На сцене областной филармонии два пожилых человека: мужчина и женщина. У них нет имен, потому что не так важно, как их зовут - это просто люди. Со своей судьбой, со своими потерями, со своим горем. Но зато есть имена у актеров, которые играют в спектакле по пьесе известного российского драматурга Николая Коляды "Персидская сирень" - это Лия Ахеджакова и Михаил Жигалов.
Два часа, пока шел спектакль, настроение в зале менялось совершенно неожиданно. Сначала зрители искренне смеялись над шутками героев, комичными ситуациями на сцене. И вдруг, совершенно неожиданно, тональность театрального действа поменялось. Герои Ахеджаковой и Жигалова из "смешных старичков" превратились в пожилых людей, у которых за плечами целая жизнь, полная потерь, разочарований и... одиночества.
После спектакля Михаил Жигалов рассказал читателям "МК в Кузбассе" о том, как шла работа над спектаклем, о своем творчестве и... о "Войсках дяди Васи".
Одиночество и... дорогие туфли
- Михаил, вы уже десять лет вместе с Ахеджаковой играете "Персидскую сирень". Как вы считаете, эта пьеса до сих пор актуальна и востребована зрителем?
- А причем здесь мое мнение? И я, и Лия - мы судим по зрительному залу. А вы сами видели, что у многих сегодня в зале блестели глаза. Поразительно, что зритель за эти годы изменился мало. Не знаю, почему. Наверное, тема, которая затрагивается в спектакле, вечная - человеческое одиночество.
Кроме того, екатеринбургский драматург Николай Коляда - очень непростой автор. Его часто обвиняют в этакой "чернушности", но он абсолютно не "чернушный". Он человек, который чувствует и понимает боль, и он ею живет и болеет, поэтому в пьесе нет "чернухи". И нам никак не хотелось, чтобы "чернуха" была в спектакле. Именно поэтому мы придумали танец в финале, когда выходим к зрителям уже после окончания спектакля. Он снимает отчасти то тяжелое чувство, ту грусть, что ли.
Вы знаете, в разных городах были потрясающие моменты. Вот, например, Коля (Николай Коляда. - Ред.) рассказывал. Он всегда приходит на нас посмотреть, когда мы в Екатеринбург приезжаем. И вот как-то в очередной приезд он говорит мне: "Я смотрю, тетка какая-то в зале плакала-плакала весь спектакль. А когда он закончился, она, уже выходя из зрительного зала, говорит своей подруге: "Чего это я на себя все экономлю, все жалею денег? Завтра же пойду в магазин и куплю себе новые туфли... дорогие".
Так что, надеюсь, зрителю интересно то, что мы делаем. "Персидская сирень" очень многих людей не оставляет равнодушными. А это здорово!
Хотя, конечно, любой спектакль - это живой организм, и у каждого своя судьба. Один в муках рождается, другой - легко и с удовольствием. Он так же живет, как живет любой человек. Он меняется... и рано или поздно умирает. Оказалось так, что "Персидская сирень" - долгожитель. И это, наверное, во многом благодаря режиссеру спектакля Борису Мильграму, который сейчас возглавляет Пермский театр. Я с ним не один раз работал как с режиссером. Борис умеет как-то так построить спектакль, заложить какую-нибудь такую штуку, которая дает возможность развиваться на протяжении многих лет. Какую-то свободу, возможность импровизировать и вообще - долго жить.
А еще, когда выпускали спектакль, как говорится, все совпало. И наш творческий тандем с Лией, и режиссер, и автор пьесы. Короче, отличная компания подобралась. А это очень важно! Тогда ведь совсем не было денег. Ребятам мы никому ничего не платили. Мы немного заняли и платили только тем, кому нельзя было не платить. За декорации, например, портнихе. У Лии костюм пошитый, а вот у меня плащ моего отца. Остальным мы обещали рассчитаться по долгам потом, когда уже запустим спектакль... Говорили режиссеру: "Борь, мы вот выпустим, начнем играть, а потом с гонораров рассчитаемся". Коляда нам вообще спектакль подарил, это потом уже мы начали выплачивать ему авторские.
