Медвежья любовь
На минувшей неделе в областном центре закончились гастроли одного из самых известных цирковых коллективов в мире - труппы "Кремлевский цирк". На манеже Кемеровского цирка зрители могли увидеть не только забавных обезьянок, резвых скакунов, но и сородичей "хозяина тайги", ловко выполняющих трюки, которые по силам только профессиональным гимнастам и эквилибристам. Научить шагать по канату медведя - задача не из легких, и справиться с ней могут только настоящие профессионалы, коими являются народный артист России, дрессировщик медведей Николай Новичков и его дочь Анастасия.
Цирк для династии Новичковых и впрямь дело всей жизни. Ведь и мама в этой семье, Гиляря Новичкова, работает инструктором манежа. А теперь и дочь пошла по стопам отца, и сегодня косолапые так же податливы ей, как и отцу. Маленькими цирковыми секретами с корреспондентом "МК" поделились Николай и Анастасия Новичковы.
Папа или медведи?
- Что Вас подтолкнуло работать в цирке, ведь хлеб циркового артиста не из легких...
Николай: - Начнем с того, откуда я вообще появился. Я из города Саратова, там родился, там вырос и там же начал строить свою карьеру. Первое, что мне пришло в голову, это устроиться в "униформы", другими словами, рабочим манежа. Начал с того, что что-то приносил и уносил с манежа. Но ведь это совсем не то, чем я хотел заниматься, поэтому пошел дальше: устроился сначала в помощники к известному народному артисту Ивану Кудрявцеву. Работал у него служащим, потом ассистентом, далее - дрессировщиком, а уж после начал своих медведей брать и выращивать. Так в общей сложности 36 лет работаю с медведями.
Родители никого отношения к цирку не имеют. Папа работал маляром, а мама всю жизнь была домохозяйкой. Меня в цирк позвали друзья, хоть до этого я работал на заводе.
- А как Вы решились на то, что бы Ваша дочь вышла на манеж работать с такими опасными хищниками, ведь это же все-таки девочка, мало ли что может произойти на манеже?
Николай: - На её 11-летие я купил в подарок маленького медвежонка, которого мы называем Юлей. И вот уже с 12-ти лет Настя начала работать с собственной медведицей.
Анастасия: - У меня был выбор: или медвежонок или папа! (смеется. - Прим ред.) Как оказалось, с косолапым было проще договориться. А вообще, если серьезно, то я же с детства варилась в этой "каше" и понимала, что да как делается, поэтому работать с медведем мне было не страшно. Конечно же, для начала я просто стала ухаживать за малюткой. Ведь с маленькими медвежатами - это как с ребенком, надо кормить из бутылочки различными смесями и молоком. Я просто ухаживала, водила гулять. А всем тонкостям дрессировки научил меня папа, ведь медведи его уважают. Он для них настоящий авторитет, потому что папа может с ними и побороться, если что. А я все больше с ними сюсюкаюсь, так сказать, ласкаюсь, за что, конечно, получаю, потому что папа постоянно говорит о том, что с медведями надо быть начеку, их нельзя ласкать, трепать за ушки, целовать в носик. Ведь это один из самых опасных хищников в цирке. А я не могу по-другому, потому что уверена, что они и понимают, и очень обожают ласку, и никогда меня не тронут и не подведут.
- А с кем удобней работать: с медведями-"мальчиками" или с медведями-"девочками"?
Николай: - Так уж получилось, что у нас команда "девочек". Был один "парень", но что-то с ним у нас не получилось. Какой-то он не трудоспособный оказался, и мы его отдали.
Анастасия: - Девочки более трудолюбивые, самые ласковые! Так ведь по жизни - не только у медведей. Да и вообще мы, девочки, самые умные... Одно время у нас в номере был даже пес, зовут его Франк. Порода у нашего кавалера была очень сложная, но больше всего он похож на колли. Вот он-то и есть единственный мужчина в этом царстве, отработал здесь десять лет, а сейчас он уже старенький и потому на пенсии. Но мы его не бросаем, он везде ездит с нами и охраняет наших "дам". А они его, в свою очередь, слушаются, боятся... уважают, одним словом. Поэтому сейчас у нас шесть девочек и один мужик.
