Легенды Кузбасса: Таштагол

Таштагол

'ЛегендыТаштагол - самый южный город Кемеровской области.

Историю города Таштагол обычно начинают с предвоенных лет. Однако архивные документы свидетельствуют, что на реке Кондома в районе рек Шалым и Кочура ещё до прихода русских в XVII веке постоянно обитал один из многочисленных тюркоязычных родов - карашоры. С каких времен эта территория была заселена человеком, пока неизвестно.

Основан Таштагол в 1939 году, статус города получил в 1963 году.

Административно район делится на 14 территориальных управлений и включает 102 больших и малых поселков. Среди них 4 крупных поселка городского типа: Шерегеш (население 10 тысяч человек), Каз, Темиртау и Мундыбаш. Некоторые удаленные поселки - всего пара домов среди гор и заповедной тайги.

Население города и района около 60 тысяч человек, в самом городе живёт около 23 тысяч человек.

Общая площадь района 11 тыс. 400 кв. км., площадь Таштагола 79 кв.км.

Район богат полезными ископаемыми: высококачественная железная руда, медь, апатиты, золото.

Основа экономики - горнорудная промышленность, бурно развивается туризм и курортная инфраструктура.

Человек-легенда

[thumb=left]\"'Легенды\"[/thumb]Юрий Арбачаков - российский спортсмен-боксер. Родился в селе Кезес, что вблизи Таштагола. Арбачаков стал первым российским боксером, завоевавшим титул чемпиона мира на профессиональной арене по версии Всемирного боксерского совета (ВБС, WBC). На любительском уровне Юрий Арбачаков провёл 186 боев, из которых проиграл всего 21. Чемпион СССР, Европы и мира среди любителей. В 1990 году эмигрировал в Японию, где и живет по сей день. Сегодня по всему Кузбассу школы бокса носят имя знаменитого боксера.




[thumb=left]\"'Легенды\"[/thumb]Юрий Сулеков родился в 1954 году на юге Кемеровской области в Горной Шории в городе Таштагол. Юрий Сулеков - шорец по национальности, представитель малого коренного народа Кемеровской области. С самого раннего детства он вместе со своим отцом-охотником, который занимался пушным промыслом, много ходил по тайге. Красота родного края запала в его душу с раннего детства. Начиная с 2000 года Юрий Сулеков полностью отдался творчеству. Красота таштагольской природы, изображенная на его картинах, поражает своей "натуральностью".



Шорский камень на ладони

'ЛегендыСибирской Швейцарией называют Горную Шорию местные жители за природную красоту, которая покоряет своей необычностью в любое время года. Именно здесь располагается небольшой городок Таштагол. Если Горная Шория - это Сибирская Швейцария, то Таштагол - это Сибирская Венеция. Все улицы города вдоль и поперек изрезаны горными ручьями, да и история города берет свое начало именно с небольшого ручья.

По словам уроженца Горной Шории Анатолия Кузлинского, историю возникновения современного Таштагола он слышал из уст своих бабушки и дедушки. Жизнь в те времена была, прямо скажем, нелегкой. Так уж получилось, что воспитывали нашего рассказчика родители матери. Хоть и знали они русский язык хорошо, но до шести лет Анатолий Кузлинский разговаривал только на шорском. Когда родители спохватились, было принято решение в доме говорить по-русски. Так наш рассказчик к первому классу выучил русский язык.

А истории, рассказанные ему бабушкой и дедушкой, Анатолий Яковлевич поведал собирателям легенд Кузбасса: "Практически до 30-х годов прошлого века на месте Таштагола размещалась маленькая фактория. Это был магазин со складскими помещениями, где местные сдавали пушнину и покупали или же обменивали ее на какие-либо припасы и многое другое. Центр горно-шорского национального района располагался в одном из древнейших поселений на территории Кемеровской области селе Кузедеево. Попасть из Кузедеево в район Таштагола можно было только конной тропой. Пролегала она по левой стороне реки Кондома, через поселки Кондома и Спасск.