Взаимная исповедь
- "Персидская сирень" - антрепризный спектакль. Поэтому вы вместе с Лией Ахеджаковой много городов объехали. И в России, и за ее пределами. Насколько отличается зритель в разных городах, разных странах?
- Здесь, в России, выходим на сцену и, чего греха таить, мы, конечно, избалованы. Это немножко неправильно, но так уж повелось: Лия вышла на сцену - аплодисменты, я вышел - аплодисменты. То есть наш зритель нас любит. Хотя, с другой стороны, зритель бывает такой, что его нужно "выдернуть из кресла". Он приходит и ждет: "Ну, покажи, чего ты там!.." или "Ну не удивил, нет!.." И вот его надо "выдернуть". Бывают, конечно, на редкость "неотзывчивые" залы, где сделать это порой трудно. Но делаем, делаем... По крайней мере ко второй "грустной" части спектакля нам с Лией всегда удается зал "раскачать на эмоции", заставить людей сопереживать нашим героям.
А вот за границей, где мы тоже нередко выступаем, зритель совершенно иной. Там иное отношение, что ли. "Я заплатил, так давайте мне за мои деньги искусство!" Причем билеты там достаточно дорогие, гораздо дороже, чем в России.
При этом в другой стране мы выходим на сцену, и нас мало кто знает. Мы должны сейчас и здесь показать все, что можем. И никаких зрительских "авансов". Все сейчас и здесь! И это потрясающе. Мы много гастролируем с Лией, и, как говорил мой покойный друг Валера Прохоров, "чай не по объявлению приехали". Мы профессиональные артисты. Вот и стараемся "увидеть" конкретных зрителей. А не только "себя показать". Стараемся поступать согласно словам Володина: "Театр - это не то место, где ты исповедуешься, а - где тебе исповедуются".
"Войска дяди Васи"
- Несмотря на востребованность в антрепризном театре, вы продолжаете участвовать в телевизионных и кинопроектах. В том числе и таких крупных и известных, как "Граница".
- Ну да, разумеется. Мне предлагают, так зачем же отказываться? При этом театр мне гораздо ближе - это живое искусство. Каждый раз, выходя на сцену, готовишься к тому, что все будет по-другому. Новый город, новый зритель. А кино - это пленка. Один раз сыграл - и навсегда.
Говоря о телепроектах, отмечу, что очень часто бывает так, что сниматься-то снимаешься, а вот когда фильм выйдет - порой не знаешь. У меня уже, пожалуй, с десяток проектов, которые пока так и не дошли до зрителя.
Сейчас идет работа по озвучиванию трех новых фильмов. Но самым интересным лично для меня в настоящее время является картина про Василия Маргелова, которому исполняется 100 лет со дня рождения.
Это легендарный человек. Он стоял у истоков создания и долгие годы лично руководил воздушно-десантными войсками. Кстати, есть известная шутка: ВДВ - это "Войска дяди Васи". Представляете, Маргелов до 87 лет командовал ВДВ! И при этом был всего лишь единожды Героем Советского Союза. И то он получил звезду во время Великой Отечественной за форсирование Днепра, когда он пошел вместе с ротой на другой берег. В нарушение всех военных правил, оставив свой командирский пост. Дело в том, что прежде посланные на форсирование два отряда были полностью уничтожены фашистами. Тогда-то Василий Маргелов и решил лично возглавить переправу и "зацепиться" за противоположный берег. Причем тогда у него в равной степени были шансы оказаться расстрелянным по приказу собственного командования или получить звезду Героя.
Предполагается, что новый проект будет состоять из восьми серий. Я очень рад, что мне досталась главная роль - Василия Маргелова. Действие фильма происходит в 1972 году, правда, фамилия главного героя изменена на Меркулов. Все, что с ним происходит, - это все подлинные факты, но не всё случилось именно в 1972 году. Фильм - это художественное осмысление жизни Василия Филипповича. Одновременно с происходящим на экране Маргелов вспоминает свое прошлое... Авторы фильма подготовили несколько блоков воспоминаний. Например, сначала Маргелов - молодой курсант в военном училище Белоруссии. Потом - финская война и блокада Ленинграда, когда он командует полком морской пехоты. Кстати, название фильма уже утверждено: "Десантный батя".
