"Ябеда" на службе энергетиков
За воровство электроэнергии в Кемерове в этом году были осуждены пятнадцать человек. Несмотря на столь внушительное количество "электрических" преступников, специалисты ООО "Северо-Кузбасская энергетическая компания" утверждают, что дисциплина платежей за потребленную электроэнергию среди жителей областного центра в последние годы значительно улучшилась.
Как сообщил "МК в Кузбассе" Игорь Штамбуров, начальник отдела энергосбыта СКЭК, в настоящее время количество дисциплинированных плательщиков составляет 96 процентов от общего числа в коммунальном секторе и 94 процентов - в частном. Еще год-два назад эти цифры составляли соответственно 92 и 90 процентов.
Принцип "одного окна"
Организация своевременного внесения платы за потребленную электроэнергию в областном центре и в городе Березовский, где СКЭК также работает в качестве сбытовой организации, полностью легла на плечи сотрудников кемеровской энергокомпании.
За четыре года работы в электроэнергетике двух соседних кузбасских городов СКЭК отладила сложный, но бесперебойно работающий механизм.
Так, энергетики пошли по двум направлениям. Во-первых, постарались сделать процедуру внесения платежей максимально удобной. Именно для этого, например, с 2006 г. был введен так называемый единый расчетный документ. Благодаря этой новации у жителей появилась возможность значительно сэкономить время, необходимое для посещения различных инстанций, в том числе и горэлектросети. Теперь достаточно прийти в ближайшее РЭУ и здесь же оплатить все коммунальные услуги, в том числе и электроэнергию. По сути, был реализован принцип "одного окна".
Стоит отметить, что от такой локализации платежей выиграли и различные категории льготников, имеющие право на частичную или полную компенсацию оплаты электроэнергии. Напомню, что еще недавно каждый льготник должен был явиться в начале года в энергокомпанию и предъявить какой-либо документ, подтверждающий, что человек действительно имеет право на заявленную льготу. Для этого необходимо было доехать до горсети, выстоять очередь в кассу, которая неизбежно возникала из-за ежегодного наплыва льготников в начале января. Кроме того, из-за такой схемы подтверждения льгот многие горожане, имеющие право на них, нередко не успевали в положенный срок попасть к заветному "окошку" и вынуждены были оплачивать электроэнергию, например, за январь по полному тарифу.
Введение же нового единого расчетного документа позволило решить все эти проблемы разом. Теперь льготники просто приходят в свою жилищно-эксплуатационную организацию и там решают возникающие вопросы: быстро, удобно и от дома недалеко.
Кто наябедничал?
Вторым направлением в работе по повышению дисциплины платежей стало построение более четкой системы контроля отпущенной потребителям электроэнергии. Если с юридическими лицами проблем по платежам давно уже нет, то с населением этот вопрос едва ли можно считать полностью решенным. При этом в структуре энергоснабжения, которое обеспечивает СКЭК, население составляет 33 процента потребителей. Соответственно, от того, как будет организована работа с третью от общего числа клиентов, зависит успех деятельности энергокомпании на рынке в целом.
Чтобы решить эту проблему, СКЭК стала устанавливать контрольные приборы, которые получили выразительное название "ябеды". Это нехитрое устройство позволяет зафиксировать реальное количество электроэнергии, потребленной в каждом доме частного сектора. Если "ябеда" замечает разницу между показаниями на домовом приборе учета и реальными данными, об этом узнают и специалисты СКЭК.
Чаще всего причиной расхождения в показаниях может быть скрытая проводка в доме - говоря иначе, воровство. Чтобы разобраться на месте и установить истинные причины информации от "ябеды", к подозрительному потребителю выезжают специалисты энергокомпании. На минувшей неделе вместе с ними в один из таких рейдов отправился и корреспондент "МК в Кузбассе". Объектом нашего внимания стали несколько частных домов в Заводском районе областного центра.
СИП: теперь не украдешь?
На первом же адресе электрик обнаруживает рядом с опорой линии электропередачи длинную палку, лежащую на земле. К ней примотан алюминиевый провод. "Сомнений нет, - говорит Елена Фомина, техник абонентного отдела Северо-Кузбасской энергетической компании, - это так называемый "наброс", незаконное подключение. Видимо, хозяин дома успел снять наброс к нашему приезду. Будьте уверены, как только мы уедем, воровство электричества возобновится".
Чтобы этого не произошло, нехитрую воровскую конструкцию приходится изъять. Впрочем, хозяин дома и не протестует. Мол, сам виноват, не успел спрятать до приезда электриков.
По словам Елены Фоминой, которая входит в состав одной из четырех мобильных бригад, работающих на территории Кемерова, в день попадаются на воровстве электроэнергии до пяти потребителей. Причем еще недавно "электрических халявщиков" было как минимум в два раза больше.
"Сейчас активно идут работы по ремонту и реконструкции линий электропередачи, - рассказывает Елена, - поэтому воровать электричество объективно становится все труднее и опаснее для самих же воров".
