Готовить спеца поэтапно!
Специалисты Кузбасского регионального института развития профессионального образования назвали 10 специальностей, в которых остро нуждается рынок труда региона. Оказалось, что наиболее востребованы не юристы и финансисты, а простые рабочие - строители, работники общепита, монтажники, крановщики, водители.
Острейшая проблема - нехватка профессиональных кадров для высокотехнологичного современного производства обсуждалась специалистами в ходе круглого стола "Интеграция науки, образования и бизнеса как основа устойчивого социально-экономического развития региона", который во вторник состоялся в КРИПО.
На сегодняшний день почти половине ссузов области нечем подтвердить своё название "технический" или "политехнический". До половины их контингента - это учащиеся по гуманитарным и коммерческим специальностям. Молодёжи предлагается изучить право, коммерцию, финансы - всё что угодно, что пользуется спросом.
"У нас по Закону "Об образовании" каждый уровень профобразования должен заканчиваться получением профессии, - говорит начальник научно-аналитического отдела ГОУ "КРИРПО" Юрий Клецов. - На деле профессию даёт только начальное профессиональное образование. Получается огромный разрыв между структурой подготовки, которая нужна сейчас рынку труда, и тем, что предлагают ссузы и вузы".
В Москве этой проблемой уже давно озаботились: приняли закон о профессиональном образовании в своём городе. В законе чётко прописана особенность организации подготовки, фактически это - единое довузовское профессиональное образование. То есть получение рабочей профессии - это первая ступень в приобретении любого дальнейшего образования. Но у нас такого закона пока нет.
Сейчас абитуриент после школы стоит перед выбором: либо пойти в вуз, который предлагает 19 образовательных программ по сравнительно доступной стоимости обучения, либо направить в НПО, СПО (техникум, колледж), где всего лишь 5 образовательных программ, и все они имеют очень сложный перечень рабочих профессий. Нетрудно догадаться, какое учреждение абитуриент предпочтёт.
По словам Клецова, образование у нас должно строиться по принципу "перевёрнутой пирамиды". Каждая ступень должна расширять возможное поле профессиональной деятельности.
У нас пока не получается. Например, из института культуры выходит культуролог, и ему записывают квалификацию - "культуролог-преподаватель мировой художественной культуры". Это широко и ни о чем. "А если посмотреть, к примеру, профессию культуролога в американской системе высшего образования, - продолжает Клецов, - то там 9 областей профессиональной деятельности: консультирование, организация, контроль, экспертиза социо-культурная любых проектов, общественная деятельность... Сами понимаете, есть разница, или человек имеет выход в 9 профессиональных полей, или идёт, как у нас, преподавателем в школу дисциплины, которой, по сути, и в плане нет как обязательной...".
В итоге участники Круглого стола решили попробовать применить опыт москвичей на важных для Кузбасса профессиях, в которых регион испытывает наиболее острую необходимость. Пока речь идёт о запуске только экспериментальной программы. В декабре-январе будут готовы методические рекомендации по интеграции программ начального и среднего профобразования. Одно из базовых учреждений уже выразило готовность работать в этом направлении.
Татьяна Тихомирова
Острейшая проблема - нехватка профессиональных кадров для высокотехнологичного современного производства обсуждалась специалистами в ходе круглого стола "Интеграция науки, образования и бизнеса как основа устойчивого социально-экономического развития региона", который во вторник состоялся в КРИПО.
На сегодняшний день почти половине ссузов области нечем подтвердить своё название "технический" или "политехнический". До половины их контингента - это учащиеся по гуманитарным и коммерческим специальностям. Молодёжи предлагается изучить право, коммерцию, финансы - всё что угодно, что пользуется спросом.
"У нас по Закону "Об образовании" каждый уровень профобразования должен заканчиваться получением профессии, - говорит начальник научно-аналитического отдела ГОУ "КРИРПО" Юрий Клецов. - На деле профессию даёт только начальное профессиональное образование. Получается огромный разрыв между структурой подготовки, которая нужна сейчас рынку труда, и тем, что предлагают ссузы и вузы".
В Москве этой проблемой уже давно озаботились: приняли закон о профессиональном образовании в своём городе. В законе чётко прописана особенность организации подготовки, фактически это - единое довузовское профессиональное образование. То есть получение рабочей профессии - это первая ступень в приобретении любого дальнейшего образования. Но у нас такого закона пока нет.
Сейчас абитуриент после школы стоит перед выбором: либо пойти в вуз, который предлагает 19 образовательных программ по сравнительно доступной стоимости обучения, либо направить в НПО, СПО (техникум, колледж), где всего лишь 5 образовательных программ, и все они имеют очень сложный перечень рабочих профессий. Нетрудно догадаться, какое учреждение абитуриент предпочтёт.
По словам Клецова, образование у нас должно строиться по принципу "перевёрнутой пирамиды". Каждая ступень должна расширять возможное поле профессиональной деятельности.
У нас пока не получается. Например, из института культуры выходит культуролог, и ему записывают квалификацию - "культуролог-преподаватель мировой художественной культуры". Это широко и ни о чем. "А если посмотреть, к примеру, профессию культуролога в американской системе высшего образования, - продолжает Клецов, - то там 9 областей профессиональной деятельности: консультирование, организация, контроль, экспертиза социо-культурная любых проектов, общественная деятельность... Сами понимаете, есть разница, или человек имеет выход в 9 профессиональных полей, или идёт, как у нас, преподавателем в школу дисциплины, которой, по сути, и в плане нет как обязательной...".
В итоге участники Круглого стола решили попробовать применить опыт москвичей на важных для Кузбасса профессиях, в которых регион испытывает наиболее острую необходимость. Пока речь идёт о запуске только экспериментальной программы. В декабре-январе будут готовы методические рекомендации по интеграции программ начального и среднего профобразования. Одно из базовых учреждений уже выразило готовность работать в этом направлении.
Татьяна Тихомирова
Читайте так же