Вопрос создания безопасных условий труда является одним из приоритетных в работе компаний «СДС-Уголь» и «Прокопьевскуголь». Каждый год на угольных предприятиях компаний внедряются новые системы жизнеобеспечения и безопасности. В 2010 году на шахте «Южная» сдана в эксплуатацию система оповещения, поиска и спасения персонала «Гранч». Внедрение новой системы обошлось холдингу в 23,5 миллиона рублей.
Прямая связь с диспетчером
Что же может «Гранч»? Суть системы насколько проста, настолько же и гениальна. Каждый шахтер, спускающийся в забой, снабжен привычным головным фонарем. Только в отличие от обычного новый фонарь несет в себе встроенный передатчик с уникальным индивидуальным номером, а также динамик. На поверхности благодаря сети базовых станций, развернутой под землей, сигнал поступает на пульт диспетчера. В результате последний может отслеживать все перемещения людей в шахте, а в случае возникновения чрезвычайной ситуации с точностью до двадцати метров определить место нахождения каждого шахтера.
Кроме того, как я уже указал, в головной фонарь встроен динамик, который позволяет диспетчеру шахты передавать каждому рабочему под землей необходимые команды или информацию. В свою очередь шахтер способен дистанционно оповестить специалиста на поверхности в случае возникновения ЧП, нажав 3 раза на специальную кнопку, предусмотренную на фонаре.
На демонстрации новой системы, которая состоялась в Кемерове в минувшую пятницу, начальник отдела промышленной безопасности департамента угольной промышленности и энергетики Кемеровской области Сергей Спирин отметил необходимость и своевременность подобных технических средств, значительно повышающих безопасность шахтерского труда. «Подобные системы проходят внедрение еще на ряде угольных предприятий нашего региона, - рассказывает Сергей Владимирович, - но «СДС-Уголь» оказался одним из первых, кто сумел запустить систему мониторинга персонала в шахтах».
Двусторонняя связь
Как рассказал генеральный директор ХК «СДС-Уголь» Владимир Баскаков, система «Гранч» во многом уникальна. И в первую очередь тем, что позволяет не только в режиме реального времени отслеживать все перемещения в забое и устанавливать достаточно точное местонахождение рабочих, но и обеспечивает сохранение истории этих перемещений. Так, из архива, хранящегося на специальных серверах, можно извлечь информацию, например, о конкретном человеке: сколько раз он спускался в забой, сколько времени там проводил, какие участки посещал, а также установить точную календарную дату каждого спуска под землю.
Стоит отметить, что аккумулятора фонаря, который является элементом «Гранч», хватает на 8 часов, ведутся работы по увеличению емкости аккумуляторных батарей.Кстати, связь между шахтерским датчиком, базовой станцией и диспетчером осуществляется посредством двух видов связи: проводной и беспроводной WiFi. «Гранч» позволяет отслеживать ситуацию в забое не только в случае чрезвычайных обстоятельств, но и в целом поднимает информативность взаимодействия «шахтер-диспетчер». Так, если шахтерский фонарь в течение 15 минут находится без движения, то на пульт к диспетчеру поступает соответствующий сигнал. Тогда, чтобы убедиться, что с человеком под землей все нормально, специалист на поверхности может установить связь и удостовериться в этом.
Безопасность выше…
Одновременно с «Гранч» на шахте «Южная» аналогичная система мониторинга персонала шахты была внедрена на «Красногорской», которая входит в состав объединения «Прокопьевскуголь». Правда, здесь система несколько отличается от системы «Гранч» из-за особенностей прокопьевского предприятия, но суть ее работы приблизительно та же самая.
Стоит отметить, что теперь безопасность шахтеров на предприятиях «Прокопьевскугля» и «СДС-Угля» обеспечивается не только за счет мониторинга персонала, но и с помощью внедренной недавно Единой диспетчерской службы (ЕДС). Проект ЕДС, на реализацию которого направлено 12 миллионов рублей, разработан специалистами «СДС-Угля» и запущен в работу в сентябре 2010 года. Основная задача диспетчеров ЕДС – контроль за работой шахтовых систем жизнеобеспечения и безопасности.