В 20 лет - не пенсию
- Бывают ли случаи, когда после представления к Вам походит относительно юная особа и просится работать вместе?
Николай: - Вообще детей приводят в цирк родители. Потому что уже примерно лет с пяти ребенок может начинать работать. На него оформляют опекунство, кормят, поят, одевают и обувают. А сам ребенок уже с пяти лет официально трудоустроен и является таким же цирковым работником, как и взрослый. Он получает зарплату наравне со взрослым, у него есть трудовая книжка. Сегодня уже через пятнадцать лет он может выйти на пенсию. А вот раньше до пенсии надо было двадцать лет отработать.
Анастасия: - Мне вот до пенсии еще пять лет надо работать! Так что, еще немного - и буду пенсионеркой. А папа вот уже третью пенсию зарабатывает. Раньше, когда он садился в метро, ему не верили, что он пенсионер и просили показать паспорт. Он не сопротивлялся хоть и причитал, что он уже три года пенсионер. Предъявит паспорт, после этого всегда следовал допрос со стороны контролеров, вот такой молодой, а уже на пенсии, что да как - выясняли любопытные старушки. И постоянно задерживали, кстати. В итоге папа не выдержал и купил себе проездной.
- Переезжая в новый город, Вы приходили в новый класс, легко ли привыкать к коллективу?
Анастасия: - Я, если честно, уже и не помню, как меня встречали, везде по-разному, наверное, но стоит только пригласить одноклассников в цирк, как сразу становишься своей, ведь все же любят цирк! Школу я закончила налегке и так же налегке поступила в Брянский экономический институт на заочное отделение. Правда, мы с братом даже и не рассчитывали на то, что станем студентами, но вот поступили и закончили. Мы просто работали в Брянске, и пошли с Гошей сдавать экзамены, мне-то после школы легко было, а вот ему спустя 13 лет - сложно, но ничего, мы справились. Когда все экзамены сдали и нас зачислили, я спросила у брата: "Это что, мне теперь учиться придется?" - Он в ответ: "Да!" - Я ему: "Ну, я же это... не хотела!" - Он: "Придется!" Вот так и проучились мы с ним, все время сидели за одной партой. Нам нравилось, ведь это что-то новое, интересное.
Медведь... на голове!
- Настя, у Вас есть звание "Принцесса цирка", как вы его получили?
Анастасия: - В Саратове проводится своеобразный конкурс для девушек, жизнь которых связана с цирком, и там выбирают принцессу. Надо проявить себя не только как прекрасного человека, но и удивить жюри своим номером. Что мы и сделали. Я выступала, конечно, с медведями, и папа меня поддерживал, в одном из номеров он выступил со мной в тандеме. Мы просто потрясли публику своими номерами.
- Знаем, что в Вашей программе раньше были номера, которые занесены в книгу рекордов. Какие это номера и почему Вы не продемонстрировали их кемеровской публике?
Николай: - Раньше я выступал со следующим номером: на лоб устанавливал шест высотой в восемь метров, на него взбирался медведь и почти под куполом цирка делал стойку на одной лапе. И я, и медведь выполняли этот трюк без страховки, то есть к шесту я даже не прикасался руками. Я единственный на всем земном шарике, кто не только придумал, но и осмелился сделать такой трюк. Медведя для этого трюка тренировал с самого детства и жалею о том, что не могу сейчас выполнять его, потому что врачи запретили. Из-за тяжелого веса у меня полопались сосуды в голове, и если я повторю этот трюк, то могу остаться без зрения. Но это не значит, что у меня опустились руки, сейчас у меня зреет новая идея, которая вот-вот воплотится в реальность. И мы еще удивим весь мир!
Медведь как личность
- Есть ли такое понятие, как медвежий характер?
Николай: - Нет, такого понятия нет. Каждый медведь индивидуален, к каждому нужен особый подход.