Стоит отметить, что в те времена Спасск был достаточно крупным поселком, потому что именно здесь располагался центр золотодобычи. Итак, конная тропа проходила как раз до того самого места, где сегодня расположен Таштагол. Там эта тропа делилась на две части. Одна из троп уходила в аймаки (аймак в переводе с шорского - поселение. - Прим. ред.), расположенные в верховьях реки Мрас-су, в степной Алтай к заимкам староверов. В том числе в поселок Килинск, где до сих пор живут дальние родственники небезызвестной отшельницы Агафьи Лыковой.
Вторая тропа проходила как раз через то место, где сегодня располагается администрация города Таштагол. Именно тут когда-то и размещалась фактория. Здесь надо было переходить реку Кондома вброд. Как рассказывали мои бабушка и дедушка, в то время Кондома была очень полноводной рекой, и для того чтобы переправиться на другой берег, лошади должны были быть отдохнувшими и полными сил.

Течение реки очень быстрое, и уставшее животное могло просто снести в сторону от того места, где располагался брод. Если такое все-таки случалось, то на протяжении нескольких километров выбраться на берег было невозможно. Берега вдоль Кондомы в те времена были крутые и высокие. После долгой дороги изматывались как люди, так и животные.

Нередко, чтобы набраться сил перед преодолением реки, люди останавливались на ночлег на ее берегу. Около заимки конная тропа не прерывалась, а уходила вдаль. Говорят, по ней можно было попасть даже в Хакасию.

Вскоре для открывшегося в то время Кузнецкого металлургического комбината понадобилась сырьевая база. Именно с этого момента и начинается развитие Таштагола как города. Вся жизнь шорцев непосредственно связана с металлом, и знания их о различных рудах передавались из поколения в поколения..."

В те времена на гористой местности протекал ручей Таштых (с шорского - "каменный ручей". - Прим. ред.), вдоль него было много камней. Услышали шорцы о том, что на территории современного Таштагола начались работы по разведке полезных ископаемых и рассказали ученым о камнях, что вдоль речки лежат. Проанализировав состав находки, обнаружили, что это руда с высоким содержанием железа. "Отсюда и название Таштагол, что в переводе с шорского означает "каменный лог", - продолжает наш рассказчик. - Слово это уникально, и с ним можно "играть", что и делают многие жители; так, заменив "г" на "к", мы получим "таштакол", что означает "камень на ладони".

Как напоминание о том, что начало городу дал камень, извлеченный человеком из недр земли Кузнецкой, на городской площади установлена скульптурная композиция: раскрытая ладонь с камнем на ней.

Ручей, от которого берет свое начало Таштагол, до сих пор не высох. Он и сегодня бежит меж камней, а шахта, что стала градообразующей, и по сей день добывает те "волшебные" камни, из которых когда-то шорцы делали подковы для своих лихих скакунов.

Большая Кольтайга

На юге Горной Шории на границе с Хакасией есть гора под названием Большая Кольтайга. Местные жители, кстати, говорят "Культайга", - от шорского "кюль" - горное озеро прямо посреди горы. Если посмотреть на неё с высоты птичьего полёта, Кольтайга похожа на подкову. Гора считается священной и у шорцев, и у хакасов, каждый из этих народов называет её своей.

Шорскую легенду о том, как эта гора появилась, нам рассказала старожил Таштагола Евгения Ивановна Старкова. "Давным-давно в долине реки Таштып жил охотник по имени Айтан. Жена его умерла, и остались у охотника четыре маленькие дочки. Выросли они девушками стройными, красивыми, с голубыми глазами и длинными косами. Хозяйственными были, помогали отцу по дому: коров доили, овец пасли, из шерсти делали пряжу, вязали носки и рукавицы... Сильно любил отец дочек, поэтому решил им сделать хороший богатый подарок.

Однажды зимой настрелял Айтан много соболей, пошёл в шорское поселение и обменял соболиные шкурки на шёлк для платьев дочерям: голубого цвета, жёлтого, красного и белого.