«Горняки сосредоточены на своей работе – добыче угля, - говорит Владимир Баскаков. - Шахтовый диспетчер тоже во многом завязан на оперативном управлении предприятием. В отличие от них диспетчер ЕДС не связан с производственным процессом. Его задача – это осуществление постоянного контроля над работой системы жизнеобеспечения и безопасности, анализ устойчивости работы элементов системы. Еще раз подчеркну: главная задача диспетчера – безопасность людей под землей».
Единая диспетчерская служба – это, по сути, единый мозговой центр, куда стекается информация в режиме онлайн со всех угледобывающих предприятий. И сам пульт ЕДС может быть расположен в любом месте – лишь бы была возможность подключения к специальным выделенным каналам связи. То есть привязки к конкретной шахте нет в принципе.
На демонстрации в «СДС-Угле» журналистам было показано, как работает диспетчер ЕДС. Несколько мониторов, где отражаются все события, фиксируемые на предприятиях. Задача диспетчера в этих условиях – определить те, что требуют его вмешательства. Отклонения отклонениям рознь. Большинство нештатных ситуаций не несут угрозы технологическому процессу или тем более жизни и здоровью людей в забое. В таком случае сотрудник ЕДС сообщает своему коллеге – шахтовому диспетчеру об обнаруженном отклонении, чтобы тот выяснил причину этого отклонения. Если же событие на экране окрашивается в красный цвет – это сигнал для диспетчера ЕДС принимать срочные меры вплоть до остановки работы аварийного участка и вывода людей на поверхность.
«Когда ЕДС только запустили, - вспоминает Владимир Баскаков, - то в течение суток, случалось, фиксировали до 600 отклонений. Разумеется, больше 90 процентов из них это вообще никакие не отклонения. Например, слесарь проводит плановую проверку оборудования. Система ЕДС фиксирует и это тоже. В любом случае сейчас, даже спустя немного времени после запуска ЕДС, таких нормативных отклонений стало значительно меньше».
А это значит только одно: безопасность работы в шахтах «СДС-Угля» и «Прокопьевскугля» стала значительно выше.
Прямая связь с диспетчером
Что же может «Гранч»? Суть системы насколько проста, настолько же и гениальна. Каждый шахтер, спускающийся в забой, снабжен привычным головным фонарем. Только в отличие от обычного новый фонарь несет в себе встроенный передатчик с уникальным индивидуальным номером, а также динамик. На поверхности благодаря сети базовых станций, развернутой под землей, сигнал поступает на пульт диспетчера. В результате последний может отслеживать все перемещения людей в шахте, а в случае возникновения чрезвычайной ситуации с точностью до двадцати метров определить место нахождения каждого шахтера.
Кроме того, как я уже указал, в головной фонарь встроен динамик, который позволяет диспетчеру шахты передавать каждому рабочему под землей необходимые команды или информацию. В свою очередь шахтер способен дистанционно оповестить специалиста на поверхности в случае возникновения ЧП, нажав 3 раза на специальную кнопку, предусмотренную на фонаре.
На демонстрации новой системы, которая состоялась в Кемерове в минувшую пятницу, начальник отдела промышленной безопасности департамента угольной промышленности и энергетики Кемеровской области Сергей Спирин отметил необходимость и своевременность подобных технических средств, значительно повышающих безопасность шахтерского труда. «Подобные системы проходят внедрение еще на ряде угольных предприятий нашего региона, - рассказывает Сергей Владимирович, - но «СДС-Уголь» оказался одним из первых, кто сумел запустить систему мониторинга персонала в шахтах».
Двусторонняя связь
Как рассказал генеральный директор ХК «СДС-Уголь» Владимир Баскаков, система «Гранч» во многом уникальна. И в первую очередь тем, что позволяет не только в режиме реального времени отслеживать все перемещения в забое и устанавливать достаточно точное местонахождение рабочих, но и обеспечивает сохранение истории этих перемещений. Так, из архива, хранящегося на специальных серверах, можно извлечь информацию, например, о конкретном человеке: сколько раз он спускался в забой, сколько времени там проводил, какие участки посещал, а также установить точную календарную дату каждого спуска под землю.
