"Каста" променяла вертолет на еду!..
Четверо молодых парней, бойко читающих рэп со сцены - это известная многим "Каста". Недавно Влади, Хамиль, Шым и Змей выступили перед своими поклонниками на сцене кемеровского развлекательного комплекса "Континент".
Во время интервью корреспонденту "МК" музыканты "Касты" дали "кровожадное" обещание "разрезать Змея во время концерта на три куска и один оставить в Кемерове на память". К счастью, это оказалось шуткой, и после успешного выступления коллектив остался в прежнем составе.
Рэп-консерватория
- "Каста" одна из немногих действительно популярных в нашей стране рэп-команд. Вы чувствуете себя звездами?
- Нам это чуждо в принципе. Мы просто стараемся писать тексты, петь, а вовсе не "звездить". Все это понты. А подтверждение тому, например, то, что мы не стараемся во что бы то ни было "засветиться", попасть в средства массовой информации, в газеты, на телевидение. Был повод, были песни - нас СМИ сами "крутили". А последние года три, если честно, было как-то не до того. Во-первых, мы все это время готовили новый альбом. Писали песни, стихи, музыку, работали над звуком. Соответственно, в это время самым главным для нас было творчество. Во-вторых, состав нашего коллектива претерпел небольшие изменения, так что определенная работа, на которую мы тратили свое время, была связана и с этим тоже.
- Вы говорите о новом альбоме. Насколько известно, последней из выпущенных пластинок стал записанный, что называется, "живым звуком" с концерта диск?
- Ну да, не так давно в магазинах страны появилась "живая" запись, сделанная с концерта "Касты", который состоялся в Москве и назывался "Каста-Life". Уникальность этого концерта в том, что в нем вместе с нами - рэп-музыкантами - принял участие оркестр консерватории города Ростова-на-Дону. Достаточно неожиданное сочетание, которое, тем не менее, привело к весьма интересному результату. Этот концерт можно увидеть и услышать в двух вариантах: концертные DVD и CD. На наш взгляд, качество звука получилось отличным.
- По поводу изменения состава "Касты". К вашей троице добавился еще один исполнитель, известный поклонникам рэп-культуры под именем Змей. Насколько я помню, вы и прежде выступали вместе, а почему теперь вдруг решили включить его в состав коллектива?
- Со Змеем мы знакомы достаточно давно и, действительно, неоднократно выступали вместе. А наши совместные концерты так и назывались "Каста" и Змей. Потом вдруг подумали и решили: а почему бы не объединиться? Каждый из участников нашего коллектива вносит собственный стиль в общее исполнение песен. Змей, разумеется, тоже. Так что после того как он вошел в "Касту", наше творчество, думаю, стало только лучше, интереснее...
Заплати деньги и скажи "спасибо"
- Для того чтобы послушать ваши песни, вовсе не обязательно покупать оригинальные диски. Достаточно просто зайти в Интернет и там скачать понравившиеся треки. Их, кстати, в "сети" предостаточно. При этом не нужно ничего платить. Только за трафик. Как вы относитесь к такой ситуации и, в этой связи, к отечественным "пиратам"?
- Скажем так: без энтузиазма. Понятно, что с пиратским копированием наших песен и выкладыванием их на различных интернет-ресурсах мы сами бороться не можем. Другое дело, что слушатели, как потенциальные, так и реальные, должны отчетливо понимать, что они скачивают и слушают ворованное. Дело тут не в нашей жадности и желании получать за свое творчество деньги. Вовсе нет. Просто каждый человек, которому наше творчество нравится, может сказать... ну что ли "спасибо" музыкантам, купив оригинальный диск. А так получается, что тому, кто качает из сети наши песни, все равно, что мы, авторы, ни копейки за это не получаем. А ведь это нечестно.
Например, над новым альбомом, который мы планируем закончить в марте этого года, как уже говорилось, "Каста" работала почти три года. Мы сочинили семнадцать песен. А ведь это большая работа. Каждый из нас писал стихи, потом мы их собирали вместе, сводили между собой. Потом писали музыку. Короче, работали, старались сделать качественный продукт.
- Вы так говорите про свой альбом, как будто писать песни - это не творчество, а производственный процесс?
