Новости
При выборе места во Владивостоке
При выборе места во Владивостоке для устройства военного и коммерческого порта в 1890-х годах были вновь проведены тщательные натурные исследования6 и создана специальная комиссия по его устройству7. Строительство порта началось в 1896 году, а в 1899 году была уже закончена его первая очередь8, повлекшая интенсивное развитие прилегающих территорий. Порт рос так быстро, что уже в 1912 году был составлен проект его расширения9, несмотря на то что к тому времени основные капиталовложения государство сосредоточило на постройке новых тихоокеанских портов - Порт-Артура и Дальнего. Проектирование коммерческих портов велось Министерством торговли и промышленности при участии Департамента таможенных сборов и МВД, военным строительством ведало Военное министерство. Обеспечить баланс разных ведомственных интересов призвана была городская администрация.
Опыт организации проектирования и строительства новых дальневосточных городов позволяет сформулировать те новые черты, которые появились в градостроительной практике 1880-1900-х годов. Необходимость оптимального выбора места для будущего строительства многократно усиливала значимость комплексных предпроектных натурных исследований, проводившихся силами специалистов разнообразных инженерных специальностей и ученых. Несмотря на то что место устанавливалось официально, первый проектный план его застройки запаздывал на 7-10 (иногда и более) лет, в течение которых строительство велось в основном стихийно. Последующие планы опирались на первые стихийно возникшие постройки и улицы как на существующую опорную застройку. Несмотря на попытки введения в проектирование прогноза, базировавшегося на динамике статистических данных (роста числа доходов, количества жителей и т. д.), чаще всего не удавалось создать планы перспективного развития более чем на 10-15 лет (даже их приходилось постоянно корректировать).
Большинство городских планов Приморья и других новых областей заселения создавалось землемерами, а не зодчими, а потому было лишено попыток сознательного формирования архитектурно-художественной композиции. Однако в них не могла не учитываться природная ситуация - реки, холмы, заливы и бухты, что создавало предпосылки для формирования в дальнейшем архитектурно-художественной связи застройки с природным окружением. Определенной помехой в организации проектирования и строительства оказывалась разница ведомственных интересов, отсутствие единоначалия в архитектурно-строительной деятельности, недостаточная правовая самостоятельность муниципальных органов управления.