоятельно, а на страницах газеты это непозволительно, поскольку может опорочить честь, достоинство и деловую репутацию. Тем более что некоторые из названных людей вообще не хотят публичного описания своего участия в этой истории. И даже отрицают. Например, владелец земель Дмитрий А-в и слышать не хочет никаких вопросов, он категорично заявляет, что не знает никакого Чибизова. Вообще, его земли у поселка Майского, а кто и что копал у поселка Октябрьского, он не знает и знать не хочет. Сам А-в никого ни о чем не просил, и милиция к нему за разъяснениями не обращалась.
А вот Юрий Александрович Фаустов сообщил нам, что положение исправлено и яма закопана. И мы наивно спросили: «А кто же заплатит за все ваши напрасные работы, кто возместит убытки?» И господин Фаустов уверенно сказал, что за все заплатит фермер А-в.
Согласитесь, звучит странно, ведь фермер об этом не знает…
Наверное, картину мог бы прояснить Андрей Васильевич Чибизов, как человек с большим кругозором и с солидным опытом работы на посту заместителя главы города. Да, бывший замглавы, да, проходит обвиняемым в суде по неправильному распоряжению федеральными деньгами, но связи, умение видеть и анализировать ситуацию остались. Как и знание, когда, где, кому и что сказать.
К сожалению, нам Андрей Васильевич ситуацию никак не прокомментировал, поскольку телефон был недоступен все это время.
Впрочем, в общем и целом никаких комментариев больше и не требуется, все равно правды нам никто не скажет. Как обычно, мы догадываемся наверняка сами.
Обнаружены на месте
8 октября служба безопасности «Прокопьевскугля» получила сообщение, что на землях ООО «Перспективное», входящего в состав «Сибирского Делового Союза», неизвестные ведут вскрышные работы, готовя к добыче угольный пласт. Информация немедленно была передана в Прокопьевский РОВД, и на задержание «черных копателей» отправились милиционеры и шахтерские безопасники.
Место происшествия – в трех километрах от поселка Октябрьского, это земли сельхозназначения, совсем рядом месторождение Майское, на отработку которого холдинг «СДС» получил лицензию и готовит проект строительства нового предприятия.
Горные браконьеры вели вскрышу в километре от дороги, ведущей на Белово. На месте работ сотрудники РОВД обнаружили троих рабочих, распорядителя работ г-на Фаустова и гражданина Хохлова С.А., который категорично утверждал, что он просто охотник и просто катался на квадроцикле в 70 километрах от Прокопьевска.
Участок работ выглядел буднично: вахтовка ГАЗ-66 как место отдыха и обеда, бульдозер Т-330, экскаватор «Вольво», восемнадцать 200-литровых бочек с дизтопливом. Работы вели безработные прокопчане: сторож Олег Богатырев, экскаваторщик Андрей Кретинин, слесарь Сергей Кесорецких. Они рассказали, что приехали сюда утром, техника уже была на месте, и они приступили к работе.
Хотя, судя по масштабам проделанного, работы велись второй день.
С кем копать
Больше всех был осведомлен о происходящем Юрий Александрович Фаустов, который в основное время работает директором ООО «Малыш», а в районе угледобычи оказался почти случайно. Почти. Потому что обнаруженная техника принадлежит именно ему. Бульдозер взят в аренду у «Прокопьевской транспортной компании», экскаватор арендован на Алтае, и Юрий Фаустов подрабатывает тем, что сдает эту технику в субаренду.
Распорядитель техники сообщил сотрудникам, что выполнить горные работы его попросил хороший знакомый из Киселевска – Андрей Чибизов, который попросил найти технику и закопать яму в районе поселка, по просьбе его знакомого. Юрист Андрей Васильевич Чибизов поведал интересовавшимся, что в начале октября к нему обратился знакомый Дмитрий А-в, который сказал, что имеет землю у поселка Майского, где выходят открытые пласты угля и неизвестные то и дело пытаются там вести вскрышу, портят землю. Как бы зарыть эту яму? Чибизов сказал, что поможет найти технику и организовать работу. Он позвонил Фаустову…
Юрий Фаустов имел технику, но не имел людей, поэтому позвонил Рустаму Шарафутдинову и попросил его найти бульдозериста и экскаваторщика. Ну, теперь вы знаете к кому обратиться, в какой последовательности, если вам захочется самостоятельно покопать уголь в Прокопьевском районе…
Проще всего обратиться к Юрию Александровичу Фаустову, если у человека есть тяжелая техника, то ему легче решать проблемы.
Также, пока еще можно, стоит обращаться к Андрею Чибизову. У человека замечательное прошлое – пять лет работал в администрации города Киселевска, был заместителем мэра и заправлял комитетом муниципального имущества. Но у Андрея Васильевича трудное настоящее – в суд передано уголовное дело, где ему вменяется обвинение более чем по двадцати эпизодам с государственными деньгами на снос ветхого жилья. Соответственно, у человека проблематичное будущее… И, наверное, можно обратиться к Сергею Хохлову, который охотник, но имеет отличную интуицию кататься в горячем месте.
Дела не будет
Если кому-то кажется, что 8 октября милиция получила перспективное уголовное дело на блюдечке с голубой каемочкой, то он глубоко заблуждается. Начальник Прокопьевского РОВД полковник Сергей Чуринов говорит, что для перспективного дела надо было немножко подождать, ровно до того момента, когда из нелегального разреза пошли бы первые грузовики с углем. Но с другой стороны, подчеркивает Сергей Кимович, милиция должна предупреждать преступления, действовать незамедлительно по сигналу о готовящемся преступлении.