- Ну, отчасти это действительно так. Ведь когда мы только начинали, часто писали "на ощупь", интуитивно подбирая темы песен, подставляя слова, музыку. Спустя десять лет, а именно столько уже существует "Каста", у нас, разумеется, появились свои наработки, свои приемы. Они позволяют максимально качественно использовать имеющиеся языковые и музыкальные средства, чтобы выражать свои мысли, делать их интересными для слушателя. Скажем так: копаться в себе, в том, что окружает каждого из нас.
- Сегодня рэп-музыка - достаточно популярный жанр, который вполне успешно прижился и на российской поп-сцене. Яркий пример тому Серега и Тимоти. И даже в андеграунде есть, например, такой коллектив как "Кирпичи" - они заявляют о себе как о рэперах. Как вы относитесь к творчеству ваших "коллег по цеху"?
- Ну что касается "Кирпичей", то это, скорее, чистой воды рок-команда. Хотя у них и есть фраза типа "я дам в табло тому, кто скажет, что я не рэпер, я дам в табло тому, кто скажет, что я не рокер".
А Серега и Тимоти - это попса. Хотя, тот же Серега - молодец и трудяга. А вот Тимоти - наверное, красавчик, даже красатулечка...
В целом же, если говорить о настоящих рэп-коллективах, то они, разумеется, есть. Работают, кстати, хорошие команды и здесь, в Сибири. Среди российских рэперов можно выделить коллектив "Триада".
"Прожорливые" рэперы...
- "Каста" достаточно успешный коммерческий проект. Скажите, а у вас, участников команды, есть, как, например, у западных представителей хип-хопа, собственные виллы или хотя бы вертолеты?
- Да ну, какие вертолеты. Хотя, если нам всем скинуться, может тогда и хватит на вертолет. Правда, только на один. Наверное, западные музыканты долго копят, ночей не спят, только и мечтают, как бы на вертолет накопить. А мы не копим - просто живем. У каждого в жизни свои проблемы, семья, заботы и так далее. А еще мы все любим... поесть. Поэтому и денег на вертолет не хватает.
А если серьезно, то вы же сами понимаете, что заработать сегодня на самолеты-вертолеты в России творчеством практически невозможно. Вот, например, наш первый еще кассетный тираж "Трехмерные рифмы" мы выпустили в 1999 году на собственные деньги. Понимаете? На собственные! То есть потратились значительно. Ну да, альбом разошелся по стране, особенно по югу России, хорошо. А в финансовом плане - что толку? Думаете, мы что-то на этом заработали? Ведь значительная часть общего тиража была пиратской.
- Тогда, может быть, стоит уехать работать на Запад, там-то с авторскими правами все в порядке?
- Едва ли это возможно. Мы не говорим настолько хорошо по-английски, чтобы писать тексты на этом языке. К тому же и в России сейчас наметился серьезный всплеск интереса к рэпу. В последнее время у нас стало появляться достаточно много интересных коллективов. А потому стоит надеяться, что скоро русский рэп будет ничуть не хуже, чем американский...
Справка "МК":
"Каста" - название этой группы многое говорит даже людям от рэпа далеким. Эта рэп-команда возникла в Ростове-на-Дону в 1997 году. То было время, когда рэп только делал первые нетвердые шаги, вербуя немногочисленных поклонников. Ростовские парни, в полной мере чувствующие уличные настроения, знающие цену словам и поступкам, они просто любили рэп; и сначала всего лишь слушали, искали единомышленников, и, отыскав, задумывались о большем. Первые треки, первые хип-хоп-пати, происходили в маленьких ростовских клубах, отличавшихся атмосферой братства и единодушия. Тогда "Каста" объединяла несколько групп и свободных МС, ее состав был многолюдным, а выступления отделялись от тусовки только порогом невысокой сцены.
В самом конце 90-х рэпом в России, в Москве впервые занялись всерьез: в стране появились структуры, готовые "оседлать" зарождающийся интерес к хип-хопу. Мощные связи, доступ к телевидению; впоследствии на поверхность всплыла даже ключевая идея представителей шоу-бизнеса от рэпа - "монополия на рэп" в стране. Реакция слушателей на штампованный и ненатуральный хип-хоп конца 90-х была адекватной. Очень быстро сформировалось мнение, что рэп - это нелепые штаны, возгласы "Йо!" и, если обобщить, - нечто несерьезное, вызывающее насмешки.
"Каста" показала, что у рэпа может быть другое лицо: живое, человечное. Что можно не копировать Запад, не подстраиваться под формат, можно говорить о понятных, но не пошлых вещах. И это помогло "Касте" найти своего слушателя.