В минувшие выходные зрители, оказавшиеся в кемеровском цирке, увидели второе представление театра «Кракатук» - спектакль «Аврора». Известная «Спящая красавица» предстала в новом облике, хотя музыка осталась все та же – Петра Чайковского из одноименного балета.
На этом, пожалуй, сходство с привычной сказочной историей и заканчивается. Ну да еще сюжет, разумеется, выдержан. А само действие – это странный, неожиданный синтез разных жанров, в том числе и циркового, раз уж дело происходит в цирке. Вершиной «странности» спектакля можно считать устройство, очень похожее на то, что используется в игровом автомате, где каждый из нас хоть раз пытался достать мягкую игрушку. Что-то вроде трехпалого манипулятора. Только в «Авроре» он выполняет роль по «доставке» героев на арену цирка.
«Собачки старше меня…»
После премьерного показа «Авроры» в Кемерово продюсер театра «Кракатук» Олег Чесноков рассказал о том, каким он видит современный цирк и почему использует в своих спектаклях классическую музыку.
- Олег Геннадьевич, «Аврору» еще в большей степени, чем спектакль «Кракатук», можно назвать синтетическим спектаклем. В том смысле, что его жанр определить практически невозможно – есть и театр, и цирк, и психоделика, и комизм, и акробатические трюки, и вокальные и хореографические номера. Одним словом, намешано всего. Это сознательный отказ от чистоты жанра?
- Разумеется. Тут сложно сказать, как получается то или иное на театральной сцене или на цирковой арене. Каждый раз, когда, например, режиссер что-то новое придумывает, он как бы раздевается перед публикой. Он вынужден рисковать, принимать решение - как и что сделать. Главное, чтобы потом этот риск оправдался и зритель сказал: «Гениально!»
С другой стороны, а чего бояться? Это раньше мы искренне полагали, что нашу страну выделяет из ряда других цирк и балет. Все! Кончилось это время. Ни цирк, ни балет давно уже не принадлежат нам. Мир давно уже ушел дальше. И чтобы быть интересным и зрителю в России, и зрителю в других странах, необходимо тоже двигаться, что-то новое придумывать.
А что касается цирка, настоящего классического цирка, то когда я прихожу на цирковые программы, постоянно ловлю себя на мысли, например, глядя на дрессированных собачек, что эти собачки старше меня. Ну в том смысле, что я уже видел и этих собачек, и этот номер.
Опасные трюки и «гладкий» полет
- Первая часть «Авроры» очень динамичная. Настолько, насколько спокойным и неспешным воспринимается продолжение представления после антракта. Это сделано сознательно?
- Трудно сказать. Каждый зритель воспринимает «Аврору» по-своему. Действительно, кто-то говорит, что вообще весь спектакль затянутый. Кто-то не замечает, как представление уже заканчивается. Все субъективно.
Наверное, для актрисы, которая исполняет роль спящей красавицы, вторая часть спектакля действительно тянется дольше, чем для других – ведь она все это время находится на арене.
Хотя я считаю, что весь спектакль выстроен так, что его можно считать вполне динамичным. А трюки, которые показывают наши артисты, уж точно не оставят в зале никого равнодушным. С одной стороны – это красиво, зрелищно, ярко. С другой – очень опасно. Я говорю это не для того, чтобы как-то поразить тех, кто придет на представление. На самом деле трюки, которые исполняются и в «Кракатуке», и в «Авроре», - очень опасны. И травмы нередко случаются у актеров. Хотя именно они часто предлагают что-то этакое сделать, чтобы опять-таки удивить зрителей.
Мне вот лично нравятся, если говорить, например, о работе в воздухе, не какие-нибудь сальто или «винты», а несложный внешне элемент – когда гимнаст летит, просто раскинув руки в стороны. Такой полет называется «гладким». По-моему, очень красиво.
- «Аврора» поставлена недавно. Можно считать ее уже сформировавшимся спектаклем?
- Премьера состоялась 8 января 2010 года, так что ей чуть больше года. Причем изначально это был исключительно сценический спектакль. Потом прокатчики попросили меня сделать вариант специально для цирковой арены. В таком варианте работать сложнее – нет четвертой стены, спрятаться, как говорится, негде.