Это связано, во-первых, с тем, что сложилась определенная судебная практика, когда судьи не относятся к кражам электроэнергии как к невинной шалости, и выносят обвинительные приговоры по подобным уголовным делам. А, во-вторых, инвестиции, которые СКЭК вкладывает в развитие электросетевого хозяйства и Кемерова, и Березовского позволяют не только обеспечить надежное и безопасное энергоснабжение, но и воспрепятствовать возможным хищениям.
Так, в настоящее время все реконструируемые, а также новые сети оснащаются исключительно самонесущим изолированным проводом. СИП, в отличие от "голого" алюминиевого провода, который использовался на линиях электропередачи, с одной стороны предотвращает возможные поражения людей электрическим током при обрыве и падении на землю. С другой стороны, СИП делает совершенно бессмысленными "набросы" на ЛЭП, поскольку металлический провод помещен в прочный изоляционный материал.
Заплати по долгам и включай свет!
Кстати, работа четырех мобильных бригад СКЭК не сводится только к выявлению краж электричества и отключению недисциплинированных потребителей. В состав таких бригад входит кассир, который может на месте принять платеж от недобросовестных потребителей в счет погашения задолженности. Так что образумившийся горожанин при желании может избежать отключения.
Согласно решению правительства России, которое было принято в прошлом году, энергетики имеют право отключить потребителя-должника, если тот не платит за электричество в течение шести месяцев. Например, в 2007 году в частном секторе областного центра представители СКЭК произвели 2653 (!) отключения. В результате, оставшись без света, 962 потребителя осознали необходимость своевременно вносить платежи и были восстановлены в своих "электрических правах". Жителей коммунального сектора Кемерова тоже не миновали отключения за неуплату: 1353 из них на некоторое время были отлучены от благ цивилизации. Правда, в настоящее время все "коммунальные" должники рассчитались по своим обязательствам.
Как отмечает Валентина Вильчинская, ведущий менеджер абонентного отдела СКЭК по энергоснабжению города Кемерово, своевременная оплата за потребленное электричество - это не прихоть энергетиков. Во-первых, за любой товар, будь то буханка хлеба или киловатт/час электроэнергии, необходимо платить. Во-вторых, своевременная оплата гарантирует в будущем надежное энергоснабжение всего города, поскольку полученные средства компания СКЭК направляет в ремонт и развитие инфраструктуры городских электрических сетей. Только в 2007 году общий объем инвестиций Северо-Кузбасской энергетической компании на повышение надежности работы объектов энергоснабжения составил более 500 миллионов рублей. А значит, жители Кемерова и Березовского могут быть спокойны: в наших домах будет светло, тепло и уютно.
Как сообщил "МК в Кузбассе" Игорь Штамбуров, начальник отдела энергосбыта СКЭК, в настоящее время количество дисциплинированных плательщиков составляет 96 процентов от общего числа в коммунальном секторе и 94 процентов - в частном. Еще год-два назад эти цифры составляли соответственно 92 и 90 процентов.
Принцип "одного окна"
Организация своевременного внесения платы за потребленную электроэнергию в областном центре и в городе Березовский, где СКЭК также работает в качестве сбытовой организации, полностью легла на плечи сотрудников кемеровской энергокомпании.
За четыре года работы в электроэнергетике двух соседних кузбасских городов СКЭК отладила сложный, но бесперебойно работающий механизм.
Так, энергетики пошли по двум направлениям. Во-первых, постарались сделать процедуру внесения платежей максимально удобной. Именно для этого, например, с 2006 г. был введен так называемый единый расчетный документ. Благодаря этой новации у жителей появилась возможность значительно сэкономить время, необходимое для посещения различных инстанций, в том числе и горэлектросети. Теперь достаточно прийти в ближайшее РЭУ и здесь же оплатить все коммунальные услуги, в том числе и электроэнергию. По сути, был реализован принцип "одного окна".
Стоит отметить, что от такой локализации платежей выиграли и различные категории льготников, имеющие право на частичную или полную компенсацию оплаты электроэнергии. Напомню, что еще недавно каждый льготник должен был явиться в начале года в энергокомпанию и предъявить какой-либо документ, подтверждающий, что человек действительно имеет право на заявленную льготу. Для этого необходимо было доехать до горсети, выстоять очередь в кассу, которая неизбежно возникала из-за ежегодного наплыва льготников в начале января. Кроме того, из-за такой схемы подтверждения льгот многие горожане, имеющие право на них, нередко не успевали в положенный срок попасть к заветному "окошку" и вынуждены были оплачивать электроэнергию, например, за январь по полному тарифу.
Введение же нового единого расчетного документа позволило решить все эти проблемы разом. Теперь льготники просто приходят в свою жилищно-эксплуатационную организацию и там решают возникающие вопросы: быстро, удобно и от дома недалеко.
Кто наябедничал?
