В 2011 году в Кузбассе направлены в суд 67 уголовных дел, связанных с мошенничеством на рынке жилья. Для сравнения: за весь 2010 год таких дел было всего 59, а в далеком теперь уже 2007 году – лишь 5.
С одной стороны, такая статистика говорит о том, что сотрудники полиции стали работать более интенсивно. В смысле возбуждать уголовные дела. С другой – едва ли приходится сомневаться в том, что рынок жилья одновременно с ростом цен на недвижимость становится все более и более лакомой добычей для преступников всех мастей.
Доход без налогов
Своеобразные итоги криминальной деятельности черных риелторов были подведены недавно в областном центре начальником контрольно-методического отдела по преступлениям в сфере экономики областного управления полиции Татьяной Килиной.
По словам Татьяны Михайловны, центрами совершения преступлений с недвижимостью, разумеется, являются крупные кузбасские города. Такие как Кемерово и Новокузнецк. Но не обошли вниманием мошенники всех мастей и такие, например, города, как Прокопьевск, Киселевск или Осинники.
Мотивы злоумышленников предельно ясны: только одна успешная афера с квартирой может принести от полутора до трех и более миллионов чистого дохода, не облагаемого никакими налогами. А если учесть, что обычно в схемах черных риелторов задействованы всего от двух до четырех человек, то и долю каждого участника квартирных преступлений вычислить не так уж сложно.
«Расследование уголовных дел этой категории довольно трудоемкий и длительный процесс, - рассказывает Татьяна Килина. – Он связан с изъятием и исследованием значительного объема правоустанавливающих документов на собственность, иных документов, отражающих деятельность по ее отчуждению, поскольку, легализуя похищенную квартиру, мошенники, например, несколько раз перепродают ее. Сначала своим соучастникам, а уже затем добросовестному приобретателю».
Как видно из схемы, описанной правоохранителем, от действий мошенников могут страдать не только продавцы, которых преступники нещадно «кидают», но и покупатели, часто становящиеся ответчиками в гражданских судах и в результате долгих тяжб теряющие купленное за миллионы рублей имущество.
Чистый отъем денег
Достаточно громким преступлением, произошедшем в областном центре, можно считать попытку мошенничества с квартирой силами весьма неожиданного криминального дуэта: студента юридического факультета и бывшего зэка. Однажды парочка явилась в квартиру, где проживали не вполне, как говорится, социально благополучные граждане, и представились агитаторами одной из крупнейших российских политических партий.
В ходе общения злоумышленники ненавязчиво выяснили состав семьи, кто чем «дышит» и… приступили к своей непосредственной работе. Они спаивали и избивали хозяев. О серьезности намерений дуэта можно судить по инструментам пыток – бейсбольным битам. Именно с помощью этого теперь уже далеко не мирного спортинвентаря злодеи добивались полного подчинения со стороны своих жертв. Главная задача политагитаторов состояла в том, чтобы заставить подписать владельцев чистые листы бумаги, а также доверенности на подготовку документов для продажи квартиры и расписку в получении денег.
Однако на этот раз удача была на стороне жертв. По заявлению одного из потерпевших сделка в УФРС была приостановлена, и несмотря на то, что бандиты вновь попытались довести задуманное до логического завершения, желаемого результата им добиться не удалось. В результате судебного разбирательства подельники были осуждены на 7 и 9 лет лишения свободы.
Данный вид преступлений можно считать чистым отъемом денег (в смысле квартир. – Прим. автора) у населения. Однако правоохранители выделяют еще один способ незаконного обогащения за счет желающих изменить свои жилищные условия. И если первый больше похож на банальный грабеж на большой дороге с избиениями, одурманиванием и психологически подавлением жертвы, то второй способ в полной мере можно считать мошенничеством. Его суть в том, что риелторы как бы предлагают свои услуги, но в реальности получается «пшик с предоплатой». То есть задача таких черных маклеров-мошенников состоит в том, чтобы сорвать с очередного клиента как можно больший куш, а дальше как получится. Необходимые риелтору деньги могут называться по-разному: аванс в счет приобретаемой квартиры, залог или как-то еще, но суть одна - как только жертва отдает свои кровные, она приобретает юридический статус потерпевшего. Горе-риелторы не отдают деньги сначала под благовидными предлогами, затем под неблаговидными, а потом и вовсе – просто не отдают.