Анастасия: - У папы есть медведица - Верка. И она испытывает к нему такие трепетные чувства, она его очень любит, прямо по-настоящему. И очень сильно ревнует к женщинам, поэтому подходить к папе в ее присутствии не рекомендуется. Вера работать не будет. Она просто садится на попу - и ни с места! Был случай, когда перед концертом то ли я, то ли мама подошли к папе, поправили волосы, так наша Вера мало того, что работать не стала, ее и за кулисы с трудом увели: так она разобиделась. В глазах отчетливо читалось: "Так что ты там делал? Вот теперь иди и сам там свои трюки выполняй, а я не буду!" Она к медведям не ревнует, только к людям, поэтому теперь к папе перед представлением никто не подходит, а к Вере у нас теперь особое отношение. Папа к ней как к любимой жене относится.
- А что любят кушать цирковые медведи?
Николай: - У нас они любят фрукты и овощи. Летом траву им косим, но едят они не всё. А вот Вера просто терпеть не может шоколад. У нас даже как-то раз произошел курьезный случай во Франции. Меня пригласили на первый канал для интервью. Я тогда уже начал что-то понимать на французском. Слышу, идет реклама шоколада, и мужчина говорит, что даже лесной медведь не сможет устоять перед этим прекрасным шоколадом и подносит к Вере сладость на разносе. Я знаю, что Верка не любит шоколад ни в каком виде. Я ему "на всех языках мира" пытался сказать, что этого делать не надо, но он меня словно не слышал и пихал ей шоколад. Ну она, недолго думая, просто ударила лапой по этому разносу и села попой на весь этот шоколад. А все это транслировалось в прямом эфире! Вы представляете, какая реакция была у публики! Французы просто за головы схватились. А есть еще медведица Машка, так та виноград ест, а косточки выплевывает...
- О чем мечтают артисты цирка?
Николай: - Я хочу, чтобы дочь моя вышла замуж за парня, которому бы я мог все это передать и со спокойной совестью уйти на отдых. Если выйдет она замуж за обычного парня, то препятствовать не стану, лишь бы ей было хорошо. Ну а если некому будет передавать дело, то просто раздам медведей по номерам и буду жить в своем домике в Подмосковье. Заберу с собой пару медведей - уж их-то я смогу прокормить. А жизнью я своей очень доволен, потому что много ездил и много повидал, ни на что не жалуюсь...
Цирк для династии Новичковых и впрямь дело всей жизни. Ведь и мама в этой семье, Гиляря Новичкова, работает инструктором манежа. А теперь и дочь пошла по стопам отца, и сегодня косолапые так же податливы ей, как и отцу. Маленькими цирковыми секретами с корреспондентом "МК" поделились Николай и Анастасия Новичковы.
Папа или медведи?
- Что Вас подтолкнуло работать в цирке, ведь хлеб циркового артиста не из легких...
Николай: - Начнем с того, откуда я вообще появился. Я из города Саратова, там родился, там вырос и там же начал строить свою карьеру. Первое, что мне пришло в голову, это устроиться в "униформы", другими словами, рабочим манежа. Начал с того, что что-то приносил и уносил с манежа. Но ведь это совсем не то, чем я хотел заниматься, поэтому пошел дальше: устроился сначала в помощники к известному народному артисту Ивану Кудрявцеву. Работал у него служащим, потом ассистентом, далее - дрессировщиком, а уж после начал своих медведей брать и выращивать. Так в общей сложности 36 лет работаю с медведями.
Родители никого отношения к цирку не имеют. Папа работал маляром, а мама всю жизнь была домохозяйкой. Меня в цирк позвали друзья, хоть до этого я работал на заводе.
- А как Вы решились на то, что бы Ваша дочь вышла на манеж работать с такими опасными хищниками, ведь это же все-таки девочка, мало ли что может произойти на манеже?
Николай: - На её 11-летие я купил в подарок маленького медвежонка, которого мы называем Юлей. И вот уже с 12-ти лет Настя начала работать с собственной медведицей.