Вторым направлением в работе по повышению дисциплины платежей стало построение более четкой системы контроля отпущенной потребителям электроэнергии. Если с юридическими лицами проблем по платежам давно уже нет, то с населением этот вопрос едва ли можно считать полностью решенным. При этом в структуре энергоснабжения, которое обеспечивает СКЭК, население составляет 33 процента потребителей. Соответственно, от того, как будет организована работа с третью от общего числа клиентов, зависит успех деятельности энергокомпании на рынке в целом.
Чтобы решить эту проблему, СКЭК стала устанавливать контрольные приборы, которые получили выразительное название "ябеды". Это нехитрое устройство позволяет зафиксировать реальное количество электроэнергии, потребленной в каждом доме частного сектора. Если "ябеда" замечает разницу между показаниями на домовом приборе учета и реальными данными, об этом узнают и специалисты СКЭК.
Чаще всего причиной расхождения в показаниях может быть скрытая проводка в доме - говоря иначе, воровство. Чтобы разобраться на месте и установить истинные причины информации от "ябеды", к подозрительному потребителю выезжают специалисты энергокомпании. На минувшей неделе вместе с ними в один из таких рейдов отправился и корреспондент "МК в Кузбассе". Объектом нашего внимания стали несколько частных домов в Заводском районе областного центра.
СИП: теперь не украдешь?
На первом же адресе электрик обнаруживает рядом с опорой линии электропередачи длинную палку, лежащую на земле. К ней примотан алюминиевый провод. "Сомнений нет, - говорит Елена Фомина, техник абонентного отдела Северо-Кузбасской энергетической компании, - это так называемый "наброс", незаконное подключение. Видимо, хозяин дома успел снять наброс к нашему приезду. Будьте уверены, как только мы уедем, воровство электричества возобновится".
Чтобы этого не произошло, нехитрую воровскую конструкцию приходится изъять. Впрочем, хозяин дома и не протестует. Мол, сам виноват, не успел спрятать до приезда электриков.
По словам Елены Фоминой, которая входит в состав одной из четырех мобильных бригад, работающих на территории Кемерова, в день попадаются на воровстве электроэнергии до пяти потребителей. Причем еще недавно "электрических халявщиков" было как минимум в два раза больше.
"Сейчас активно идут работы по ремонту и реконструкции линий электропередачи, - рассказывает Елена, - поэтому воровать электричество объективно становится все труднее и опаснее для самих же воров".
Это связано, во-первых, с тем, что сложилась определенная судебная практика, когда судьи не относятся к кражам электроэнергии как к невинной шалости, и выносят обвинительные приговоры по подобным уголовным делам. А, во-вторых, инвестиции, которые СКЭК вкладывает в развитие электросетевого хозяйства и Кемерова, и Березовского позволяют не только обеспечить надежное и безопасное энергоснабжение, но и воспрепятствовать возможным хищениям.
Так, в настоящее время все реконструируемые, а также новые сети оснащаются исключительно самонесущим изолированным проводом. СИП, в отличие от "голого" алюминиевого провода, который использовался на линиях электропередачи, с одной стороны предотвращает возможные поражения людей электрическим током при обрыве и падении на землю. С другой стороны, СИП делает совершенно бессмысленными "набросы" на ЛЭП, поскольку металлический провод помещен в прочный изоляционный материал.
Заплати по долгам и включай свет!
Кстати, работа четырех мобильных бригад СКЭК не сводится только к выявлению краж электричества и отключению недисциплинированных потребителей. В состав таких бригад входит кассир, который может на месте принять платеж от недобросовестных потребителей в счет погашения задолженности. Так что образумившийся горожанин при желании может избежать отключения.
Согласно решению правительства России, которое было принято в прошлом году, энергетики имеют право отключить потребителя-должника, если тот не платит за электричество в течение шести месяцев. Например, в 2007 году в частном секторе областного центра представители СКЭК произвели 2653 (!) отключения. В результате, оставшись без света, 962 потребителя осознали необходимость своевременно вносить платежи и были восстановлены в своих "электрических правах". Жителей коммунального сектора Кемерова тоже не миновали отключения за неуплату: 1353 из них на некоторое время были отлучены от благ цивилизации. Правда, в настоящее время все "коммунальные" должники рассчитались по своим обязательствам.
Как отмечает Валентина Вильчинская, ведущий менеджер абонентного отдела СКЭК по энергоснабжению города Кемерово, своевременная оплата за потребленное электричество - это не прихоть энергетиков. Во-первых, за любой товар, будь то буханка хлеба или киловатт/час электроэнергии, необходимо платить. Во-вторых, своевременная оплата гарантирует в будущем надежное энергоснабжение всего города, поскольку полученные средства компания СКЭК направляет в ремонт и развитие инфраструктуры городских электрических сетей. Только в 2007 году общий объем инвестиций Северо-Кузбасской энергетической компании на повышение надежности работы объектов энергоснабжения составил более 500 миллионов рублей. А значит, жители Кемерова и Березовского могут быть спокойны: в наших домах будет светло, тепло и уютно.
Читайте так же