Например, таким образом действовал директор одного из кемеровских агентств недвижимости, который умудрился набрать долгов по… 16 (!) сделкам. Неоднократно заключая с гражданами соглашения об авансе либо полной оплате стоимости приобретаемого жилья, получая от них деньги в счет обмена, купли-продажи недвижимости, риелтор свои обязательства не выполнял, а полученные деньги похищал. При этом маскировал преступные действия под вполне легальную риелторскую деятельность. Исполнение своих обязательств он откладывал на неопределенный срок по надуманным причинам. Например, в связи с невозможностью подбора подходящих вариантов для своих клиентов.
Все по-честному?
О преступлениях с недвижимостью сказано за последние годы достаточно много, однако, как видно из статистики переданных в суды уголовных дел, жертвы и преступники находят друг друга с завидным постоянством. Что же нужно делать, чтобы не попасть в сети риелторов-мошенников?
Оказывается, ничего особенно сложного. Для начала нужно просто внимательно читать все документы, которые вам могут подсунуть представители риелторских агентств. Этот, казалось бы, постулат тем не менее часто не соблюдается. Так, заместитель руководителя Управления Росреестра по Кемеровской области Ольга Калиничева, рассказывая о случаях мошенничеств с недвижимостью, с которыми ей так или иначе приходилось сталкиваться, вспомнила историю, когда кемеровчанка потеряла свою квартиру, подписав, не читая, договор. Причем потеряла ее окончательно и бесповоротно. Поскольку все правоустанавливающие документы были оформлены черными риелторами правильно, ни правоохранительные органы, ни суд не смогли вернуть квартиру прежней владелице.
Кстати, как отметила Ольга Алексеевна, госрегистраторы, через сито которых проходят документы перед регистрацией сделок с недвижимостью, регулярно отправляют информацию в полицию о фактах выявления поддельных документов, подаваемых в управление Росреестра. Однако о возбужденных уголовных делах в связи с этим Ольге Калиничевой ничего неизвестно. Более того, и Татьяна Килина никак не смогла прокомментировать эту странную ситуацию. О количестве невозбужденных уголовных дел можно судить по следующему факту: в 2010 году госрегистраторы отправили в полицию 28 обращений о выявленных случаях подделки документов, из них 16 вернулись с пометкой «отказано в возбуждении уголовного дела», а судьба еще 12 пока неизвестна.
А вот сами риелторы, по крайней мере те из них, что стали членами общественных организаций риелторов, утверждают, что потенциальным продавцам или покупателям квартир стоит в первую очередь обращать внимание на репутацию агентства и факт его членства в каком-либо профессиональном объединении.
Однако, как можно предположить, это не панацея. Так, например, в областном центре до сих пор работает весьма авторитетное агентство недвижимости, в истории которого случалось разное. В том числе и не самые благовидные ситуации. Например, какое-то время владелица агентства и ее муж делали неплохой бизнес опять-таки на доверии граждан. Муж создал некий кооператив, вступив в который и внеся кругленькую сумму, якобы можно было приобрести квартиру по цене ниже рыночной и в рассрочку на очень выгодных условиях. Разумеется, квартиры продавались через агентство жены председателя кооператива. Кооператив очень смахивал на финансовую пирамиду, а потому когда приток новых членов стал иссякать, а вместе с ним и деньги, - организация схлопнулась. Почти все члены кооператива оказались и без денег, и без квартир. И только агентство недвижимости вышло с прибылью, наварив свои законные проценты в качестве вознаграждения за сопровождение сделок. Но формально - все по-честному. Так что авторитет и опыт риелтора – это, повторюсь, не панацея.
…В завершение стоит отметить, что роль нотариусов, некогда бывших весьма активными участниками «квартирного рынка», в обороте недвижимости несколько лет назад стала заметно меньше – договоры купли-продажи можно заключать и без их участия. А потому такие случаи, как, например, в 2001 году в Кемерове, когда нотариус удостоверил поддельные доверенности без присутствия самого доверителя – своих квартир, по данным правоохранителей, тогда лишились 11 кемеровчан – сегодня практически невозможны. И тем не менее, как сообщила вице-президент Кемеровской областной нотариальной палаты Елена Афанасьева, за три последние года были зафиксированы 2 случая, когда на нотариусов падала, как говорится, тень. Факты не были доказаны на сто процентов, но осадок остался. По словам вице-президента, этих нотариусов все-таки наказали, но… по другому поводу. А вот имена своих подозрительных коллег Елена Николаевна назвать отказалась. Мол, закрытая информация.