И получается, что РОВД недра защитил и людей от тюрьмы уберег. Ведь собственно преступления нет. Более того, участники происшествия теперь отрепетированно говорят, что ехали не копать яму для добычи угля, а засыпать яму, по просьбе фермера, чтобы черные копатели не портили ему землю. Да вот ошиблись местом работы. Надо было с дороги свернуть направо, а они свернули налево. Не в том месте.
«Ошибка» имеет свои размеры – 20-метровый угольный пласт вскрыт на площади 100 на 100 метров. Подготовлены к выемке примерно 10-12 тысяч тонн угля.
Нужен ли экскаватор, чтобы засыпать яму? Обычно в таких случаях нужен бульдозер.
Если работяги спутали право и лево, то почему они спутали суть действий – закапывать и раскапывать – вещи разной трудоемкости. И разной оплаты.
Однако эти обличительные вопросы хороши для полемики и дискуссии, но никак не подходят для уголовного дела. Подозреваемые нисколько не обязаны доказывать непорочность своих намерений. Это следствие обязано доказывать их злой умысел. А доказать трудно, поскольку Прокопьевский РОВД отработал ситуацию блестяще – безработные механизаторы не погрузили ни одной машины угля. Пласт к погрузке готов, но не тронут, так значит - нет и факта незаконной добычи! Фигурантам только и можно предъявить, что они испоганили пашню. Хотя, честно говоря, какая может быть пашня, если под слоем в 10-50 сантиметров земли скрывается 20-метровый уголь…
Так это ж народное богатство, сначала за него цивилизованный угольщик заплатит в бюджет, выиграв лицензию, а потом создаст нормальное предприятие с нормальными рабочими местами, прибылью и налогами.
Рвануть и скрыться
Нелегальные горняки, как правило, действуют по воровскому принципу карманников – «на рывок». Находится легкодоступный пласт. Один день идет вскрыша и день-два добыча, пока не помешают. За день можно взять три тысячи тонн.
А дальше что? Да, сегодня достаточно много грузовиков находится в частной собственности и можно организовать массированный вывоз угля, если знающие люди кинут клич.
Ворованный уголь продается в Прокопьевске по 600 рублей за тонну, вдвое ниже рыночной цены. Но это вовсе не значит, что браконьеры угольных пластов несут благо населению, помогают людям сэкономить на холодах. Во-первых, уголь, который они воруют из поверхностных пластов, по природе своей окисленный, горит и греет плохо. А во-вторых, вовсе не население с его печками, капризами и злопамятностью составляет рынок сбыта угольных воров. На людях, которые кряхтят и покупают 5-7 тонн, много навара не сделаешь. Уголь, взятый на гоп-стоп, выгодно можно сбыть только в больших масштабах – на котельную, на угольный склад, на фабрику, иногороднему потребителю через железнодорожный тупик. А это уже другой уровень связей – это отношения юридических лиц, проплата через счета и обналичивание, чтобы потом крохи вручить в мозолистые руки мобилизованных экскаваторщика, бульдозериста и водителей.
Это уже высокоорганизованная преступность, когда везут тысячи тонн окисленного угля, чтобы перемешать с добрым углем и отправить потребителю. Тут нужен такой посредник, который принимает участие в преступном замысле и загодя знает, что нужной теплоотдачи какой-то город или предприятие не получат. Несколько лет назад нам доводилось разбираться в истории с городом Рубцовском, где батареи дышали на ладан, потому что ТЭЦ не могла выдать нормальное тепло. И поганые языки грешили на кузбасский уголь, а оказалось, что посредники завезли практически шлам, не имеющий ничего общего даже с рядовым кузнецким углем. Опровергли, конечно, но разве людям от этого стало теплее?
Очевидная видимость
Кто же мог бы включить всю цепочку от добытого угля на пашне ООО «Перспективное» до реализации и получения денег? Кто из вышеперечисленных лиц мог бы выступить организатором бизнес-операции, можно только предполагать. Но предполагать, уважаемый читатель, вы будете самостоятельно, а на страницах газеты это непозволительно, поскольку может опорочить честь, достоинство и деловую репутацию. Тем более что некоторые из названных людей вообще не хотят публичного описания своего участия в этой истории. И даже отрицают. Например, владелец земель Дмитрий А-в и слышать не хочет никаких вопросов, он категорично заявляет, что не знает никакого Чибизова. Вообще, его земли у поселка Майского, а кто и что копал у поселка Октябрьского, он не знает и знать не хочет. Сам А-в никого ни о чем не просил, и милиция к нему за разъяснениями не обращалась.
А вот Юрий Александрович Фаустов сообщил нам, что положение исправлено и яма закопана. И мы наивно спросили: «А кто же заплатит за все ваши напрасные работы, кто возместит убытки?» И господин Фаустов уверенно сказал, что за все заплатит фермер А-в.
Согласитесь, звучит странно, ведь фермер об этом не знает…
Наверное, картину мог бы прояснить Андрей Васильевич Чибизов, как человек с большим кругозором и с солидным опытом работы на посту заместителя главы города. Да, бывший замглавы, да, проходит обвиняемым в суде по неправильному распоряжению федеральными деньгами, но связи, умение видеть и анализировать ситуацию остались. Как и знание, когда, где, кому и что сказать.
К сожалению, нам Андрей Васильевич ситуацию никак не прокомментировал, поскольку телефон был недоступен все это время.
Впрочем, в общем и целом никаких комментариев больше и не требуется, все равно правды нам никто не скажет. Как обычно, мы догадываемся наверняка сами.
Читайте так же