Два часа, пока шел спектакль, настроение в зале менялось совершенно неожиданно. Сначала зрители искренне смеялись над шутками героев, комичными ситуациями на сцене. И вдруг, совершенно неожиданно, тональность театрального действа поменялось. Герои Ахеджаковой и Жигалова из "смешных старичков" превратились в пожилых людей, у которых за плечами целая жизнь, полная потерь, разочарований и... одиночества.
После спектакля Михаил Жигалов рассказал читателям "МК в Кузбассе" о том, как шла работа над спектаклем, о своем творчестве и... о "Войсках дяди Васи".
Одиночество и... дорогие туфли
- Михаил, вы уже десять лет вместе с Ахеджаковой играете "Персидскую сирень". Как вы считаете, эта пьеса до сих пор актуальна и востребована зрителем?
- А причем здесь мое мнение? И я, и Лия - мы судим по зрительному залу. А вы сами видели, что у многих сегодня в зале блестели глаза. Поразительно, что зритель за эти годы изменился мало. Не знаю, почему. Наверное, тема, которая затрагивается в спектакле, вечная - человеческое одиночество.
Кроме того, екатеринбургский драматург Николай Коляда - очень непростой автор. Его часто обвиняют в этакой "чернушности", но он абсолютно не "чернушный". Он человек, который чувствует и понимает боль, и он ею живет и болеет, поэтому в пьесе нет "чернухи". И нам никак не хотелось, чтобы "чернуха" была в спектакле. Именно поэтому мы придумали танец в финале, когда выходим к зрителям уже после окончания спектакля. Он снимает отчасти то тяжелое чувство, ту грусть, что ли.
Вы знаете, в разных городах были потрясающие моменты. Вот, например, Коля (Николай Коляда. - Ред.) рассказывал. Он всегда приходит на нас посмотреть, когда мы в Екатеринбург приезжаем. И вот как-то в очередной приезд он говорит мне: "Я смотрю, тетка какая-то в зале плакала-плакала весь спектакль. А когда он закончился, она, уже выходя из зрительного зала, говорит своей подруге: "Чего это я на себя все экономлю, все жалею денег? Завтра же пойду в магазин и куплю себе новые туфли... дорогие".
Так что, надеюсь, зрителю интересно то, что мы делаем. "Персидская сирень" очень многих людей не оставляет равнодушными. А это здорово!
Хотя, конечно, любой спектакль - это живой организм, и у каждого своя судьба. Один в муках рождается, другой - легко и с удовольствием. Он так же живет, как живет любой человек. Он меняется... и рано или поздно умирает. Оказалось так, что "Персидская сирень" - долгожитель. И это, наверное, во многом благодаря режиссеру спектакля Борису Мильграму, который сейчас возглавляет Пермский театр. Я с ним не один раз работал как с режиссером. Борис умеет как-то так построить спектакль, заложить какую-нибудь такую штуку, которая дает возможность развиваться на протяжении многих лет. Какую-то свободу, возможность импровизировать и вообще - долго жить.
А еще, когда выпускали спектакль, как говорится, все совпало. И наш творческий тандем с Лией, и режиссер, и автор пьесы. Короче, отличная компания подобралась. А это очень важно! Тогда ведь совсем не было денег. Ребятам мы никому ничего не платили. Мы немного заняли и платили только тем, кому нельзя было не платить. За декорации, например, портнихе. У Лии костюм пошитый, а вот у меня плащ моего отца. Остальным мы обещали рассчитаться по долгам потом, когда уже запустим спектакль... Говорили режиссеру: "Борь, мы вот выпустим, начнем играть, а потом с гонораров рассчитаемся". Коляда нам вообще спектакль подарил, это потом уже мы начали выплачивать ему авторские.
Взаимная исповедь
- "Персидская сирень" - антрепризный спектакль. Поэтому вы вместе с Лией Ахеджаковой много городов объехали. И в России, и за ее пределами. Насколько отличается зритель в разных городах, разных странах?