С одной стороны, такая статистика говорит о том, что сотрудники полиции стали работать более интенсивно. В смысле возбуждать уголовные дела. С другой – едва ли приходится сомневаться в том, что рынок жилья одновременно с ростом цен на недвижимость становится все более и более лакомой добычей для преступников всех мастей.
Доход без налогов
Своеобразные итоги криминальной деятельности черных риелторов были подведены недавно в областном центре начальником контрольно-методического отдела по преступлениям в сфере экономики областного управления полиции Татьяной Килиной.
По словам Татьяны Михайловны, центрами совершения преступлений с недвижимостью, разумеется, являются крупные кузбасские города. Такие как Кемерово и Новокузнецк. Но не обошли вниманием мошенники всех мастей и такие, например, города, как Прокопьевск, Киселевск или Осинники.
Мотивы злоумышленников предельно ясны: только одна успешная афера с квартирой может принести от полутора до трех и более миллионов чистого дохода, не облагаемого никакими налогами. А если учесть, что обычно в схемах черных риелторов задействованы всего от двух до четырех человек, то и долю каждого участника квартирных преступлений вычислить не так уж сложно.
«Расследование уголовных дел этой категории довольно трудоемкий и длительный процесс, - рассказывает Татьяна Килина. – Он связан с изъятием и исследованием значительного объема правоустанавливающих документов на собственность, иных документов, отражающих деятельность по ее отчуждению, поскольку, легализуя похищенную квартиру, мошенники, например, несколько раз перепродают ее. Сначала своим соучастникам, а уже затем добросовестному приобретателю».
Как видно из схемы, описанной правоохранителем, от действий мошенников могут страдать не только продавцы, которых преступники нещадно «кидают», но и покупатели, часто становящиеся ответчиками в гражданских судах и в результате долгих тяжб теряющие купленное за миллионы рублей имущество.
Чистый отъем денег
Достаточно громким преступлением, произошедшем в областном центре, можно считать попытку мошенничества с квартирой силами весьма неожиданного криминального дуэта: студента юридического факультета и бывшего зэка. Однажды парочка явилась в квартиру, где проживали не вполне, как говорится, социально благополучные граждане, и представились агитаторами одной из крупнейших российских политических партий.
В ходе общения злоумышленники ненавязчиво выяснили состав семьи, кто чем «дышит» и… приступили к своей непосредственной работе. Они спаивали и избивали хозяев. О серьезности намерений дуэта можно судить по инструментам пыток – бейсбольным битам. Именно с помощью этого теперь уже далеко не мирного спортинвентаря злодеи добивались полного подчинения со стороны своих жертв. Главная задача политагитаторов состояла в том, чтобы заставить подписать владельцев чистые листы бумаги, а также доверенности на подготовку документов для продажи квартиры и расписку в получении денег.
Однако на этот раз удача была на стороне жертв. По заявлению одного из потерпевших сделка в УФРС была приостановлена, и несмотря на то, что бандиты вновь попытались довести задуманное до логического завершения, желаемого результата им добиться не удалось. В результате судебного разбирательства подельники были осуждены на 7 и 9 лет лишения свободы.
Данный вид преступлений можно считать чистым отъемом денег (в смысле квартир. – Прим. автора) у населения. Однако правоохранители выделяют еще один способ незаконного обогащения за счет желающих изменить свои жилищные условия. И если первый больше похож на банальный грабеж на большой дороге с избиениями, одурманиванием и психологически подавлением жертвы, то второй способ в полной мере можно считать мошенничеством. Его суть в том, что риелторы как бы предлагают свои услуги, но в реальности получается «пшик с предоплатой». То есть задача таких черных маклеров-мошенников состоит в том, чтобы сорвать с очередного клиента как можно больший куш, а дальше как получится. Необходимые риелтору деньги могут называться по-разному: аванс в счет приобретаемой квартиры, залог или как-то еще, но суть одна - как только жертва отдает свои кровные, она приобретает юридический статус потерпевшего. Горе-риелторы не отдают деньги сначала под благовидными предлогами, затем под неблаговидными, а потом и вовсе – просто не отдают.