Анастасия: - У меня был выбор: или медвежонок или папа! (смеется. - Прим ред.) Как оказалось, с косолапым было проще договориться. А вообще, если серьезно, то я же с детства варилась в этой "каше" и понимала, что да как делается, поэтому работать с медведем мне было не страшно. Конечно же, для начала я просто стала ухаживать за малюткой. Ведь с маленькими медвежатами - это как с ребенком, надо кормить из бутылочки различными смесями и молоком. Я просто ухаживала, водила гулять. А всем тонкостям дрессировки научил меня папа, ведь медведи его уважают. Он для них настоящий авторитет, потому что папа может с ними и побороться, если что. А я все больше с ними сюсюкаюсь, так сказать, ласкаюсь, за что, конечно, получаю, потому что папа постоянно говорит о том, что с медведями надо быть начеку, их нельзя ласкать, трепать за ушки, целовать в носик. Ведь это один из самых опасных хищников в цирке. А я не могу по-другому, потому что уверена, что они и понимают, и очень обожают ласку, и никогда меня не тронут и не подведут.
- А с кем удобней работать: с медведями-"мальчиками" или с медведями-"девочками"?
Николай: - Так уж получилось, что у нас команда "девочек". Был один "парень", но что-то с ним у нас не получилось. Какой-то он не трудоспособный оказался, и мы его отдали.
Анастасия: - Девочки более трудолюбивые, самые ласковые! Так ведь по жизни - не только у медведей. Да и вообще мы, девочки, самые умные... Одно время у нас в номере был даже пес, зовут его Франк. Порода у нашего кавалера была очень сложная, но больше всего он похож на колли. Вот он-то и есть единственный мужчина в этом царстве, отработал здесь десять лет, а сейчас он уже старенький и потому на пенсии. Но мы его не бросаем, он везде ездит с нами и охраняет наших "дам". А они его, в свою очередь, слушаются, боятся... уважают, одним словом. Поэтому сейчас у нас шесть девочек и один мужик.
В 20 лет - не пенсию
- Бывают ли случаи, когда после представления к Вам походит относительно юная особа и просится работать вместе?
Николай: - Вообще детей приводят в цирк родители. Потому что уже примерно лет с пяти ребенок может начинать работать. На него оформляют опекунство, кормят, поят, одевают и обувают. А сам ребенок уже с пяти лет официально трудоустроен и является таким же цирковым работником, как и взрослый. Он получает зарплату наравне со взрослым, у него есть трудовая книжка. Сегодня уже через пятнадцать лет он может выйти на пенсию. А вот раньше до пенсии надо было двадцать лет отработать.
Анастасия: - Мне вот до пенсии еще пять лет надо работать! Так что, еще немного - и буду пенсионеркой. А папа вот уже третью пенсию зарабатывает. Раньше, когда он садился в метро, ему не верили, что он пенсионер и просили показать паспорт. Он не сопротивлялся хоть и причитал, что он уже три года пенсионер. Предъявит паспорт, после этого всегда следовал допрос со стороны контролеров, вот такой молодой, а уже на пенсии, что да как - выясняли любопытные старушки. И постоянно задерживали, кстати. В итоге папа не выдержал и купил себе проездной.
- Переезжая в новый город, Вы приходили в новый класс, легко ли привыкать к коллективу?
Анастасия: - Я, если честно, уже и не помню, как меня встречали, везде по-разному, наверное, но стоит только пригласить одноклассников в цирк, как сразу становишься своей, ведь все же любят цирк! Школу я закончила налегке и так же налегке поступила в Брянский экономический институт на заочное отделение. Правда, мы с братом даже и не рассчитывали на то, что станем студентами, но вот поступили и закончили. Мы просто работали в Брянске, и пошли с Гошей сдавать экзамены, мне-то после школы легко было, а вот ему спустя 13 лет - сложно, но ничего, мы справились. Когда все экзамены сдали и нас зачислили, я спросила у брата: "Это что, мне теперь учиться придется?" - Он в ответ: "Да!" - Я ему: "Ну, я же это... не хотела!" - Он: "Придется!" Вот так и проучились мы с ним, все время сидели за одной партой. Нам нравилось, ведь это что-то новое, интересное.