Долго не было дома отца. Дочки сидели одни и печалились. Вдруг услышали на улице лай собак, выскочили из чума. Видят - отец пришёл на шанах (оббитых шкурой животных лыжах. - Прим. ред.), борода вся в сосульках... Зашёл Айтан домой, накормили его дочери, чаем горячим напоили. Отогревшись, развязал охотник кожаную торбу и вытащил оттуда куски шёлка. Красный кусок отдал старшей дочери, голубой и жёлтый отдал средним дочерям, а белый шёлк достался младшенькой. Дочки обрадовались, - никогда у них платьев не было, тем более шёлковых, носили они штаны и куртки кожаные. Принялись они кроить да шить себе платья...

И вот пришла весна, потекли ручьи, снег стал таять, а охотники начали возвращаться домой с зимней охоты. Путь четырёх охотников-богатырей, двое из которых были шорцами, двое - хакасами, проходил через долину реки Таштып, недалеко от жилища Айтана. Проходя мимо чума, увидели охотники сидящих на чурочках красавиц в шёлковых платьях. Разгорелся между охотниками спор из-за девушек, который перешёл в жестокий бой. Метали стрелы огненные друг в друга, кидали камни, в конце концов, забили они друг друга до смерти, а их тела превратились в подковообразную гору с четырьмя вершинами, которая с тех пор зовётся Большая Кольтайга.

Девушки, конечно, опечалились такому исходу схватки - приглянулись им охотники. Накрыли охотничьи дочки вершины горы шёлковым саваном и долго плакали по умершим, да так сильно плакали, что сами превратились в слёзы, а слёзы собрались в озёра. Старшая дочка наплакала больше всех и превратилась в самое большое озеро, средние стали озёрами поменьше, а младшая дочка превратилась в самое маленькое озерцо. Вода в этих озёрах очень холодная и чистая, как слеза.

С тех пор гора Большая Кольтайга считается священной и у шорцев, и у хакасов. Живут они дружно, помнят и чтят тех охотников-богатырей и девушек. Кстати, охотники несли с собой золото, поэтому все ручьи, которые вытекают из горы - золотоносные".

На топографической карте изображено только самое большое из четырёх озёр, остальные три намного меньше. Так как большое озеро находится в горах, оно практически всегда покрыто толстым слоем льда и лишь летом немного оттаивает. А вот купаться можно только в четвёртом, самом маленьком озерце, потому что внутри него бьёт тёплый ключ, в остальных озёрах вода очень холодная, хотя и находятся они практически у подножья Большой Кольтайги.

Лондон-Париж-Темиртау

'ЛегендыОдин из таштагольцев рассказал нам легенду о том, что якобы знаменитый советский бард Юрий Визбор побывал как-то в Шерегеше и написал песню "Не спит Париж".

Дескать, устав от городской суеты, Визбор решил махнуть куда-нибудь подальше, "за запахом тайги". Ему посоветовали съездить в далёкий посёлок Шерегеш, что в Кемеровской области. Визбор так и сделал. Он поселился в местном общежитии, которое в народе называлось "Парижем". Вероятно, события, описанные в этой легенде, имеют место. Только всё, что в ней описывается, было не совсем так, вернее, совсем не так.

Во-первых, документальных подтверждений того, что в шерегешском общежитии когда-то бывал Визбор, не нашлось, во-вторых, если даже и был какой-то бард, то фамилия его, не Визбор, а Кукин - так утверждает один из местных жителей, и, наконец, в-третьих...

Оказалось, что общежития с названиями европейских столиц были не в Шерегеше, а в посёлке Темиртау. Общежитие, которое местные прозвали "Лондоном" было мужским. Название, видимо, связано с тем, что проживали там исключительно джентльмены. Париж - законодатель моды, может быть, поэтому такое название дали женскому общежитию.

К слову сказать, оба этих общежития до сих пор стоят в Темиртау, несмотря на то, что их построили ещё в 30-е годы прошлого века. В "Париже", кстати, недавно закончен капремонт...