Например, таким образом действовал директор одного из кемеровских агентств недвижимости, который умудрился набрать долгов по… 16 (!) сделкам. Неоднократно заключая с гражданами соглашения об авансе либо полной оплате стоимости приобретаемого жилья, получая от них деньги в счет обмена, купли-продажи недвижимости, риелтор свои обязательства не выполнял, а полученные деньги похищал. При этом маскировал преступные действия под вполне легальную риелторскую деятельность. Исполнение своих обязательств он откладывал на неопределенный срок по надуманным причинам. Например, в связи с невозможностью подбора подходящих вариантов для своих клиентов.
Все по-честному?
О преступлениях с недвижимостью сказано за последние годы достаточно много, однако, как видно из статистики переданных в суды уголовных дел, жертвы и преступники находят друг друга с завидным постоянством. Что же нужно делать, чтобы не попасть в сети риелторов-мошенников?
Оказывается, ничего особенно сложного. Для начала нужно просто внимательно читать все документы, которые вам могут подсунуть представители риелторских агентств. Этот, казалось бы, постулат тем не менее часто не соблюдается. Так, заместитель руководителя Управления Росреестра по Кемеровской области Ольга Калиничева, рассказывая о случаях мошенничеств с недвижимостью, с которыми ей так или иначе приходилось сталкиваться, вспомнила историю, когда кемеровчанка потеряла свою квартиру, подписав, не читая, договор. Причем потеряла ее окончательно и бесповоротно. Поскольку все правоустанавливающие документы были оформлены черными риелторами правильно, ни правоохранительные органы, ни суд не смогли вернуть квартиру прежней владелице.
Кстати, как отметила Ольга Алексеевна, госрегистраторы, через сито которых проходят документы перед регистрацией сделок с недвижимостью, регулярно отправляют информацию в полицию о фактах выявления поддельных документов, подаваемых в управление Росреестра. Однако о возбужденных уголовных делах в связи с этим Ольге Калиничевой ничего неизвестно. Более того, и Татьяна Килина никак не смогла прокомментировать эту странную ситуацию. О количестве невозбужденных уголовных дел можно судить по следующему факту: в 2010 году госрегистраторы отправили в полицию 28 обращений о выявленных случаях подделки документов, из них 16 вернулись с пометкой «отказано в возбуждении уголовного дела», а судьба еще 12 пока неизвестна.
А вот сами риелторы, по крайней мере те из них, что стали членами общественных организаций риелторов, утверждают, что потенциальным продавцам или покупателям квартир стоит в первую очередь обращать внимание на репутацию агентства и факт его членства в каком-либо профессиональном объединении.
Однако, как можно предположить, это не панацея. Так, например, в областном центре до сих пор работает весьма авторитетное агентство недвижимости, в истории которого случалось разное. В том числе и не самые благовидные ситуации. Например, какое-то время владелица агентства и ее муж делали неплохой бизнес опять-таки на доверии граждан. Муж создал некий кооператив, вступив в который и внеся кругленькую сумму, якобы можно было приобрести квартиру по цене ниже рыночной и в рассрочку на очень выгодных условиях. Разумеется, квартиры продавались через агентство жены председателя кооператива. Кооператив очень смахивал на финансовую пирамиду, а потому когда приток новых членов стал иссякать, а вместе с ним и деньги, - организация схлопнулась. Почти все члены кооператива оказались и без денег, и без квартир. И только агентство недвижимости вышло с прибылью, наварив свои законные проценты в качестве вознаграждения за сопровождение сделок. Но формально - все по-честному. Так что авторитет и опыт риелтора – это, повторюсь, не панацея.
…В завершение стоит отметить, что роль нотариусов, некогда бывших весьма активными участниками «квартирного рынка», в обороте недвижимости несколько лет назад стала заметно меньше – договоры купли-продажи можно заключать и без их участия. А потому такие случаи, как, например, в 2001 году в Кемерове, когда нотариус удостоверил поддельные доверенности без присутствия самого доверителя – своих квартир, по данным правоохранителей, тогда лишились 11 кемеровчан – сегодня практически невозможны. И тем не менее, как сообщила вице-президент Кемеровской областной нотариальной палаты Елена Афанасьева, за три последние года были зафиксированы 2 случая, когда на нотариусов падала, как говорится, тень. Факты не были доказаны на сто процентов, но осадок остался. По словам вице-президента, этих нотариусов все-таки наказали, но… по другому поводу. А вот имена своих подозрительных коллег Елена Николаевна назвать отказалась. Мол, закрытая информация.
?