Стоит отметить, что аккумулятора фонаря, который является элементом «Гранч», хватает на 8 часов, ведутся работы по увеличению емкости аккумуляторных батарей.Кстати, связь между шахтерским датчиком, базовой станцией и диспетчером осуществляется посредством двух видов связи: проводной и беспроводной WiFi. «Гранч» позволяет отслеживать ситуацию в забое не только в случае чрезвычайных обстоятельств, но и в целом поднимает информативность взаимодействия «шахтер-диспетчер». Так, если шахтерский фонарь в течение 15 минут находится без движения, то на пульт к диспетчеру поступает соответствующий сигнал. Тогда, чтобы убедиться, что с человеком под землей все нормально, специалист на поверхности может установить связь и удостовериться в этом.
Безопасность выше…
Одновременно с «Гранч» на шахте «Южная» аналогичная система мониторинга персонала шахты была внедрена на «Красногорской», которая входит в состав объединения «Прокопьевскуголь». Правда, здесь система несколько отличается от системы «Гранч» из-за особенностей прокопьевского предприятия, но суть ее работы приблизительно та же самая.
Стоит отметить, что теперь безопасность шахтеров на предприятиях «Прокопьевскугля» и «СДС-Угля» обеспечивается не только за счет мониторинга персонала, но и с помощью внедренной недавно Единой диспетчерской службы (ЕДС). Проект ЕДС, на реализацию которого направлено 12 миллионов рублей, разработан специалистами «СДС-Угля» и запущен в работу в сентябре 2010 года. Основная задача диспетчеров ЕДС – контроль за работой шахтовых систем жизнеобеспечения и безопасности.
«Горняки сосредоточены на своей работе – добыче угля, - говорит Владимир Баскаков. - Шахтовый диспетчер тоже во многом завязан на оперативном управлении предприятием. В отличие от них диспетчер ЕДС не связан с производственным процессом. Его задача – это осуществление постоянного контроля над работой системы жизнеобеспечения и безопасности, анализ устойчивости работы элементов системы. Еще раз подчеркну: главная задача диспетчера – безопасность людей под землей».
Единая диспетчерская служба – это, по сути, единый мозговой центр, куда стекается информация в режиме онлайн со всех угледобывающих предприятий. И сам пульт ЕДС может быть расположен в любом месте – лишь бы была возможность подключения к специальным выделенным каналам связи. То есть привязки к конкретной шахте нет в принципе.
На демонстрации в «СДС-Угле» журналистам было показано, как работает диспетчер ЕДС. Несколько мониторов, где отражаются все события, фиксируемые на предприятиях. Задача диспетчера в этих условиях – определить те, что требуют его вмешательства. Отклонения отклонениям рознь. Большинство нештатных ситуаций не несут угрозы технологическому процессу или тем более жизни и здоровью людей в забое. В таком случае сотрудник ЕДС сообщает своему коллеге – шахтовому диспетчеру об обнаруженном отклонении, чтобы тот выяснил причину этого отклонения. Если же событие на экране окрашивается в красный цвет – это сигнал для диспетчера ЕДС принимать срочные меры вплоть до остановки работы аварийного участка и вывода людей на поверхность.
«Когда ЕДС только запустили, - вспоминает Владимир Баскаков, - то в течение суток, случалось, фиксировали до 600 отклонений. Разумеется, больше 90 процентов из них это вообще никакие не отклонения. Например, слесарь проводит плановую проверку оборудования. Система ЕДС фиксирует и это тоже. В любом случае сейчас, даже спустя немного времени после запуска ЕДС, таких нормативных отклонений стало значительно меньше».
А это значит только одно: безопасность работы в шахтах «СДС-Угля» и «Прокопьевскугля» стала значительно выше.