Правда, приезжали сюда не только молодые энтузиасты, в Темиртау функционировало несколько лагерей СибЛага. Сидели, в основном, по пресловутой 58-й статье. Улица Октябрьская, к слову, до сих пор местными жителями зовётся "зоной", а на территории города иногда находят неизвестные захоронения... К примеру, некоторое время назад, когда в Темире прокладывали новый водопровод, обнаружили несколько братских могил. Кто именно был погребён в этих могилах, выяснить не удалось, местные разумно предположили - это останки заключённых. Памяти жертвам репрессий в посёлке некоторое время назад поставили крест.

Не станем вдаваться в подробности, кто сейчас ютится в "лондонских" и "парижских" комнатках, а вот в 30-х прошлого века в этих общежитиях жили молодые люди, специалисты, энтузиасты, которые приехали в посёлок на строительство шахты "Темиртауской", в которой добывалась железная руда.

Шахту начали строить в самом начале 30-х, а уже в ноябре 1931 года первая партия руды была отправлена по железной дороге в Сталинск, как тогда назывался Новокузнецк, на Кузнецкий металлургический комбинат. Оказалось, что Темиртауская руда отличного качества и очень богата металлом. В годы Великой Отечественной войны она считалась чуть ли ни самой лучшей рудой, из которой плавили отличную броню для танков.
Местные старожилы утверждают, что каждый второй танк, в том числе и легендарный Т-34, был изготовлен из металла, выплавленного на КМК Сталинска. В 1989-м году рудную шахту "Темиртаускую" закрыли и затопили, однако она и сейчас "кормит" посёлок: шлам, оставшийся от переработки руды, благодаря новым современным технологиям снова отправляется на переработку и из него добывают металл.

Великий китайский путь

[thumb=left]\"'Легенды\"[/thumb]Согласно местной легенде, много лет назад через здешние места проходил так называемый Великий китайский путь. Не стоит его путать с Великим шёлковым путём. Китайский путь, по преданию, был также торговой нитью, связывающей Поднебесную с Россией и другими странами. Доподлинно не известно, существовал ли этот Китайский путь на самом деле или нет, только по легенде, именно с ним связано появление названия местной реки Кондома.

Дело в том, что "кондым" в переводе с тюркского означает "ночевать здесь". Согласно преданию, в районе нынешнего посёлка Усть-Анзас во времена существования Великого китайского пути была ночная стоянка путешественников, то есть место, где купцы и воины, сопровождавшие их, останавливались на ночлег. Стоянка, как правило, продолжалась всего лишь одну ночь.

Этого времени должно было хватить для отдыха лошадям, на которых купцы перевозили тюки с товарами. Лошади были хорошими, дорогими, поэтому их берегли, о них заботились. Путь же был долгим, трудным и опасным. Перед тем как переходить бурную реку, которая впоследствии и была названа Кондомой, путешественники делали привал на ночь, чтобы утром, набравшись сил, лошади снова продолжили свой нелёгкий путь.
Местные жители утверждают, что именно на этом месте теперь ведутся раскопки и обнаруживаются некоторые вещи древних воинов, элементы вооружения и быта тех людей. Археологи предполагают, что возраст находок не позднее XVIII века.

Злой дух на пороге!

'ЛегендыНа реке Мрас-Су недалеко от бывшей деревни Хомутовки находятся знаменитые Хомутовские пороги. Это самое опасное место для любителей речных сплавов. Расположены пороги там, где Мрас-Су пересекает Шорский хребет.

На всём 4-5-километровом отрезке крутое падение русла, скорость течения до 20 км/час, мощные валы высотой 1,5-2 метра. Берега завалены крупными скальными обломками и валунами. В русле - камни и подводные плиты. На этих порогах периодически терпят крушения байдарки, лодки, плоты. Люди, особенно мало подготовленные к такому экстремальному плаванию, просто вываливаются из своих плавсредств и попадают во власть бурного течения реки.