Медведь... на голове!
- Настя, у Вас есть звание "Принцесса цирка", как вы его получили?
Анастасия: - В Саратове проводится своеобразный конкурс для девушек, жизнь которых связана с цирком, и там выбирают принцессу. Надо проявить себя не только как прекрасного человека, но и удивить жюри своим номером. Что мы и сделали. Я выступала, конечно, с медведями, и папа меня поддерживал, в одном из номеров он выступил со мной в тандеме. Мы просто потрясли публику своими номерами.
- Знаем, что в Вашей программе раньше были номера, которые занесены в книгу рекордов. Какие это номера и почему Вы не продемонстрировали их кемеровской публике?
Николай: - Раньше я выступал со следующим номером: на лоб устанавливал шест высотой в восемь метров, на него взбирался медведь и почти под куполом цирка делал стойку на одной лапе. И я, и медведь выполняли этот трюк без страховки, то есть к шесту я даже не прикасался руками. Я единственный на всем земном шарике, кто не только придумал, но и осмелился сделать такой трюк. Медведя для этого трюка тренировал с самого детства и жалею о том, что не могу сейчас выполнять его, потому что врачи запретили. Из-за тяжелого веса у меня полопались сосуды в голове, и если я повторю этот трюк, то могу остаться без зрения. Но это не значит, что у меня опустились руки, сейчас у меня зреет новая идея, которая вот-вот воплотится в реальность. И мы еще удивим весь мир!
Медведь как личность
- Есть ли такое понятие, как медвежий характер?
Николай: - Нет, такого понятия нет. Каждый медведь индивидуален, к каждому нужен особый подход.
Анастасия: - У папы есть медведица - Верка. И она испытывает к нему такие трепетные чувства, она его очень любит, прямо по-настоящему. И очень сильно ревнует к женщинам, поэтому подходить к папе в ее присутствии не рекомендуется. Вера работать не будет. Она просто садится на попу - и ни с места! Был случай, когда перед концертом то ли я, то ли мама подошли к папе, поправили волосы, так наша Вера мало того, что работать не стала, ее и за кулисы с трудом увели: так она разобиделась. В глазах отчетливо читалось: "Так что ты там делал? Вот теперь иди и сам там свои трюки выполняй, а я не буду!" Она к медведям не ревнует, только к людям, поэтому теперь к папе перед представлением никто не подходит, а к Вере у нас теперь особое отношение. Папа к ней как к любимой жене относится.
- А что любят кушать цирковые медведи?
Николай: - У нас они любят фрукты и овощи. Летом траву им косим, но едят они не всё. А вот Вера просто терпеть не может шоколад. У нас даже как-то раз произошел курьезный случай во Франции. Меня пригласили на первый канал для интервью. Я тогда уже начал что-то понимать на французском. Слышу, идет реклама шоколада, и мужчина говорит, что даже лесной медведь не сможет устоять перед этим прекрасным шоколадом и подносит к Вере сладость на разносе. Я знаю, что Верка не любит шоколад ни в каком виде. Я ему "на всех языках мира" пытался сказать, что этого делать не надо, но он меня словно не слышал и пихал ей шоколад. Ну она, недолго думая, просто ударила лапой по этому разносу и села попой на весь этот шоколад. А все это транслировалось в прямом эфире! Вы представляете, какая реакция была у публики! Французы просто за головы схватились. А есть еще медведица Машка, так та виноград ест, а косточки выплевывает...
- О чем мечтают артисты цирка?
Николай: - Я хочу, чтобы дочь моя вышла замуж за парня, которому бы я мог все это передать и со спокойной совестью уйти на отдых. Если выйдет она замуж за обычного парня, то препятствовать не стану, лишь бы ей было хорошо. Ну а если некому будет передавать дело, то просто раздам медведей по номерам и буду жить в своем домике в Подмосковье. Заберу с собой пару медведей - уж их-то я смогу прокормить. А жизнью я своей очень доволен, потому что много ездил и много повидал, ни на что не жалуюсь...
Читайте так же