Так что спектакль очень молодой и, конечно же, он еще, что называется, шлифуется. В отличие от того же спектакля «Кракатука», который мы показываем уже много лет.
Современная классика
- В «Авроре» музыка и «картинка», действие, происходящее на арене, удивительным образом гармонично сливаются в единое целое. Причина в том, что это музыка Чайковского?
- Пожалуй, да. Она, что называется, проверена временем. И в «Кракатуке», и в «Авроре» мы используем классическую музыку. Причем именно симфоническую. На мой взгляд, музыка Чайковского вообще очень… что ли кинематографична. Современна. Кстати, сегодня, обратите внимание, симфоническая музыка, настоящая, серьезная - все чаще востребована публикой. Будь то какой-то блокбастер голливудский и компьютерная игра – все это часто достаточно серьезная музыкальная работа, композиторская работа. Классика становится «модной», востребованной.
- Как вы считаете, насколько такая сказка, как «Спящая красавица», актуальна сегодня?
- Думаю, что очень. Мне вообще кажется, что современное поколение, современное общество – это все спящие красавицы и красавцы. Это касается и России в частности, и в целом других стран. Многие из нас чего-то ждут, так и не начиная жить полноценной жизнью. Не знаю почему.
Может быть, все дело в том, что мы готовы только потреблять. Неслучайно же говорят – общество потребления. Далеко не каждый из нас готов что-то творить, производить. Вот потому «Спящая красавица» - это всегда актуально. Эта сказка про наше время и про нас.
Справка «МК»:
Пришедшая к нам из давних времен сказка «Красавица в спящем лесу» представлена в уникальной театрализованной версии цирка, где магия любимых персонажей, профессиональных акробатов и воздушных гимнастов становится реальностью, полной чудес и романтики.
Спектакль «Аврора» стал одной из самых громких премьер XI Фестиваля русского искусства на Лазурном Берегу в Ницце в январе этого года. Критики уже назвали его «бомбой современного театра».
Создатели постановки – театр-цирк «Кракатук», режиссер Василий Бархатов и художник-постановщик Максим Исаев соединили несколько произведений по мотивам сказок Дж. Базиле и Шарля Перро, добавили множество приемов «нового» цирка, самых невероятных спецэффектов и трюков и приправили все это музыкой Чайковского и Моцарта, что делает это шоу необычным и ярким.
На этом, пожалуй, сходство с привычной сказочной историей и заканчивается. Ну да еще сюжет, разумеется, выдержан. А само действие – это странный, неожиданный синтез разных жанров, в том числе и циркового, раз уж дело происходит в цирке. Вершиной «странности» спектакля можно считать устройство, очень похожее на то, что используется в игровом автомате, где каждый из нас хоть раз пытался достать мягкую игрушку. Что-то вроде трехпалого манипулятора. Только в «Авроре» он выполняет роль по «доставке» героев на арену цирка.
«Собачки старше меня…»
После премьерного показа «Авроры» в Кемерово продюсер театра «Кракатук» Олег Чесноков рассказал о том, каким он видит современный цирк и почему использует в своих спектаклях классическую музыку.
- Олег Геннадьевич, «Аврору» еще в большей степени, чем спектакль «Кракатук», можно назвать синтетическим спектаклем. В том смысле, что его жанр определить практически невозможно – есть и театр, и цирк, и психоделика, и комизм, и акробатические трюки, и вокальные и хореографические номера. Одним словом, намешано всего. Это сознательный отказ от чистоты жанра?
- Разумеется. Тут сложно сказать, как получается то или иное на театральной сцене или на цирковой арене. Каждый раз, когда, например, режиссер что-то новое придумывает, он как бы раздевается перед публикой. Он вынужден рисковать, принимать решение - как и что сделать. Главное, чтобы потом этот риск оправдался и зритель сказал: «Гениально!»
С другой стороны, а чего бояться? Это раньше мы искренне полагали, что нашу страну выделяет из ряда других цирк и балет. Все! Кончилось это время. Ни цирк, ни балет давно уже не принадлежат нам. Мир давно уже ушел дальше. И чтобы быть интересным и зрителю в России, и зрителю в других странах, необходимо тоже двигаться, что-то новое придумывать.
А что касается цирка, настоящего классического цирка, то когда я прихожу на цирковые программы, постоянно ловлю себя на мысли, например, глядя на дрессированных собачек, что эти собачки старше меня. Ну в том смысле, что я уже видел и этих собачек, и этот номер.