Места чуть выше Хомутовских порогов и ниже (почти до посёлка Тоз) считались у шорцев "плохими". Ещё во времена освоения территории русскими пороги были серьёзным препятствием для продвижения в южные районы Шории и разделяли её на Низовую и Запорожскую.
Согласно одной легенде, несколько шорских богатырей пустились вниз по Мрас-Су в поисках приключений и подвигов. Плыли они долго и без особых проблем, пока не добрались до Хомутовских порогов. Их плоты разбились о каменные глыбы и все, кто на этих плотах плыл, утонули. Говорят, это были одни из первых жертв коварных Хомутовских порогов.

Туристы, побывавшие в тех местах, рассказывают, что недалеко от порогов стоит обветшавший памятник. На этом месте в 60-е годы прошлого столетия утонула группа осинниковских школьников, которые, как шорские богатыри, поплыли за приключениями на свой страх и риск на деревянном плоту, даже не подозревая, что их ждёт на пути или, как говорят туристы, без разведки. Также неподалёку от порогов захоронена семья Першиных, которую в 1939 году здесь ограбили и зарезали разбойники.

Как гласит шорская легенда, все вершины, поросшие густой тайгой в этом краю, все суровые скалы, нависшие над тёмными омутами рек, и огромные камни под водой и над ней создало злое божество Эрлик. А чтобы путешественникам и местным жителям ещё больше усложнить жизнь, Эрлик поселил в горах свою дочь - особого злого духа Таг-эзи, что в переводе с шорского означает "хозяйка горы".

По легенде, Таг-эзи обвалила скалы в узком проходе реки Мрас-Су и создала грозные и смертельно опасные Хомутовские пороги. С тех пор всякий плывущий по реке рискует своим здоровьем и жизнью, преодолевая бурлящий, непредсказуемый водный поток.

И всё же, несмотря на дурную славу Хомутовских порогов и известную всем опасность, которую они в себе таят, ежегодно на это место приезжают сотни туристов, любителей сплавляться на лодках по реке. Раньше туристы приезжали сюда за острыми ощущениями, сейчас это называется "экстримом" - а он нынче в моде.

Невеста-невольница

'ЛегендыУ всех народов есть свои традиции. Например, около пятидесяти лет назад в Таштаголе никто не удивлялся, если молодая девушка внезапно исчезала накануне свадьбы. Тогда было свадебной традицией - похищение женихом невесты.

Эту историю нам рассказала коренная жительница Таштагола, которая пожелала остаться неизвестной.

"Жили мы в те времена в селе, что недалеко от Таштагола, и о самом городе даже и не слышали. В школу я пошла - ни одного слова по-русски не знала. Так уж получилось, что окончила всего три класса. В связи со смертью отца пришлось бросить учебу и пойти работать да маме по хозяйству помогать. Семья-то была большая: вместе с мамой шесть человек. Дома мы всегда разговаривали на шорском языке, хотя мама знала русский достаточно хорошо.

В селе, где мы жили, каждое лето к нам приезжали геологи. Говорили, что они искали полезные ископаемые. Городские гости выпросили у мамы, чтоб она меня отпустила к ним поработать кухонным работником. Хоть и готовить-то я толком не умела, но им было все равно. Говорят, мол, у нас все консервированное - только в воду бросай и помешивай. А ведь мы русских очень боялись, потому что ребятишек всегда пугали: "Не будешь слушаться, казак придет!" Но, несмотря ни на что, я все же согласилась у них кухарничать.

Готовила я приезжим ученым блюда только из русской кухни, за что они всегда щедро платили продуктами, которых в семье ой как не хватало. Так отработала я на них три сезона".

Позже в соседнем селе было найдено богатое месторождение. "Мы все в то время поближе к работе тянулись, вот и наша семья опять переехала на новое место жительства, - продолжает собеседница. - Так уж получилось, что я опять стала работать на кухне. О замужестве даже и не думала, все хотела для себя пожить, вот и поплатилась. Видать, заприметил меня мой будущий супруг давненько, вот только я-то о шорских обычаях уже давно позабыла, а он да моя подруга помнили...