- Здесь, в России, выходим на сцену и, чего греха таить, мы, конечно, избалованы. Это немножко неправильно, но так уж повелось: Лия вышла на сцену - аплодисменты, я вышел - аплодисменты. То есть наш зритель нас любит. Хотя, с другой стороны, зритель бывает такой, что его нужно "выдернуть из кресла". Он приходит и ждет: "Ну, покажи, чего ты там!.." или "Ну не удивил, нет!.." И вот его надо "выдернуть". Бывают, конечно, на редкость "неотзывчивые" залы, где сделать это порой трудно. Но делаем, делаем... По крайней мере ко второй "грустной" части спектакля нам с Лией всегда удается зал "раскачать на эмоции", заставить людей сопереживать нашим героям.
А вот за границей, где мы тоже нередко выступаем, зритель совершенно иной. Там иное отношение, что ли. "Я заплатил, так давайте мне за мои деньги искусство!" Причем билеты там достаточно дорогие, гораздо дороже, чем в России.
При этом в другой стране мы выходим на сцену, и нас мало кто знает. Мы должны сейчас и здесь показать все, что можем. И никаких зрительских "авансов". Все сейчас и здесь! И это потрясающе. Мы много гастролируем с Лией, и, как говорил мой покойный друг Валера Прохоров, "чай не по объявлению приехали". Мы профессиональные артисты. Вот и стараемся "увидеть" конкретных зрителей. А не только "себя показать". Стараемся поступать согласно словам Володина: "Театр - это не то место, где ты исповедуешься, а - где тебе исповедуются".
"Войска дяди Васи"
- Несмотря на востребованность в антрепризном театре, вы продолжаете участвовать в телевизионных и кинопроектах. В том числе и таких крупных и известных, как "Граница".
- Ну да, разумеется. Мне предлагают, так зачем же отказываться? При этом театр мне гораздо ближе - это живое искусство. Каждый раз, выходя на сцену, готовишься к тому, что все будет по-другому. Новый город, новый зритель. А кино - это пленка. Один раз сыграл - и навсегда.
Говоря о телепроектах, отмечу, что очень часто бывает так, что сниматься-то снимаешься, а вот когда фильм выйдет - порой не знаешь. У меня уже, пожалуй, с десяток проектов, которые пока так и не дошли до зрителя.
Сейчас идет работа по озвучиванию трех новых фильмов. Но самым интересным лично для меня в настоящее время является картина про Василия Маргелова, которому исполняется 100 лет со дня рождения.
Это легендарный человек. Он стоял у истоков создания и долгие годы лично руководил воздушно-десантными войсками. Кстати, есть известная шутка: ВДВ - это "Войска дяди Васи". Представляете, Маргелов до 87 лет командовал ВДВ! И при этом был всего лишь единожды Героем Советского Союза. И то он получил звезду во время Великой Отечественной за форсирование Днепра, когда он пошел вместе с ротой на другой берег. В нарушение всех военных правил, оставив свой командирский пост. Дело в том, что прежде посланные на форсирование два отряда были полностью уничтожены фашистами. Тогда-то Василий Маргелов и решил лично возглавить переправу и "зацепиться" за противоположный берег. Причем тогда у него в равной степени были шансы оказаться расстрелянным по приказу собственного командования или получить звезду Героя.
Предполагается, что новый проект будет состоять из восьми серий. Я очень рад, что мне досталась главная роль - Василия Маргелова. Действие фильма происходит в 1972 году, правда, фамилия главного героя изменена на Меркулов. Все, что с ним происходит, - это все подлинные факты, но не всё случилось именно в 1972 году. Фильм - это художественное осмысление жизни Василия Филипповича. Одновременно с происходящим на экране Маргелов вспоминает свое прошлое... Авторы фильма подготовили несколько блоков воспоминаний. Например, сначала Маргелов - молодой курсант в военном училище Белоруссии. Потом - финская война и блокада Ленинграда, когда он командует полком морской пехоты. Кстати, название фильма уже утверждено: "Десантный батя".