Опасные трюки и «гладкий» полет
- Первая часть «Авроры» очень динамичная. Настолько, насколько спокойным и неспешным воспринимается продолжение представления после антракта. Это сделано сознательно?
- Трудно сказать. Каждый зритель воспринимает «Аврору» по-своему. Действительно, кто-то говорит, что вообще весь спектакль затянутый. Кто-то не замечает, как представление уже заканчивается. Все субъективно.
Наверное, для актрисы, которая исполняет роль спящей красавицы, вторая часть спектакля действительно тянется дольше, чем для других – ведь она все это время находится на арене.
Хотя я считаю, что весь спектакль выстроен так, что его можно считать вполне динамичным. А трюки, которые показывают наши артисты, уж точно не оставят в зале никого равнодушным. С одной стороны – это красиво, зрелищно, ярко. С другой – очень опасно. Я говорю это не для того, чтобы как-то поразить тех, кто придет на представление. На самом деле трюки, которые исполняются и в «Кракатуке», и в «Авроре», - очень опасны. И травмы нередко случаются у актеров. Хотя именно они часто предлагают что-то этакое сделать, чтобы опять-таки удивить зрителей.
Мне вот лично нравятся, если говорить, например, о работе в воздухе, не какие-нибудь сальто или «винты», а несложный внешне элемент – когда гимнаст летит, просто раскинув руки в стороны. Такой полет называется «гладким». По-моему, очень красиво.
- «Аврора» поставлена недавно. Можно считать ее уже сформировавшимся спектаклем?
- Премьера состоялась 8 января 2010 года, так что ей чуть больше года. Причем изначально это был исключительно сценический спектакль. Потом прокатчики попросили меня сделать вариант специально для цирковой арены. В таком варианте работать сложнее – нет четвертой стены, спрятаться, как говорится, негде.
Так что спектакль очень молодой и, конечно же, он еще, что называется, шлифуется. В отличие от того же спектакля «Кракатука», который мы показываем уже много лет.
Современная классика
- В «Авроре» музыка и «картинка», действие, происходящее на арене, удивительным образом гармонично сливаются в единое целое. Причина в том, что это музыка Чайковского?
- Пожалуй, да. Она, что называется, проверена временем. И в «Кракатуке», и в «Авроре» мы используем классическую музыку. Причем именно симфоническую. На мой взгляд, музыка Чайковского вообще очень… что ли кинематографична. Современна. Кстати, сегодня, обратите внимание, симфоническая музыка, настоящая, серьезная - все чаще востребована публикой. Будь то какой-то блокбастер голливудский и компьютерная игра – все это часто достаточно серьезная музыкальная работа, композиторская работа. Классика становится «модной», востребованной.
- Как вы считаете, насколько такая сказка, как «Спящая красавица», актуальна сегодня?
- Думаю, что очень. Мне вообще кажется, что современное поколение, современное общество – это все спящие красавицы и красавцы. Это касается и России в частности, и в целом других стран. Многие из нас чего-то ждут, так и не начиная жить полноценной жизнью. Не знаю почему.
Может быть, все дело в том, что мы готовы только потреблять. Неслучайно же говорят – общество потребления. Далеко не каждый из нас готов что-то творить, производить. Вот потому «Спящая красавица» - это всегда актуально. Эта сказка про наше время и про нас.
Справка «МК»:
Пришедшая к нам из давних времен сказка «Красавица в спящем лесу» представлена в уникальной театрализованной версии цирка, где магия любимых персонажей, профессиональных акробатов и воздушных гимнастов становится реальностью, полной чудес и романтики.
Спектакль «Аврора» стал одной из самых громких премьер XI Фестиваля русского искусства на Лазурном Берегу в Ницце в январе этого года. Критики уже назвали его «бомбой современного театра».
Создатели постановки – театр-цирк «Кракатук», режиссер Василий Бархатов и художник-постановщик Максим Исаев соединили несколько произведений по мотивам сказок Дж. Базиле и Шарля Перро, добавили множество приемов «нового» цирка, самых невероятных спецэффектов и трюков и приправили все это музыкой Чайковского и Моцарта, что делает это шоу необычным и ярким.