Как-то вечером позвала меня подружка в гости. Все было как обычно. Зимний вечер, мы сидели о чем-то разговаривали, как вдруг в избу ворвались незнакомые люди. Ни слова ни говоря, меня, словно маленькую, одели, обули и силком погрузили на сани да увезли. Сопротивляться не было смысла. Да я и сразу поняла, что моя подруга и незнакомец в сговоре.

Привез он меня к себе домой, да там я и осталась жить. Свадьбы как таковой у нас не было. Просто вся родня с его и с моей стороны была приглашена на праздничный ужин. Со временем я его полюбила. Вместе мы прожили не один десяток лет. Воспитали троих детей: двух сыновей и дочь, а теперь у нас подрастают правнуки".

По шорским традициям невест либо воровали, либо родители заранее договаривались о том, что их дети, когда вырастут - поженятся.
В данном случае о том, что невеста будет украдена, знала только соседка нашей собеседницы. "Маме о том, что скоро ее дочь выходит замуж, сообщили уже на следующий день, - продолжает свой рассказ женщина. - А через неделю родители жениха да и сам жених приходят в дом невесты "мириться", то есть, если говорить по-русски, просить руки дочери. Но у нас-то хотят этого родители или нет, но отдавать дочь все равно придется, да и живет она уже как неделю совсем не в отчем доме. Свадебных обрядов как таковых у нас нет, но есть обязательное условие проведения торжества. Мать невесты приглашает всех родственников к себе домой, то есть в дом, где раньше жила невеста. Готовит на стол много различных яств, потому что именно по ней о дочери судят. Если мать хорошая хозяйка, так и дочь не хуже должна быть. "Горько!" на нашей свадьбе никто не кричал, да и не принято у нас это вовсе. Молодые просто сидят во главе стола, а родственники с обеих сторон в то время знакомятся. Наши же дети женились уже на современный лад, да и какая разница, по нашим они традициям поженились или нет, главное ведь, чтоб семья была крепкой".

Местные жители говорят, что когда на шорские земли пришли русские, заговорили здесь о законах, о правах человека, и такая традиция, как воровство невесты, стала отмирать.

Дойдет до участкового милиционера весть о том, что кто-то своровал молодую шорку, как тот сразу на выручку ей бежит. Проведет беседу с молодыми, расспросит невесту, по воле она здесь или же насильно. Если весь обряд был проведен с согласия девушки, то их оставляли в покое, но если вдруг юную особу держали в стенах этого дома как в заточенье, то ее освобождали, а незадачливому жениху грозил штраф или 15 суток за хулиганство.

Стоит отметить, что и по сей день в глухих деревнях воруют невест по-прежнему, так что вовсе искоренить старинную шорскую традицию советской власти так и не удалось.


Могильный свет

В небольшом посёлке Шалым, что в нескольких километрах от Таштагола, согласно легенде, было старое кладбище, на котором хоронили умерших в годы Великой Отечественной войны. Однажды, когда прошли обильные дожди и грунтовые воды поднялись, это кладбище сильно размыло водой. Так сильно, что гробы с останками из земли буквально выдавило на поверхность.

Говорят, кости погребённых светились голубоватым таинственным светом по ночам, чем нагоняли страх и ужас на всю округу.
Ходили даже слухи и поверья, что, дескать, на этом кладбище мёртвые из могил встали, что они там обитают, то есть живут своей собственной жизнью.

Однако один из местных жителей опроверг эту байку. Дело в том, что, по его словам, посёлок был основан лишь в 1951 году, когда в Шалыме построили железодобывающий рудник, то есть уже после войны. До этого в тех местах были болота, поэтому хоронить там кого-либо не могли.
И всё же есть в Шалыме легендарные места, к примеру, дорога на старый рудник. Говорят, мостовую из булыжников, которая, несмотря на то, что построена она была много лет назад, лежит как новая. Камешек к камешку. Кстати, ее строили пленные немцы. Некоторые из них после заключения остались жить в посёлке. Место их проживания назвали Немецким логом.

"Бог погоды"

'ЛегендыПогода словно девушка - непредсказуема. Но если ее любить изучать, то она может о себе многое рассказать. Так человечество веками то по звездам, то по закату солнца пытается угадать "настроение" погоды. А вот на земле Кузнецкой в поселке Темиртау жил человек, которого то ли в шутку, то ли всерьез прозвали "Богом погоды" - настолько точно он ее предсказывал.

"Светлый кудрявый волос, нос горбинкой - ну прям греческий профиль. Его любимым головным убором был берет. Холод ли, зной - он всегда носил берет, - вспоминает коренная жительница Темиртау Антонина Авдошкина. - У него было трое детей, и денег не всегда хватало. Он постоянно ходил босиком в клетчатой рубахе и в бриджах чуть ниже колен.

Удивительный человек, постоянно был чем-то занят. Мы, когда были детьми, в глаза ему заглядывали и как собачки бегали за ним, но он на нас никогда не отвлекался. Вообще Анатолий Витальевич по пустякам не распылялся. Я до сих пор восхищаюсь им, потому что он - человек-легенда не только нашего поселка, но и всего земного шара.

Родился Анатолий Дьяков в 1911 году. Всегда тянулся к знаниям и науке, а потому пошел учиться в Одесский университет. Много знал, со многими общался, но в 1935 году по доносу одного из "товарищей" он был репрессирован в Мариинскую тюрьму. Вскоре началось строительство железной дороги до Таштагола, и Анатолий Дьяков переехал жить в Темиртау. Так как он был заключенным, то выезжать за пределы поселка ему было нельзя, а наука все не давала покоя... Вот и начал камень за камнем своими руками возводить на одной из самых высоких гор поселка обсерваторию. В местном механическом цехе для него специально вытачивали детали для телескопа. Где он доставал оптику и какие-то другие детали - доподлинно не известно. Именно в возведенной своими руками обсерватории он предсказывал погоду для стран всего земного шара. Предсказанные им перемены в погоде всегда сбывались с 95-процентной точностью. Как он это делал - остается загадкой. Но если "Бог погоды" говорил, что скоро будет дождь, а на небе в это время не было даже облачка, то все безоговорочно в это верили, потому что он практически никогда не ошибался.

Как-то раз Анатолий Витальевич предсказал бурю в Атлантическом океане, и французские судовладельцы не выпустили в тот день свои суда, а те, кто ослушался, - их потеряли. В благодарность за точный прогноз в Темиртау приехала французская делегация. Они подарили Дьякову обсерваторию с самым современным на тот момент оборудованием. Со всего света к нам в Темиртау летели телеграммы со словами благодарности. Так что любили и почитали нашего синоптика не только земляки".

Рядом с новой обсерваторией стоит дом, в котором до сих пор живет жена "Бога погоды". Долгое время после смерти Анатолия Дьякова продолжала работать построенная французами метеорологическая станция. Сегодня здесь уже никто не смотрит на звездное небо для того чтобы по всему миру разослать телеграммы с прогнозом погоды на неделю, а то и на месяц вперед. Лишь только изредка прибегает местная ребятня, словно в музей, полюбоваться на святая-святых "Бога погоды". На горе от построенной руками Дьякова обсерватории остались лишь стены. Теперь ее называют Богпогодина гора. Здесь встречаются заблудившиеся охотники, а летом - полным-полно ягод и грибов.
 
0

Комментарии:



Sheres, 17 апреля 2008 18:35

Потрясащие места Солько живу столько любуюсь
Не на что не променяю
Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Сколько будет 2+3
Ответ:*
Введите два слова, показанных на изображении: *
Новое в блогах
Наш опрос
Часто ли вы смотрите телевизор?
Постоянно включен
Более 6 часов в день
3-4 часа в день
1-2 часа
Изредка включаю
Затрудняюсь ответить

TV программы
Мы в социальных сетях
Свежий номер

Московские полосы еженедельника "МК в Кузбассе" читайте в печатном варианте или на сайте

Календарь
«    Апрель 2008    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Архив публикаций